Инспектор уголовного розыска или саратовский купец: был ли прототип у Остапа Бендера?

Искусство

Если «Двенадцать стульев» назвать плутовским романом (а он подпадает под все характеристики), то Остап Бендер – это «пикаро» практически нашего времени.

Мошенник, вокруг похождений которого строится весь сюжет сатирического шедевра И. Ильфа и Е. Петрова. Духом авантюризма пропитан весь роман. Даже процесс написания книги и появление Бендера в качестве главного героя были не чем иным, как настоящей авантюрой.

Некий инспектор одесского уголовного розыска

Роман, у которого поначалу и внятного сюжета не было, заказал Ильфу и Петрову писатель и драматург Валентин Катаев. Ильф и Петров решили, что имя Катаева обеспечит роману хороший тираж, а им, следовательно, – гонорар.

Все, что Катаев «подкинул» писателям – это историю о том, как Воробьянинов охотился за сокровищами, зашитыми в стул. Над другими персонажами Ильф и Петров долго не думали, просто списали их со знакомых. Так в сюжете появился некий инспектор одесского уголовного розыска. Впрочем, история создания романа настолько обросла легендами, что уже трудно отличить правду от вымысла. Но о том, что Бендер изначально был эпизодическим персонажем, рассказывали сами авторы.

Инспектор был реальным человеком, общим знакомым писателей. Звали его Остап, но фамилия была другая. Ильф предложил «наградить» героя более звучной фамилией. Остап стал Бендером, как сосед Ильфа. По мере того как развивался сюжет, эпизодический герой стал все чаще выходить на первый план. Пока авторы не поняли, что история крутится вокруг Бендера. Так, практически случайно, появился один из самых узнаваемых литературных героев.

Родной брат Евгения Петрова писатель Валентин Катаев мог стать прототипом Остапа Бендера
Родной брат Евгения Петрова писатель Валентин Катаев мог стать прототипом Остапа Бендера

Поиски прототипа

Интересно, что внимание исследователей к Остапу Бендеру с самого выхода романа было огромно. Еще бы, ведь как источник цитирования роман сопоставим с произведениями Пушкина и Крылова. Множество статей об этом герое посвящено поиску его прототипа. Литературоведы выдвигают более десяти кандидатур.

Прообразами «великого комбинатора», к примеру, могли стать предприимчивые саратовские купцы братья Бендеры. Один из братьев разбогател, когда перевозил крупную сумму чужих денег и якобы на него напали. Ильф и Петров узнали об этой истории, когда были в командировке в Саратове. В кандидатах на прототип также числились еврейский писатель В. Жаботинский, филолог В. Шкловский, художник Сандро Фазини и даже сам Валентин Катаев.

Корни Остапа Бендера пытались найти за рубежом, ведь он являлся сыном турецкоподданного. Например, арабские ученые считают, что Бендер был сирийцем. А узбекские коллеги – что тюрком. Впрочем, Бендер мог бы быть гражданином еще десятка стран.

Саратовский купец первой гильдии Бендер Андрей Иванович, тот самый, внезапно разбогатевший после ограбления
Саратовский купец первой гильдии Бендер Андрей Иванович, тот самый, внезапно разбогатевший после ограбления

Одессит Остап Шор

Лишь в конце XX в. исследователям наконец-то удалось найти наиболее вероятного прототипа Остапа Бендера. Разгадка была на виду, в самом романе. Прообразом «великого комбинатора» скорее всего стал тот самый инспектор Остап по фамилии Шор. Многое в его характере и биографии совпадает с историей литературного героя.

Остап Шор родился в конце XIX в. в Одессе. Знакомые описывали его как человека веселого нрава, решительного и смелого. В 1918 г. он стал инспектором уголовного розыска. Тогда подобную должность получали наиболее отчаянные кандидаты, т.к. Одесса революционного времени – это город шулеров, бандитов, авантюристов, фармазонщиков и прочих мошенников всех мастей.

Осип (Остап) Беньяминович Шор, который считается наиболее вероятным прототипом Остапа Бендера
Осип (Остап) Беньяминович Шор, который считается наиболее вероятным прототипом Остапа Бендера

Остап Шор раскрывал преступления, боролся с бандитами и часто был на волоске от смерти. Но его не раз выручала природная смекалка, которую унаследовал от прототипа и литературный герой. Как и Бендер, Остап Шор знал немало способов относительно честного обогащения в то лихое время.

О том, что Шор стал прообразом литературного персонажа, его самого не предупредили. Поэтому однажды к авторам явился реальный Остап и потребовал гонорар за использование его биографии. Ильф и Петров стали оправдываться, а Шор рассмеялся. С тех пор писатели и прототип их героя стали дружить. Шор рассказал авторам истории из жизни для третьего романа об Остапе Бендере. Но замыслу помешала смерть Ильи Ильфа.

Этот образ великого комбинатора стал почти каноническим Неподражаемый Андрей Миронов - Остап Бендер в фильме «12 стульев», 1976 год
Этот образ великого комбинатора стал почти каноническим
Неподражаемый Андрей Миронов – Остап Бендер в фильме «12 стульев», 1976 год

Впрочем, даже если Остап Шор и был прототипом Бендера, «великий комбинатор» не мог быть списан с одного человека. Как писал в статье о прототипах литературного Остапа профессор Леонид Кацис, «искать прообраз бессмысленно, т.к. события и судьбы людей, отразившиеся в романе, исключают линейности и однослойности».

На обложке: Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера в фильме «12 стульев», 1971 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий