«Христос не корова, чтобы быть красивым» – каким был творческий путь Николая Ге?

Искусство

Не секрет, что многие талантливые художники являются натурами тонкими и чувствительными, личностями, которые находятся в постоянном поиске истины и идеала. Николай Ге не был исключением из этого негласного «правила». На протяжении всего своего творческого и жизненного пути он не раз задавался философскими вопросами, которыми старался поделиться со зрителем, словно бы спрашивая и его мнение.

Картины Николая Николаевича Ге заставляют нас задуматься о смысле жизни, о том, что есть добро, а что – зло. Но главное – они позволяют нам заглянуть в прошлое нашей страны. Порой и вовсе создаётся впечатление, будто Ге параллельно жил в двух мирах – настоящем и прошлом. В его жизни происходило немало удивительных историй, о которых я хочу рассказать. Как же Николай Ге стал выдающимся русским живописцем? О чём ему боялся сказать учитель? И кем была та единственная любовь Ге, черты которой можно узнать и в Марии Магдалене, и в образе Петра Великого?

Происхождение

В 1831 году в семье потомка французского дворянина Николая Ге, жившего в Воронеже, произошло пополнение. Появившегося на свет мальчика решили тоже назвать Николаем – и в честь отца, и в знак уважения ко многим славным предкам, носившим это имя. В России представители старинного аристократического французского рода де Ге оказались ещё в 1789 году. Тогда прадед будущего художника, Матьё де Ге, в связи с революционными событиями решил оставить родину и найти своё место среди русских просторов.

Дед Николая Николаевича Осип Матвеевич по приказу Екатерины Второй вместе с другими французами, проживавшими в России, подписал документ о присяге, «осуждающий злодеяния революции, и поклялся на Святом Евангелии в верности Божьей милостью ниспосланной королевской власти». По сути, этой подписью предок Ге высказывался в поддержку монархии и становился лицом «благонадёжным» для Российской империи, правительница которой стремилась любыми способами избежать повторения французского сценария.

Николай Александрович Ярошенко «Портрет художника Николая Николаевича Ге», 1890 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Николай Александрович Ярошенко «Портрет художника Николая Николаевича Ге», 1890 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Потрясения детства

Год, когда Николай появился на свет, стал «чёрным» для жителей многих губерний. Дело в том. что как раз в эту пору в стране свирепствовала холера. Мать маленького Николя, как ласково называли мальчика на французский лад, умерла, когда сынишка был ещё совсем юным – болезнь была беспощадна. После её смерти Николай оказался на попечении бабушки Дарьи Яковлевны и няни-крепостной. Этих женщин мальчик очень любил, с теплотой относясь к каждой из них. По сути, именно они заменили ему умершую мать.

Ранние годы Ге прошли в небольшом селе на окраине Киеве. Это были времена расцвета крепостничества и, как через много лет признавался художник, на всю жизнь в его памяти остался эпизод, виденный в детстве. Однажды его отец приехал домой на бричке, с которой помог слезть маленькому мальчонке – тот был ровесником Николая.

Когда сын спросил родителя, кто это, то лишь махнул рукой, сказав, что купил за гроши мальчугана у одного помещика. Юный Ге был потрясён – он тут же постарался представить, каково это – быть проданным и купленным кем-то. О том событии он так и не смог забыть, а тема крепостничества и тяжкой участи крестьян также найдёт отражение в его творчестве. Надо признать, что вся Николаевская эпоха оставила в душе будущего мастера крайне тяжёлые воспоминания. Уже став взрослым, Николай Николаевич вспоминал:

«…сижу я с няней у окна, против дома площадь, на ней учат солдат. Солдаты… ходят правильными квадратами, линиями, и вот вдруг выносят одного. Что с ним? Его страшно били и потом вынесли замертво».
Николай Николаевич Ге «Портрет отца художника Николая Осиповича», 1854 год Местонахождение: Национальная картинная галерея, Киев, Украина
Николай Николаевич Ге «Портрет отца художника Николая Осиповича», 1854 год
Местонахождение: Национальная картинная галерея, Киев, Украина

Врождённый талант

Но деревенское детство Николя пролетело очень быстро. Мальчик был отправлен на обучение в Первую Киевскую гимназию. Уже там учитель рисования заметил необыкновенные способности Николая к живописи.

Правда, наставник ничего не говорил на этот счёт своему воспитаннику, предоставляя ему самому найти своё жизненное призвание. Спустя много лет, когда Ге уже стал известным живописцем, он пришёл к своему старенькому учителю, и тот со слезами на глазах, обнимая своего ученика, признался:

«Я знал, что ты будешь художником, я тебе не говорил этого, я боялся тебя соблазнить. Нет больше горя, чем как быть художником!»

Несомненно, Николай уже в юношеские годы мечтал стать художником, однако его отец настаивал на том, чтобы сын выбрал «настоящую» профессию. В рисовании он видел лишь мимолётное увлечение, которое могло пройти уже завтра. В конце концов, подчинившись воле родителя, Ге поступил на физико-математический факультет Университета Святого Владимира. Однако та самая «настоящая» профессия и обучение ей не приносило никакой радости юноше.

Решив, что ни физика, ни математика из него всё равно не выйдет, Николай решил пойти против отцовской воли и отправился к старшему брату, который жил в Санкт-Петербурге. Он мечтал об обучении в Императорской Академии художеств, однако поступать в учебное заведение не решился – как многие молодые люди, Ге не верил в свои силы. В столице он продолжил учиться на физико-математическом факультете – правда, теперь уже в Императорском университете.

Усадьба, где родился художник Николай Николаевич Ге / vif-vrn.ru
Усадьба, где родился художник Николай Николаевич Ге / vif-vrn.ru

Академия художеств

Лишь в 1850 году молодой художник решил рискнуть и попытал счастья в живописи. Он был потрясён, когда узнал, что принят в Академию художеств, причём некоторые преподаватели нашли его работы очень интересными и глубокими. Как рассказывал сам Ге, ему в изучении живописи немало помогло увлечение творчеством Карла Брюллова. Он с детских лет старался досконально «исследовать» его картины, отмечал интересные приёмы и старался применить их в своём творчестве. В Академии же, отшлифовав своё мастерство, Ге приобрёл особенный стиль. Но Брюллову, который стал своего рода «учителем» Николая, художник был особенно благодарен.

Уже в пору обучения Николая Николаевича ожидало немало успехов. За работу «Ахиллес, оплакивающий Патрокла» он получил Малую золотую медаль. Кстати, касательно неё многие искусствоведы говорят, что здесь заметно некое подражание Брюллову, которое характерно для раннего творчества Ге.

Николай Ге долго не решался поступать в Академию художеств, но всё-таки рискнул - и был принят
Николай Ге долго не решался поступать в Академию художеств, но всё-таки рискнул – и был принят

Молодой художник был одним из самых старательных студентов Академии. Он всё усваивал на лету, его привлекали героические образы и возвышенные темы. Ге был истинным романтиком своей эпохи. Ему нравилось воспевать прекрасные качества в людях и бесконечную красоту природы. Но при этом строгие академические рамки тяготили молодого мастера, который мечтал о творческой свободе.

После окончания Академии художеств Николай Ге решил отправиться за границу на средства, выделенные учебным заведением. Ему предстояло ещё освоить немало новых техник, совершенствуя своё мастерство. Сам Ге так рассказывал об этом:

«Ежели бы меня спросили: зачем вы едете? Я б, может быть, ответил: заниматься искусством; но это был бы ответ внешний, не тот. Себе бы я отвечал: оставаться здесь я не могу; там, где ширь, где свобода, – туда хочу. Шесть лет гимназии, два года студенчества, семь лет Академии – довольно, больше нельзя выносить».
Николай Ге «Ахиллес, оплакивающий Патрокла», 1855 год Местонахождение: Национальный Художественный музей, Минск, Беларусь
Николай Ге «Ахиллес, оплакивающий Патрокла», 1855 год
Местонахождение: Национальный Художественный музей, Минск, Беларусь

Кумиры и их поклонники

Николай Николаевич побывал во многих крупных европейских городах. Особенно сильное впечатление на живописца произвела посмертная выставка Поля Делароша в Париже. В эту пору Ге по большей части писал портреты, однако им были созданы и яркие исторические работы, одной из которых стала картина «Смерть Виргинии».

Интересно, что эскиз этой картины ценители искусства сравнивают с «Последним днём Помпеи» Карла Брюллова. Вероятно, некое сходство в картинах заметил и сам Ге, который посчитал эскиз неудачным и подражательным. Он даже на некоторое время перестал касаться в своём творчестве исторических сюжетов. В те времена Ге приехал в Неаполь и знакомился с местными видами. Итальянский период в творчестве мастера ознаменовался созданием колоритных пейзажей, которые сделали работы Ге ещё более интересными и разноплановыми.

Николай Николаевич Ге «Смерть Виргинии», 1857 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Николай Николаевич Ге «Смерть Виргинии», 1857 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Успех мастера

Несмотря на то, что в ранних работах Николая Ге можно заметить некое подражание известным живописцам, творчество которых было особенно дорого мастеру, его первая оригинальная работа – «Тайная вечеря» – никак не была связана с живописью Брюллова и иных художников. В этой картине всё выражается не иллюстративно, а пластически.

Здесь Ге проявил себя как виртуоз светотени. Только взгляните: Иуда оказывается в тени, полностью заслонив собой источник света. Николай Николаевич с помощью универсального художественного языка передаёт нам историю соприкосновения добра и зла, тот самый «сюжет всемирный», конфликт двух противоположностей, двух граней бытия.

После выставки в Академии художеств и появления на ней «Тайной вечери» Ге стал одним из самых успешных русских живописцев. Критики наперебой писали хвалебные отзывы, пресса отмечала, что в этом полотне присутствует «торжество материализма и нигилизма», а публика просто с восторгом рассматривала творение прежде не слишком известного художника. «Тайная вечеря» принесла Николаю Ге звание профессора Академии художеств.

Николай Николаевич Ге «Тайная вечеря», 1863 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Николай Николаевич Ге «Тайная вечеря», 1863 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Ге и Герцен

Недолго пробыв на родине, Николай Ге снова отправился в Европу. На этот раз он посетил Флоренцию, где познакомился с шедеврами старинных мастеров. Одним из самых ярких событий этого творческого периода стала встреча с Герценом. Николай Николаевич писал:

«Однажды, в конце 1866 года, неожиданно для нас пришёл к нам Герцен… Я онемел от радости, впившись в него глазами…».

Живописец тут же предложил Герцену написать его портрет. Стоит сказать, что решение писать портрет «государственного преступника» было крайне рискованным. Александр Герцен являлся противником самодержавия и выступал за отмену крепостного права. Несомненно, связь с таким человеком не могла сулить ничего хорошего в глазах властей Российской империи, однако Ге прежде всего мыслил как художник.

Николай Николаевич Ге «Портрет писателя Александра Ивановича Герцена», 1867 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Николай Николаевич Ге «Портрет писателя Александра Ивановича Герцена», 1867 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Его поразила внешность Герцена. Это был облик вечного борца, личности, готовой до последнего отстаивать свои интересы. При этом сама картина, изображающая его, кажется воплощением свежих идей и непосредственности. Неудивительно, что портрет Александра Герцена среди искусствоведов считается одной из лучших работ Николая Ге.

История  на картинах

В 1869 году живописец возвратился в Россию. Здесь он примкнул к «Товариществу передвижных художественных выставок», которое раскрывало перед мастерами больший простор для творчества и позволяло демонстрировать смелые идеи и новые решения.

В отличие от многих свои коллег-передвижников, Ге не ставил перед собой цель обратить внимание общественности на насущные проблемы. Он мыслил более масштабно, а потому старался раскрыть некую проблему в ракурсе истории. В ту пору он уже приобрёл опыт в написании полотен на исторические сюжеты. Теперь же он взялся за создание совершенно новой работы, посвящённой прошлому России.

Картина «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» появилась в 1871 году. Ещё до работы над полотном художник консультировался с историками, детально изучал сохранившиеся портреты русского императора и его сына, ездил в Петергоф, где старался запомнить все элементы обстановки, чтобы воссоздать это на своей картине. Сын Алексей, рождённый нелюбимой супругой Петра Первого, хотел свергнуть своего отца.

Заговор закончился неудачей. Пообещав простить все грехи, Пётр приказал сыну вернуться из Европы, где тот скрывался. Царевич поверил обещаниям отца, однако был отправлен в тюрьму, где скоропостижно скончался. На картине Ге мы видим сцену последнего допроса.

Здесь идёт игра контрастов образов. Глаза Петра горят яростью и гневом. Его фигура кажется неким пламенем, которое вот-вот разрушит всё пространство. Царевич Алексей, стоящий перед ним, напротив, напоминает призрака. Он словно бы уже находится в потустороннем мире, а потому на всё взирает равнодушно и молчаливо. В рецензии к работе Ге Салтыков-Щедрин писал:

«Всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти».
Николай Николаевич Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Николай Николаевич Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Неудачная работа

Спустя некоторое время Николай Николаевич снова обратится к исторической теме. На этот раз свет увидит картина «Екатерина Вторая у гроба императрицы Елизаветы Петровны». Несмотря на сложную композицию и те самые привычные для Ге символы противопоставления, публика более холодно принята эту работу, нежели предшествующее ей полотно с Петром Великим.

Как отмечали критики, в этой картине Ге не смог достичь прежнего высокого уровня. Тем не менее и сегодня есть немало людей, которым особенно нравится это творение русского живописца.

Николай Николаевич Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы», 1874 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Николай Николаевич Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы», 1874 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Пушкин в Михайловском»

После шквала обрушившейся критики Ге твёрдо решил доказать критикам, что есть ещё «порох в пороховницах». Он приступил к работе «Пушкин в Михайловском». Надо отметить, что образ великого поэта всегда интересовал Николая Николаевича. Но если сегодня отношение к Пушкину однозначное, то в те времена оно было двояким.

С одной стороны, народ восхищался его талантом, трепетно относился к творчеству безвременно погибшего поэта. С другой же, находилось немало людей, подобных Д.Писареву, который заявлял, что «место Пушкина не на письменном столе современного работника, а в пыльном кабинете антиквария».

Работа Ге, посвящённая Александру Сергеевичу, вызвала настоящий фурор в мире искусства. Многие были удивлены выбором столь неожиданного сюжета. Кроме того, здесь автор проявил себя в новом «амплуа». После драматических и мрачных картин Ге написал светлую, спокойную и радостную работу, посвящённую встрече Пушкина с другом в Михайловском.

Николай Николаевич Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», 1875 год Местонахождение: Художественный музей, Харьков, Украина
Николай Николаевич Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», 1875 год
Местонахождение: Художественный музей, Харьков, Украина

Поиски истины

Были в творчестве Николая Ге и поистине философские картины. Одной из таких стала «Что есть истина?» («Христос и Пилат»). На ней живописец изобразил самодовольного прокуратора Пилата, который интересуется у Христа, в чём же заключается истина. Весь его облик противопоставляется скромному, стоящему в тени Спасителю. На лице Христа застыло выражение горечи и даже боли. Он не отвечает наместнику, не ведёт с ним беседы. Понимание между этими людьми попросту невозможно.

«Что есть истина?» стала одной из самых значимых работ в творчестве Ге. Вот только далеко не все смогли оценить её по достоинству. По мнению Святейшего Синода, это произведение оскорбляло религиозные чувства верующих, а Александр Третий посчитал, что картина отвратительна. Лев Толстой, с которым Ге был дружен, после неприветливого приёма картины написал возмущённые строки Павлу Третьякову:

«Вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства – живописи и собрали подряд всё для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину».

 

Что же так не понравилось публике в этом полотне? Дело в том, что Иисус изображён на нём не небожителем и совершенством, а простым человеком, облачённым в рубище. Рассказывали, что однажды Николая Ге одна из дам упрекнула в том, что его Христос некрасив. На это мастер ответил:

«Христос, сударыня, не лошадь и не корова, чтобы ему быть красивым. Я до сих пор не знаю ничего лучше человеческого лица… Да притом человек, которого били целую ночь, не мог походить на розу…»
Николай Николаевич Ге «Что есть истина?», 1890 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Николай Николаевич Ге «Что есть истина?», 1890 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Семья художника

Николаю Ге приходилось знать немало художников, ведущих разгульный образ жизни, меняющих женщин и увлекающихся выпивкой. Сам он смотрел на них с искренним сожалением, понимая, что эти несчастные люди так никогда и не узнали, какой бывает настоящая любовь. Сам же он познал это чувство ещё в студенческие годы, и оно оставалось с ним на протяжении всей жизни.

Ещё в пору обучения в Академии художеств Николай Ге влюбился в очаровательную девушку Анну Забелло. Вскоре пара поженилась и отправилась в Европу. Анна согласна была мириться с кочевой жизнью, которую вёл её муж-художник. Николай же ценил самоотверженность своей жены, которая многие годы провела вдали от родины, путешествуя с ним по Европе и проживая в Италии.

Знакомые семейства отмечали, что у некоторых персонажей полотен Ге можно заметить черты лица Анны Забелло. Удивительно, но многие даже в облике Петра Первого углядели сходство с супругой живописца. Двое сыновей пары родились в Италии.

В дальнейшем дети Ге были так или иначе связаны с миром искусства. Известно, что супругой младшего сына Петра стала его двоюродная сестра и по совместительству сестра жены художника Врубеля. Несмотря на все усилия сыновей, имя Николая Николаевича Ге так и осталось не слишком известным в Европе. Он был истинно русским живописцем, понять которого мог не каждый чужестранец.

Николай Николаевич Ге «Портрет жены художника Анны Петровны с сыновьями Николаем и Петром», 1861 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Николай Николаевич Ге «Портрет жены художника Анны Петровны с сыновьями Николаем и Петром», 1861 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

«Автопортрет» Ге

За год до своей смерти Николай Николаевич написал «Автопортрет», который признан одной из лучших его работ. На этом холсте мы видим уже немолодого человека, который, несмотря на пережитые трудности и потери, не утратил пристального взгляда – как на творчество, так и на саму жизнь. Неслучайно «Авторпортрет» многие ценители работ Ге считают лучшей его картиной.

Николай Николаевич ушёл из жизни в 1894 году в Черниговской губернии, где на хуторе Ивановском держал свой дом и вёл хозяйство. Николай Николаевич любил трудиться, ему был близок простой крестьянский быт. Он никогда не считал себя виртуозом, но стал по-настоящему народным художником.

Николай Николаевич Ге «Автопортрет», 1893 год Местонахождение: Национальная картинная галерея, Киев, Украина
Николай Николаевич Ге «Автопортрет», 1893 год
Местонахождение: Национальная картинная галерея, Киев, Украина

Знаменитый русский художник Николай Ге был похоронен рядом со своей любимой супругой Анной Петровной. Именно о таком финале жизни всегда мечтал живописец. Он создал множество удивительных, ярких, колоритных работ, которые и сегодня считаются достоянием России. Пройдя непростой жизненный путь, Николай Ге подарил себе бессмертие. Со своих картин он словно бы спрашивает нас: «Что есть истина?» и сам же находит ответ на этот вечный вопрос.

На обложке: Фрагмент картины Ильи Ефимовича Репина «Портрет художника Николая Николаевича Ге», 1880 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий