Накануне событий Великой Французской революции искусство Франции снова оказалось во власти классицизма. Привычные «канонические» формы, которые, казалось, уже ушли в прошлое, вновь вернулись, чтобы поразить новыми видением и прочтением. Среди знаменитых живописцев, прославившихся в ту непростую пору, был Жак Луи Давид. Именно этот человек, внесший неоценимый вклад в живопись, способствовал развитию французского неоклассицизма.
Жака Луи Давида неспроста называют «художником Наполеона». Он лично работал с Бонапартом, а среди самых известных его работ – знаменитое изображение Наполеона на коне. Живописец стремился правдиво показать своих современников и великие события, которые преображали Францию. Своё мастерство Давид передавал большому количеству учеников. Его картины и сегодня украшают галереи и дворцы мира. Как же Жак Луи достиг высот славы? Как он противоречил Наполеону и почему неверно писал собственные автопортреты?
Увечье Жака Луи
Неоклассицизм, набравший силу перед Великой Французской революцией, наиболее ярко проявил себя в живописи. Именно живописцы точно отображали принятые формы стиля и показывали, насколько стремительно развивается искусство. В творчестве великих мастеров снова на первое место становится здравый разум. Теперь искусство призывает не к праздным наслаждениям, а к мыслям, философским раздумьям и погружению в себя. Именно тогда, в пору становления неоклассических форм, и суждено было появиться на свет Жаку Луи Давиду.
Жак Луи родился в августе 1748 года в Париже. Его отец был коммерсантом и хорошим фехтовальщиком. Некоторое время юный Давид воспитывался в монастыре Пикпюс.
Когда мальчику не исполнилось и десяти лет, его отец погиб в результате дуэли на шпагах. Неизвестно, как бы сложилась судьба Давида, семья которого потеряла кормильца, однако Жаку Луи помог его дядюшка по матери. Благодаря этому юноша смог поступить в Колледж Четырёх Наций.

Местонахождение: Музей изящных искусств, Анже, Франция
Правда, факультет был выбран неудачно – это было направление риторики. Почему? Дело в том, что уже в юные годы Жак Луи получил травму во время фехтования. На его лице с одной стороны появилась опухоль, которая мешала будущему живописцу разговаривать.
Дикция у Жака Луи была очень плохая, а потому в свободное время он любил не болтать с приятелями, а рисовать. В дальнейшем свои автопортреты Давид будет писать «неправдиво», убирая опухоль, которая присутствовала на лице. При этом на портретах, созданных другими мастерами, он будет выглядеть так же, как и в жизни. Согласитесь, его можно понять. Несомненно, в юности он очень страдал от своего «уродства».

Местонахождение: ГМИИ имени А.С.Пушкина, Москва, Россия
Призвание – живопись
Оставив юного Жака Луи в Париже, его мать отправилась к родственникам в Нормандию. Не она, а семейство дядюшки помогло юноше определиться с выбором будущей профессии. Примечательно, что оба его дяди были архитекторами. Поскольку и сам мальчик очень неплохо рисовал, было решено, что из него выйдет толковый зодчий.
Однако после пары занятий Давид понял, что связывать свою судьбу с архитектурой не хочет. Вопреки наставлениям родственников юноша отправился учиться живописи. В качестве наставника он выбрал известного художника Франсуа Буше, который приходился семье Давида старым другом.
Буше понимал, что вкусы стремительно меняются. Он сам представлял стиль рококо, однако он постепенно уступал место античным формам и вариациям. В качестве наставника для своего ученика Буше нашёл другого живописца – Жозефа-Мари Вьена, представителя раннего неоклассицизма. Благодаря тому Жак Луи усвоил основные принципы нового стиля, а через три года смог поступить в Королевскую академию живописи и скульптуры, где стал заниматься в мастерской Вьена.
Талантливый молодой мастер мечтал получить Римскую премию и три года подряд создавал картины, которые могли бы принести ему заветную победу в конкурсе. Однако раз за разом Давида постигали неудачи. В конце концов живописец объявил голодовку и снова вернулся к живописи лишь после настойчивых убеждений своих товарищей. Наконец долгожданная Римская премия была получена за картину «Эразистрат, открывающий причину болезни Антиоха».

Местонахождение: Боз-арт де Пари, Париж, Франция
В Италии
В октябре 1775 года Давид вместе со своим наставником Вьеном отправился в поездку по Италии. Наконец он смог лично оценить памятники древнеримской скульптуры, которые служили источником вдохновения для многих неоклассицистов. Именно там, в итальянских городах, начинал формироваться индивидуальный стиль художника.
В те времена произошло открытие Геркуланума, начинались первые раскопки Помпей, которые придали особенный импульс исследованиям античности – в том числе и в живописи. Во время путешествия по Италии Жак Луи занимался изучением работ старинных мастеров, таких как Караваджо, Пуссен, Каррачи. Однако их творениями молодой мастер не вдохновился. Он писал:
«Антиквариат не соблазнит меня, в нём нет анимации, он не движется».
Стоит отметить, что перед революцией французскую интеллигенцию и творческую элиту вдохновляла именно античность, однако не греческий, а римский её вариант. Выступая с кафедры, священнослужители цитировали не Евангелие, а слова Тита Ливия. Так складывался совершенно новый стиль. На фоне событий, меняющих Францию, Давид превращается в истинного глашатая революции.

Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
«Клятва Горациев»
Именно тогда, на волне подъёма национального сознания, появляется картина «Клятва Горациев». В этой работе Давид стремился проявить все преимущества республиканского Рима. Здесь и благородство, и самоотверженность, и решимость защищать свою родину. По сути, глядя на картину Жака Луи Давида, публика невольно проводила аналогии между прежним Римом и Францией той поры. Древнеримские герои стали героями Французской революции. Известно, что один из якобинцев даже заявил во время своей речи:
«Пусть революционеры станут римлянами!»
Группы фигур в «Клятве Горациев» скомпонованы так, что напоминают старинные римские рельефы. Давид стремился достигнуть этого эффекта. Сцена выглядит достаточно театрально, однако эту намеренную «оплошность» зритель прощает автору – уж очень ярко показан сюжет древнего предания.
Говорят, что источником вдохновения для мастера стала пьеса Корнелия, поставленная на сцене одного из парижских театров. После битвы с Куриациями в живых остаётся лишь один из братьев Горациев. Вернувшись домой, он узнаёт, что его сестра оплакивает своего возлюбленного, одного из Куриациев. Разгневанный герой убивает сестру, позволившую себе лить слёзы по врагу. Тот, кого ещё вчера называли героем, сегодня оказывается перед судом. Ярко звучат слова старого отца Горация:
«Святые лавры! Вы, которых здесь пятнают!
Вы, чьи листы главу от грома сберегают!
Допустите ли вы, чтоб враг, на казнь влача,
О, римляне, друзья, ужели вы готовы
Герою наложить позорные оковы?»
На полотне Давида мы не видим этой заключительной сцены. Однако живописец показывает нам момент накануне сражения с Куриациями. Двое братьев полягут на поле боя, а младший вернётся домой, чтобы увидеть безрадостную картину. От этого полотна словно бы исходит звон тяжёлого старинного оружия. Оно пропитано силой и решимостью. Картина вызвала восторг публики. Сам Папа Римский по достоинству оценил работу мастера. Один из современников Давида писал:
«Две недели назад Давид закончил свою картину. Никакие слова не могут передать её красоту… В Риме он принят везде, всюду на него показывают пальцем. Итальянцы, англичане, немцы, русские, шведы и я не знаю, кто ещё, — все нации завидуют счастью Франции, которой принадлежит этот человек…»

Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
«Смерть Марата»
Именно Жаку Луи была поручена организация многих торжеств. Давид занимается оформлением массовых празднеств, которые включали в себя синтез искусств – театрального, музыкального и, конечно, изобразительного. Он украшал город в годовщину взятия Бастилии, во время празднеств в честь «Верховного существа», в честь торжеств, посвящённых перенесению останков Вольтера и Руссо в Пантеон.
Неудивительно, что уже в те революционные годы Давид получал немало заказов. Так, в 1790 году он по просьбе якобинцев начинает писать масштабную работу «Клятва в зале для игры в мяч». Увы, картина эта так и не была закончена, на что повлияли последующие события. Узнав о смерти «друга народа» Марата, Давид оставил прежний труд и приступил к созданию картины «Смерть Марата». Это произведение стало одним из самых известных в творческом наследии мастера.
В этой работе Давид показывает нам фигуру убитого лидера революции, используя игру света и тени, напоминающие стиль Караваджо. Марат был одним из наиболее ярких фигур якобинского террора. Заболев кожной болезнью, он старался не выходить из дома и часто принимал ванны. В 1793 году он был заколот в своём доме Шарлоттой Корде. Изображая последствия этих трагических событий, Жак Луи старался показать мрачную атмосферу революции. Конечно, он восхищался революционными идеями, но хотел, чтобы зритель проникся суровостью той эпохи.

Местонахождение: Королевские музеи изящных искусств, Брюссель, Бельгия
Страдание, написанное кистью
Судьбоносной картиной для Давида стала работа «Андромаха у тела Гектора», после которой автор был принят в действительные члены Королевской академии. Художник хотел показать нам горестную участь главных героев, бесконечную скорбь из-за потери мужа и отца. Здесь словно бы каждый штрих пропитан духом античности. Перед нами – комната, которую заливает ледяной свет.
Он словно повторяет холод тела Гектора, которое мы видим на ложе посреди этого помещения. Супруга героя Андромаха смотрит прямо на зрителя. Её глаза, красные от слёз, взирают прямо на нас. Всё в этой картине прописано с необыкновенной точностью и тщательностью – оружие, предметы быта, украшения, обстановка комнаты. Однако главное, о чём говорит нам работа Давида – ощущение необходимости в совершении благородного подвига. Неудивительно, что эта работа нашла отклик в сердцах зрителей.

Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Годы опалы
В 1794 году после Термидорианского переворота Давид оказался под арестом. Рассматривался даже вопрос о казни прежнего соратника революционеров. Что и говорить, время было непростое, и вчерашний баловень судьбы мог сегодня оказаться без головы. Но, к счастью, в случае с Давидом всё обошлось. Через некоторое время он был освобождён, а вскоре согласился стать членом класса литературы и живописи, созданного Директорией.
В эту пору он работал совсем немного – быть может, просто требовалось время, чтобы прийти в себя после потрясения. Одной из самых значимых работ этого периода стали «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами». Это полотно тоже стало не только иллюстрацией мифа, но и отражением событий во Франции. Давид призывал примириться прежде враждующие стороны, поскольку народ был един в своём порыве.

Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Работа с Наполеоном
Жака Луи Давида неслучайно называли «художником Наполеона». Благодаря этому мастеру на свет появилось огромное полотно с изображением знаменитого французского полководца. Картина «Наполеон при переходе перевала Сен-Бернар» имеет ширину более чем два с половиной метра.
Это не просто картина, а некий памятник Бонапарту. Здесь как раз изображены события после Великой Французской революции. Первый консул восседает на вздыбленном коне, его рука указывает путь для народа, который следует за своим предводителем.
Широкий плащ генерала трепещет на ледяном ветру, грива коня разметалась под его порывами, но французский лидер готов уверенно мчаться вперёд. Кстати, на этой картине можно разглядеть имена трёх великих полководцев, высеченные на скале: Карл Великий, Ганнибал и Бонапарт.
Примечательно, что во время работы над изображением Наполеона Жак Луи настаивал, чтобы полководец лично присутствовал в его мастерской и позировал для своего портрета. Бонапарт не хотел тратить на это время, а потому просил написать картину без его участия. На это остроумный Давид ответил:
«Разумеется, через двести лет не будут знать, похож ли ваш портрет на вас или нет. Однако значительно раньше ваш портрет увидят люди, которые живут сейчас и хорошо вас знают. Полагаю, господин генерал, они будут весьма удивлены, если ваша лошадь будет похожа на себя, а вы – нет».
В итоге Бонапарт сдался на милость живописца, а когда увидел готовый результат, был очень доволен. Давид стал первым живописцем императора, причём отныне начинает прославлять диктатора в своих работах – так же, как некогда воспевал идеалы революции. Это вовсе не означало подобострастия или преклонения перед фигурой Наполеона.
Как истинный мастер, Жак Луи видел настроения своей страны и отражал их через своё творчество. Не стоит забывать и о том, что эти самые настроения стремительно менялись, а потому перемены затрагивали и живопись. Приятели живописца даже говорили, что тот «в поисках своего героя сменил Цезаря на Брута». Но логичнее было бы поменять имена этих персонажей, поскольку именно Наполеон воплощал совершенный вариант диктатора (как и Цезарь), которого прославлял Давид.

Местонахождение: Национальный музей, Мальмезон, Франция
Коронация, Бонапарт и Папа
А потом в творчестве художника начался новый этап, который имел непосредственную связь с формированием стиля империи. Под впечатлением от работы Рубенса «Коронация Марии Медичи» на свет появилась работа «Коронация Наполеона». Заказчиком её выступал сам Бонапарт.
На этом масштабном полотне со множеством персонажей (к слову, все они являются реальными историческими личностями) Жак Луи Давид показал нам момент, когда Наполеон коронует свою супругу Жозефину. Но почему был выбран именно этот эпизод? Дело в том, что такие действия императора противоречили всем прежним традициям коронации. Одним только этим жестом Наполеон показывал своё превосходство над Папой Римским, который лишь скромно стоит рядом и даёт своё благословение новому правителю Франции.
Кстати, во время написания «Коронации Наполеона» возник забавный момент. На полотне нужно было написать Папу Пия Седьмого. Однако тот наотрез отказывался позировать художнику, поддерживающему идеи революции. Понтифика сумели убедить в раскаянии живописца, и тот сказал, что в этом случае сможет позировать для него, но при условии, если мастер во время работы станет на колени. Успешно написав Папу Римского, после завершения картины Жак Луи Давид сказал:
«Удивительно, но встреча со Святым отцом дала мне понять, что я не очень раскаялся. Глядя на его высокопреосвященство, мне всё время хотелось крикнуть: «Да здравствует революция!»

Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Личная жизнь Давида
Конечно, рассказывая о жизни Жака Луи Давида, нельзя обойти его личные отношения с людьми. А ведь в этом плане судьба его оказалась не менее бурной, нежели профессиональная деятельность. И речь идёт вовсе не о романах с женщинами.
В 1782 году живописец познакомился с Шарлоттой Пикуль. Милая девушка, она сразу пленила сердце мастера, и вскоре тот сделал своей избраннице предложение руки и сердца. В ту пору он уже был весьма состоятельным и успешным живописцем, хотя до будущей славы было ещё далеко. Шарлотта ответила согласием, и вскоре пара обвенчалась.
У Давида и его супруги родилось четверо детей. Однако мечтать о покое и размеренной жизни не приходилось. Во Франции началась революция, которую Жак Луи всячески поддерживал. А вот его жена была закоренелой роялисткой и простить мужу его политических идей не смогла. В 1792 году пара рассталась – Шарлотта заявила, что не может жить под одной крышей с этим человеком. Опять же, виной всему были не характер или поведение супруга, но его политические взгляды.
Однако точку в их отношениях было рано ставить. Когда Шарлотта узнала, что её бывший муж арестован и, более того, не исключено, что вскоре будет казнён, она бросилась ему на помощь. Женщина сумела подключить все связи для смягчения приговора Давида, а через некоторое время он был амнистирован. Быть может, в скором освобождении живописца тоже крылась помощь его любящей супруги.
Итог этого романа был очевиден. В 1796 году пара снова сочеталась браком и на этот раз уже не расставалась. До самой смерти мастера его верная супруга находилась рядом с ним. Шарлотта пережила Давида всего на один год.

Местонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
«Мадам Рекамье»
Жак Луи Давид принадлежал к тем мастерам, которые чутко реагируют на особенности своего времени. Он умел улавливать малейшие перемены. И если поначалу Давид писал портреты королевского семейства, то потом начал изображать революционных деятелей и первого императора Франции. Однако вскоре суровые времена сменил иной период – время расцвета парижских салонов.
Именно в ту пору, в 1800 году, была написана картина «Мадам Рекамье». Знаменитую француженку, светскую даму, играющую значительную роль в развитии искусства Франции, Давид писал в греческом стиле. В облике этой дамы и обстановке, окружающей её, чувствуется спокойное равновесие.
Обнажённые руки, шея и ступни кажутся миниатюрными и совершенными, словно перед нами – вовсе не земная женщина, а античная богиня. Давид очень точно передал натуру этой женщины, в которой, как отмечали её знакомые, сочетались хладнокровная рассудительность и романтичная восторженность.

Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Расцвет творчества Жака Луи Давида продолжался столько же, сколько длилась власть Бонапарта. После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо художник императора вынужден был бежать из родной страны. Некоторое время он находился в Швейцарии, но его всё равно влекло во Францию. Вернувшись в Париж, он едва не попал под арест – человека, причастного к революции, здесь теперь считали преступником. Давиду пришлось снова покидать родную страну – теперь уже навсегда. Он переехал в Брюссель, где и провёл последние годы своей жизни. Давид умер в декабре 1825 года. Знаменитый живописец был похоронен на кладбище квартала Леопольда (в дальнейшем прах перезахоронили на Брюссельском кладбище). А вот его сердце было погребено в Париже, как и завещал мастер, сердце которого действительно всегда было с его любимым городом.
На обложке: Фрагмент картины Жака Луи Давида «Автопортрет», 1794 год. Местонахождение: Лувр, Париж, Франция