«Христос и грешница» – как император изменил мнение критиков о работе Поленова?

Искусство

Когда молодой живописец Василий Поленов впервые увидел картину Александра Иванова «Явление Христа народу», он был потрясён – такой масштаб, такие яркие образы, такая сила подачи! В тот знаковый день художник задумал создать и своё полотно, которое так же живо раскрывало бы библейский сюжет – так появился замысел картины «Христос и грешница».

Стоит признать, что Василия Поленова всегда увлекали драматизм, экспрессия живописи, сила впечатлений, которыми можно было поделиться со зрителем. К моменту появления полотна «Христос и грешница» русскими художниками уже было написано немало картин на библейские сюжеты. Однако творение Поленова заняло среди них особенное место. Как же проходила работа над картиной? И как новое произведение Поленова было принято публикой?

Идея картины

Как я уже отметила, замысел создать полотно появился у Василия Поленова ещё в 1868 году, когда он увидел знаменитую картину Иванова «Явление Христа народу». Масштаб и яркость подачи настолько впечатлили молодого мастера, что он и сам решил написать нечто подобное – нет, не подражая Иванову, но стараясь выдержать те же настроение и масштаб. Как отмечал сам художник:

«Я решил создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа».

Очень кстати под рукой оказался труд Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса». Во многом именно это творение французского философа сыграло важную роль в создании новой картины Поленова. Кстати, к моменту появления полотна в русской живописи уже были яркие образы Спасителя, в частности, «Тайная вечеря» Николая Ге и «Христос в пустыне» Ивана Крамского.

Илья Ефимович Репин «Портрет художника Василия Дмитриевича Поленова», 1877 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Илья Ефимович Репин «Портрет художника Василия Дмитриевича Поленова», 1877 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Путешествие Поленова

Первые эскизы к будущей картине появились уже в 1870-е годы. При этом живописец не спешил переходить к работе над самим произведением. Он понимал, что ещё не имеет достаточно опыта и впечатлений. Для того, чтобы восполнить эти пробелы, Поленов отправился в поездку по ряду стран. Он побывал в Египте, Сирии, Палестине. Последняя особенно впечатлило живописца. Это было именно то, что ему требовалось. Поленов стремился воссоздать старинный палестинский быт. Здесь же, во время путешествия, он смог погрузиться в необходимую атмосферу, приобрести требующиеся знания.

Один из первых эскизов к картине «Христос и грешница», 1873 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Один из первых эскизов к картине «Христос и грешница», 1873 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Весной 1883 года Василий Поленов приступил к работе над своим полотном. Однако тут же выяснилось, что материала, собранного во время поездок, всё-таки недостаточно. Во время путешествия он сделал немало архитектурных этюдов, пейзажных зарисовок, а вот о людях как-то позабыл. Однако полноценное полотно требовало лиц и ярких образов. Наверное, любой другой художник мог бы действовать на «авось» и изобразить своих соотечественников, близких по облику к палестинцам. Но Поленов не привык так работать.

Очень много работы

Вместе со своей женой Натальей Васильевной он отправился в путешествие по Европе. Там, в частности, в Италии, он писал эскизы, изображавшие местных евреев. Поленов искал нужные лица, требуемые образы. Супруга живописца писала:

«Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать; мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно».

Как истинный мастер, Поленов постоянно сомневался и искал ещё более удачные ракурсы, образы, вариации. Его жена уже сомневалась, что он когда-нибудь остановится на достигнутом и всё же завершит картину, однако на помощь пришёл знаменитый русский меценат Савва Мамонтов. Вернувшись в Россию, Поленов отправился к нему, чтобы показать зарисовки. Наталья Васильевна писала:

«Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно».
Василий Дмитриевич Поленов «Христос и грешница», 1888 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Василий Дмитриевич Поленов «Христос и грешница», 1888 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Реакция публики

Именно эта реакция вдохновила Поленова приступить к созданию намеченной картины. В начале 1887 года работа «Христос и грешница» была завершена. Казалось, она должна была появиться на ближайшей выставке художников-передвижников. Однако Поленов прибыл в Петербург с опозданием, из-за чего появление его картины на выставке не было согласовано с чиновниками. В конце концов комиссия приняла решение, что оценить произведение должны великий князь Владимир Александрович и император Александр Третий. Увидев произведение, великий князь отметил:

«Для образованных людей картина интересна своим историческим характером, но для толпы весьма опасна и может возбудить всякие толки».

Тем не менее картина всё же была представлена публике. Император, посетив выставку, сразу взглянул на творение Поленова, а потом подошёл ближе и заявил, что работа действительно неплохая. Спустя несколько часов к живописцу подошёл великий князь и заявил, что государь желает купить «Христа и грешницу». И если поначалу критики весьма холодно отнеслись к творению Поленова, то после покупки картины императором сразу же изменили своё мнение о ней.

Что же особенного можно увидеть на картине «Христос и грешница»? Здесь мы видим яркую иллюстрацию одного из библейских преданий. Когда перед Христом предстала грешница, она, согласно древним законам, должна была быть избита камнями. Однако, исходя из принципов человеколюбия. Христос простил женщину: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Доброта и сочувствие на лице Христа резко контрастируют со злостью и гневом на лицах фарисея и поддерживающих его мужчин
Доброта и сочувствие на лице Христа резко контрастируют со злостью и гневом на лицах фарисея и поддерживающих его мужчин

«Христос и грешница» – картина Поленова, которая изначально вызвала неоднозначную реакцию среди критиков. Почему же многие считали, что народ может неверно трактовать её смысл? Наверное, всё дело в сюжете. Речь идёт вовсе не о том, что можно безнаказанно грешить. Василий Поленов каждому из нас открывает гуманизм христианской веры и человеколюбие Христа, которое должно сохраняться в людях.

На обложке: Картина Христос и грешница в музее / © Adavyd / ru.wikipedia.org

МУСАГЕТ
Добавить комментарий