Картина «Девочка с персиками» является визитной карточкой Валентина Серова. В плане техники письма она являлась новаторской, т.к. к стилю импрессионизм в России тогда ещё не привыкли. Нам же картина интересна своими деталями, передающими дух эпохи.
Сюжет картины
Валентин Серов часто гостил в усадьбе Абрамцево, принадлежавшей предпринимателю и меценату Савве Мамонтову. Однажды погожим летним днем он увидел, как одиннадцатилетняя Вера, дочка Мамонтова, разгоряченная игрой в казаков-разбойников, вбежала в комнату, уселась за стол и хотела съесть персик. Серова так поразила эта мизансцена, что он решил непременно ее запечатлеть.
Художник только недавно вернулся из Италии, пораженный работами мастеров Ренессанса, атмосферой страны и ее жителями. По возвращении он решил «писать непременно отрадное». А что может быть отраднее яркого лета и милого ребенка?
Вот только процесс позирования растянулся на целый месяц. Серов был известен тем, что иногда доводил своих моделей до изнеможения количеством сеансов. Вере, которая была довольно-таки непоседливым ребенком, пришлось сидеть каждый день неподвижно по несколько часов.

Местонахождение: Частная коллекция
Остановись, мгновенье…
Серову очень захотелось запечатлеть живость детской натуры, которая проявляется во всем облике девочки: ее растрепанных волосах, лукавом взгляде, румянце, форме губ, готовых вот-вот рассмеяться. Он хотел поймать это мгновение.
Поэтому Вера и не переоделась в праздничное выходное платье, которое обычно надевают модели. На ней просторная розовая блузка с детским бантом – одеяние, которое не очень-то подходит одиннадцатилетней девочке. Зато такая одежда отлично подчеркивает спонтанность ситуации. Кроме того, розовая блузка Веры является чуть ли не самым главным ярким акцентом на картине и создает впечатление, что свет исходит не только из окна, но и от самой девочки.
Молодость, свежесть, и беззаботность передаются и зеленью за окном. Светлые оттенки листьев подчеркивают юность героини и дополнительно привносят в картину тепло и свет. Однако листья уже успели немного пожелтеть и пожухнуть, ведь картина создавалась в августе-сентябре. Кленовым листьям на столе Серов придал особый смысл – они символизируют быстротечность молодости, которой нужно наслаждаться каждый день.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Интерьер богатого имения
Сава Мамонтов был одним из самых богатых промышленников России. Об этом говорит интерьер столовой, в который сидит Вера. Все обставлено со вкусом и сдержанной роскошью: на столе белая скатерть, вокруг стоят красивые резные стулья из красного дерева, на стене висит изящная керамическая тарелка.
Слева также видна часть другой комнаты. Это Красная гостиная, которая примыкает к столовой и террасе. В комнате виден стул в стиле жакоб со вставками из золоченной латуни. Такая мебель появилась в России еще при царствовании Екатерины II.

О том, что Савва Мамонтов увлекался прикладным искусством, говорят керамическая тарелка на стене и фигура деревянного гренадера в левом углу. Промышленник даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую. Фигурка деревянного солдата куплена в Троице-Сергиевой Лавре. Изначально она была нераскрашенной. Росписью также занимался Серов.
Однако интерьер совсем не кажется напыщенным и холодным. Наоборот, создается ощущение комфорта и уюта. Например, оконная рама в столовой не выглядит новой, краска кое-где уже облупилась. Это добавляет картине естественности и того самого ощущения родных стен. Стол огромный и говорит о том, что за ним всегда собирается много народу. А персики выращены в оранжерее Мамонтовых.

Сегодня в усадьбе Абрамцево располагается музей. Конечно, сохранить все вещи, изображенные на картине, не удалось. Но, например, посетители музея могут увидеть обстановку усадьбы, а гренадер и тарелка по-прежнему находятся на своих местах. Серов подарил картину семейству Мамонтовых, и долгое время она находилась в усадьбе в той самой комнате, в которой и была написана. Сейчас картина хранится в Третьяковской галерее, а в музее находится ее копия.