Им восхищались, а потом забыли даже его имя – виртуоз красок Константин Коровин

Искусство

Он был не просто художником, но человеком, старавшимся впитать всё новое, необыкновенное, а главное – поделиться этим с окружающими. Константин Коровин стал известен как живописец, создавший одно из первых полотен русского импрессионизма. Его «Портрет хористки» получил немало восторженных отзывов, но также не раз подвергался суровой критике.

Но Коровин был верен своим принципам, несмотря на откровенное негодование ценителей академизма. Живописец старался реализовать себя в разных видах деятельности. Он сотрудничал с театрами, создавая декорации, делал иллюстрации к известным произведениям, из-под его кисти появлялось оформление известных выставок. Но почему художника практически забыли на родине? Какими были периоды взлёта и полного краха неординарного и самобытного Константина Коровина?

Простой быт семьи Коровиных

Будущий живописец появился на свет в 1861 году в Москве. Он стал ещё одним представителем прежде весьма состоятельной семьи. Известно, что дед нашего героя Михаил Коровин был владельцем ямского извоза. Его очень уважали в купеческой среде, многие с большим почтением относились к Михаилу Емельяновичу. Своему сыну, отцу Константина Коровина, он дал прекрасное образование, надеясь, что тот станет успешным продолжателем его дела.

Однако Алексей Коровин отцовской купеческой хватки не имел, а потому после смерти родителя сохранить нажитое состояние не сумел. В итоге семейству Коровиных пришлось переехать в куда более скромный дом, чем тот, где они жили прежде. Там-то, в Больших Мытищах, и прошло детство маленького Кости.

Впрочем, мальчика едва ли угнетала простая обстановка. Напротив, его ранние годы были беззаботными и весёлыми. Полудеревенская обстановка вдохновляла на различные игры и зарождала в юном Коровине большую любовь к природе. В окрестностях своего дома он мог гулять целыми днями и наслаждаться видами, недоступными городскому жителю.

Валентин Александрович Серов «Портрет художника Константина Коровина», 1891 год, Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Валентин Александрович Серов «Портрет художника Константина Коровина», 1891 год,
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Творческая атмосфера

Воспитанием детей в семействе занималась мать Константина. Это была очень одарённая и образованная женщина с массой творческих увлечений. Мальчик любил смотреть, как мать расставляет на столе баночки с красками, потом смешивает несколько цветов и начинает наносить на холст мазки и небольшие пятнышки. Когда из всего этого перед Костей появлялись написанные рукой матери пейзажи, он был в восторге. Живопись казалась ему неким невероятным чудом, которое всегда завораживало его. Как вспоминал сам Коровин спустя годы:

«Я любил смотреть, когда у матери моей на столе лежали коробочки с разными красками. Такие хорошенькие коробочки и печатные краски, разноцветные. И она, разводя их на тарелке, кистью рисовала в альбом такие хорошенькие картинки – зиму, море, – такие, что я улетал куда-то в райские края».

Отец Коровина в свободное время тоже занимался творчеством. Правда, ему больше по душе была графика. Однако и он внёс немалый вклад в развитие творческих способностей сына. Так вышло, что Костя с детских лет не представлял своей жизни без музыки, литературы, а главное – живописи.

Братья Сергей и Константин (справа) Коровины в детстве
Братья Сергей и Константин (справа) Коровины в детстве

Первый наставник

И всё же далеко не сразу Константин связал свою жизнь с созданием картин. В четырнадцать лет пришла пора выбирать профессию. По решению Коровина и его родных он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на факультет архитектуры. В ту пору многие считали, что у архитектора куда больше шансов реализовать себя, нежели у художника.

Но Константин на выбранном факультете пробыл совсем недолго. Очень скоро юноша понял, что его куда больше интересует живопись, и именно ею он и хотел бы заниматься всю жизнь. Коровин перевёлся на отделение живописи.

Его наставником стал известный русский пейзажист Алексей Саврасов. Этот человек, суровый и мудрый, стал первым учителем, раскрывшим перед Костей все тонкости изобразительного искусства. На протяжении всех последующих лет своего преподавателя Коровин будет вспоминать с огромным уважением и даже трепетом. Не исключено, что именно Саврасов начал «создавать» того Коровина-живописца, которого увидел мир. Как вспоминал Константин Алексеевич:

«И вот я в мастерской Школы живописи в Москве. Сам Саврасов, живой, стоит передо мной. Он огромного роста, у него большие руки, а лицо его, как у бога, и все, что он говорит, как от бога. До чего я любил его!».
Алексей Кондратьевич Саврасов - первый учитель и наставник молодого художника Константина Коровина
Алексей Кондратьевич Саврасов – первый учитель и наставник молодого художника Константина Коровина

Первые крупные работы

Благодаря своему наставнику Константин научился особенной манере – способу передачи собственных чувств через изображение природы. Молодой живописец с изумлением открыл для себя, что красота написанного художником пейзажа заключается не только в правильно выбранном месте и гармоничности самой природы, но главное – в том, что в ней заключена частица души мастера.

Такая незримая связь с Саврасовым, его принципами ярко заметна на полотне Коровина «Ранняя весна». Очень точно о его произведении написал живописец и искусствововед Игорь Грабарь:

«Коровин – автор первой Весны, появившейся после саврасовских грачей. Все то невероятное количество последних снегов, мартов и ранних весен, которыми так богата русская живопись последних пятнадцати лет, ведет свое начало, несомненно, от Коровина».

Тяжёлым ударом для молодого художника стал уход его наставника. Когда у Саврасова врачи обнаружили тяжёлое заболевание, он вынужден был покинуть училище. Некоторое время Константин Алексеевич обучался в Петербургской Академии художеств, но здесь не смог найти общего языка с преподавателями. Из-за этого студент вынужден был отчислиться и вернулся в родное училище, став подопечным знаменитого живописца Василия Поленова.

Константин Алексеевич Коровин за работой
Константин Алексеевич Коровин за работой

Коровин и импрессионизм

Именно от своего нового наставника Коровин узнал о течении, которое набирало популярность в европейских странах, а именно – об импрессионизме. Углубившись в идеи импрессионистов, Коровин понял, что они близки и его творчеству. Под их влиянием он создал свою знаменитую картину «Портрет хористки».

Это произведение вызвало неоднозначную реакцию публики. Сторонники новых веяний поддержали Константина, а вот ценители живописи старой школы (к которым относилось большинство преподавателей) призвали своего ученика быть более сдержанным и следовать консервативным принципам в искусстве.

«Портрет хористки» и крайне негативное отношение к нему художников-академистов привели к тому, что школу живописи Коровин окончил, но так и не получил звания профессионального живописца. Некоторые его знакомые вздыхали, отмечая, что, не будь этой работы, Константину куда легче было бы достигнуть успеха на выбранном поприще. Однако сам автор ни о чём не жалел. Напротив, он был доволен, что не стал следовать общепринятым идеям и создал нечто по-настоящему своё. Об отношении живописцев к «Портрету хористки» сам Коровин написал:

«Репин сказал, … что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это – это живопись для живописи только… И живопись этого этюда находили непонятной?! Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам – г. Мосолову и еще каким-то».

Что интересно, сам Коровин очень хотел считаться новатором импрессионизма в России. По сути, так оно и было. Но чтобы закрепиться в этом «звании», мастер намерено указал неверную дату написания «Портрета хористки». На самом же деле написано полотно было не в 1883, но в 1887 году, когда Коровин был в Харькове.

Константин Алексеевич Коровин «Портрет хористки», 1887 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Константин Алексеевич Коровин «Портрет хористки», 1887 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Работа с театрами

Несмотря на неоднозначное отношение Василия Поленова к картине Коровина, он понимал, насколько талантлив его ученик. Благодаря наставнику Константин Алексеевич познакомился с Саввой Мамонтовым, известным меценатом того времени. В 1884 году художник стал членом кружка, который собирал Савва в своём имении Абрамцево. Мамонтову нравились талантливые и неординарные личности – Коровин в этом плане полностью соответствовал его ожиданиям.

Кстати, именно тогда Константин проявил себя с новой стороны. В абрамцевском коллективе он стал заниматься не только привычным для себя творчеством, но и работать над оформлением спектаклей. Благодаря Коровину появились декорации к пьесе «Снегурочка», а также операм «Аида», «Демон», «Кармен», «Лакме».

Константин Алексеевич Коровин. Эскиз декорации к опере А.Г.Рубинштейна «Демон», 1902 год
Константин Алексеевич Коровин. Эскиз декорации к опере А.Г.Рубинштейна «Демон», 1902 год

Большое путешествие

А спустя несколько лет Константин Коровин наконец получил возможность побывать во Франции и лучше познакомиться с творчеством импрессионистов, о которых так много слышал. Однако наиболее яркие впечатления ожидали Коровина вовсе не за границей. Вернувшись на родину, он в компании другого русского живописца, своего приятеля Валентина Серова, отправился в путешествие по северным краям.

Два друга, которых многие общие знакомые даже шутя называли «Серовиным», посетили Мурманск, побережье Северной Двины, а затем даже проехали через Швецию и Норвегию. Заполярье и Русский Север поразили Коровина, причём с особенной теплотой он отзывался о жителях тех мест:

«Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей…».

Благодаря этой поездке на свет появилось множество удивительных картин Константина Алексеевича. Разумеется, все они были посвящены тому самому «Северу Дикому» И сегодня ценители живописи находятся под впечатлением от его работ того времени – «Мурманский берег», «Архангельский порт на Двине», «Зима в Лапландии».

Константин Алексеевич Коровин «Мурманский берег», 1894 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Константин Алексеевич Коровин «Мурманский берег», 1894 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Человек, воспевший Север

А в 1896 году Коровин стал усердно работать для выставки, которая готовилась в Нижнем Новгороде. По поручению Мамонтова он занимался оформлением павильона «Крайний Север». Эта масштабная работа живописца была высоко оценена современниками.

Теперь уже даже ярые критики, прежде набрасывавшиеся на Коровина из-за его «импрессионистских выходок», не могли сдержать восхищения. С большим уважением о его эскизах к выставке отзывался и наставник Василий Поленов:

«Северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке».
Панно Константина Алексеевича Коровина для павильона «Крайний Север»«Базар у пристани в Архангельске», 1896 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Панно Константина Алексеевича Коровина для павильона «Крайний Север»
«Базар у пристани в Архангельске», 1896 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Парижское творчество

Поездка во Францию тоже не прошла бесследно для творчества Коровина. Виды французской столицы занимают особенное место среди его работ. Константин Алексеевич создал множество полотен, посвящённых Франции – «Париж. Утро», «Ночная улица. Париж» и многие другие.

Кстати, во Франции живописец сразу же обрёл признание. Парижские коллеги относились к нему с большим почтением, считая едва ли не самым талантливым русским живописцем того времени.

Константин Алексеевич Коровин «Ночная улица». Париж, 1902 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Константин Алексеевич Коровин «Ночная улица». Париж, 1902 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Конечно, в России талантов было очень много, но Константин Коровин сумел ещё до своего приезда во Францию тем самым внутренним «родством» с импрессионистами уловить парижский дух, то, что волновало и интересовало французов. Кстати, во Франции Коровин получил звание кавалера Почётного легиона, что было достойной оценкой его работ.

Натюрморты Коровина

В 1910 годы живописца увлёк жанр натюрморта. На его картинах всё чаще стали появляться цветы, фрукты, небольшие предметы декора, заслуживающие внимания. Одной из самых известных работ этого периода стало полотно «Розы и фиалки». На нём мы видим цветы, написанные на фоне ночного Парижа.

К слову, здесь заметно, что Коровин так и не оставил столь любимого им импрессионизма и продолжал творить в этом стиле, не обращая внимание на негодование некоторых коллег.

Константин Алексеевич Коровин «Розы и фиалки», 1912 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Константин Алексеевич Коровин «Розы и фиалки», 1912 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Военное время

Так вышло, что начало Первой мировой войны совпало с появлением серьёзных проблем со здоровьем живописца. Врачи порекомендовали ему отправиться поближе к морю. Следуя их совету, Коровин некоторое время жил в Севастополе.

Именно там появилась картина «Севастополь зимой». О том, что дело происходит в военной обстановке, можно догадаться лишь по наличию на полотне боевого корабля. Сам же Коровин в ту пору, несмотря на болезнь, чувствовал прилив сил. Поездки приносили ему новые впечатления, которыми он спешил делиться с другими – через свои картины. Как писал живописец в 1916 году:

«Я думаю, что после войны искусство очень поднимется и очень будет нужно человеку как символ лучших чувств жизни и радости».
Константин Алексеевич Коровин «Севастополь зимой», 1916 годМестонахождение: Частная коллекция
Константин Алексеевич Коровин «Севастополь зимой», 1916 год
Местонахождение: Частная коллекция

Тяжёлые времена

Но спустя год в России грянула революция. Неожиданные перемены и потрясения сказались не самым лучшим образом на Константине Коровине. Нет, он не был противником революционных идей, однако всё происходящее его угнетало. И речь шла, как ни странно, о новых должностных обязанностях живописца.

Вскоре Коровин стал членом Комиссии художников бывшего Министерства Императорского двора, также он вошёл в Коллегию художников театра, а затем был включен в состав Отдела пластических искусств. Константин Алексеевич получил несколько других должностей, весьма ответственных и серьёзных. Но всё это тяготило мастера. Он желал просто творить, но не участвовать в политических переменах, не заниматься пропагандой и не наставлять других. В одном из своих писем он не сдержался и высказался:

«Боже, как надоела эта политика!».

Едва только появлялась возможность покинуть столицу, живописец тут же уезжал из Москвы. Он отправлялся в ярославскую деревню Охотино или на берег тверского озера Удомля, где просто рисовал, создавая прекрасные вечерние пейзажи. Вдали от городской жизни, так же, как в детстве, Коровин наслаждался покоем и бесконечно совершенной красотой природы.

Дом Константина Алексеевича Коровина в Охотино, где он любил отдыхать и работать / tg-m.ru
Дом Константина Алексеевича Коровина в Охотино, где он любил отдыхать и работать / tg-m.ru

Семья «поневоле»

Но какой же была личная жизнь мастера? В отличие от многих своих французских коллег-импрессионистов, он не заводил множества романов, а его семейную жизнь едва ли можно было сравнить с бурной и яркой жизнью творческой. Но это и нравилось живописцу.

Со своей супругой Анной Фидлер Коровин повстречался в театре. Очаровательная юная хористка покорила сердце живописца, и вскоре между молодыми людьми завязался роман. Когда Анна сообщила Константину, что ждёт ребёнка, тот уверенно заявил, что женится на девушке.

Вскоре пара действительно заключила брак, но семейное счастье едва ли ждало молодых. Родившийся малыш прожил совсем немного – у семьи не было средств на самое необходимое для ребёнка. Несомненно, Коровин мог бы обратиться за помощью к своим добрым друзьям и влиятельным знакомым, но те даже не подозревали, что живописец обзавёлся семьёй и стал отцом.

Анна Яковлевна Фидлер, 1890-е годы
Анна Яковлевна Фидлер, 1890-е годы

Безрадостный быт

Лишь когда Анна ожидала второго ребёнка, Константин сообщил о своём статусе женатого человека всем знакомым. Брак Константина Алексеевича трудно назвать счастливым. Его семейная жизнь была лишена и радости, и ярких эмоций. Супругу свою Коровин не любил и оставался рядом с ней лишь из чувства долга.

Также до конца дней живописец испытывал вину за смерть своего первенца, и это тоже подсознательно заставляло его оставаться рядом с женщиной, которую он считал совершенно чужим человеком. По сути, самыми светлыми моментами жизни Коровина были времена, когда он путешествовал или творил. Лишь в живописи он находил счастье и спасение от обыденности и скуки.

Сын Константина Коровина Алёша, 1910 год
Сын Константина Коровина Алёша, 1910 год

За «бортом» творчества

В 1920-е годы Константин Коровин получил разрешение выехать за границу. Во Франции он провёл персональную выставку работ. Он собирался в скором времени вернуться на родину, но этому помешали болезнь супруги и финансовые проблемы. Так вышло, что последние свои годы Коровин провёл во Франции, где некогда так восхищались его работами, а теперь стали совершенно равнодушны к ним.

Это было новое время. Мода на импрессионизм уходила в прошлое. Париж и французское искусство стремительно менялись. Теперь уже публику едва ли можно было заинтересовать импрессионистическими творениями – куда ценнее для неё были полотна новых молодых мастеров. Коровин эту «битву» со временем и модой проиграл. Картины его практически не пользовались спросом, а приобретали их лишь давние знакомые живописца – для того, чтобы поддержать автора в непростое для него время.

Константин Алексеевич Коровин «Автопортрет», 1938 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Константин Алексеевич Коровин «Автопортрет», 1938 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Мемуары Коровина

В ту пору источником заработка для Коровина стали статьи, написанные для эмигрантской прессы. Как оказалось, он обладал большим литературным талантом. Но к семидесяти годом Коровин уже почти ничего не видел. Чувствуя себя несчастным слепцом, он всё равно находил для себя отраду в творчестве. Обзаведясь помощниками, он стал диктовать им свои воспоминания, которые превратились в удивительные мемуары живописца.

Даже старые знакомые мастера поражались, насколько поразительными вещами он делился в своей работе. Более того, его литературный дар произвёл огромное впечатление на тех, кто прежде знал лишь Коровина-художника. Например, Фёдор Иванович Шаляпин писал Константину Алексеевичу:

«Знаешь, Константин, я удивляюсь, как ты это пишешь. Черт тебя знает, кто ты такой? Откуда это взялось?».
Константин Алексеевич Коровин «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина», 1911 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Константин Алексеевич Коровин «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина», 1911 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Забытый живописец

А в 1939 году, через десять дней после начала Второй мировой войны, Константин Коровин умер от сердечного приступа. Выдающийся русский живописец был похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, вдали от родины, которую не переставал любить и вспоминал до последнего своего дня.

Поразительно, но имя Константина Коровина было практически забыто в России. Выехавший за границу художник «выпал» из творческой жизни страны. Не секрет, что было немало русских, добившихся успеха в эмиграции, однако Коровин к таким не принадлежал. Он хотел создавать «живопись ради живописи», в чём некогда его обвиняли.

Но он желал следовать зову сердца, тому, что он чувствовал и видел. Увы, французские ценители моды не смогли по достоинству оценить Коровина. Некогда любимый ими живописец был попросту забыт спустя несколько лет. Отъезд за границу и совсем иные реалии стали роковыми для художника, который страдал от материальных трудностей и был вынужден искать средства к существованию уже в очень преклонном возрасте.

Константин Алексеевич Коровин в преклонном возрасте
Константин Алексеевич Коровин в преклонном возрасте

Тем не менее и сегодня мы можем любоваться бессмертными творениями Константина Коровина. При жизни немногие сумели разглядеть в нём уникальный талант. Одним из таких людей стал певец Фёдор Шаляпин, который неслучайно называл Коровина «Паганини в живописи». Константин Алексеевич действительно был виртуозом, способным не только мастерски передавать оттенки и тона, но и чувства человека.

На обложке: Фрагмент картины Валентина Александровича Серова «Портрет художника Константина Коровина», 1891 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий