Сегодня посуда с хохломской росписью является таким же узнаваемым русским символом, как матрёшка или самовар. Хохлома – один из самых известных народных промыслов нашей страны, причём он имеет богатую историю. Как и любое искусство, он менялся и развивался с ходом времени.
Удивительные узоры, сюжеты и волшебные цветы – всё это можно увидеть в хохломской росписи, которая стала «изюминкой» народного творчества и нашей культуры. Но как же появился этот промысел? И в чём секрет его успеха и столь продолжительного процветания? Итак, давайте же лучше узнаем чарующую хохлому.
Интересные факты
Словом «хохлома» принято называть декоративную роспись деревянной мебели или посуды. Узнать её несложно – рисунки выполнены в золотистых, красных, зелёных и чёрных тонах. Интересно, что золотой оттенок есть в каждом рисунке или узоре, однако сам этот цвет при нанесении росписи не используется. Как правило, мастера применяют порошок олова, который при обжиге даёт столь узнаваемый и яркий цвет.
Тайн и своего рода обманов хохлома таит немало. Многим известно, что в старину промыслы нередко именовали по названию населённого пункта, где их производили. Яркий тому пример – гжель, названный в честь деревни Гжель. Но с хохломой всё не так. На самом деле Хохлома была не местом изготовления, но просто центром сбыта товаров с уникальным рисунком. А вот родиной хохломской росписи называют несколько селений – Большие и Малые Бездели, Хрящи, Шабоши, Мокушино, Глибино.

Мастерство старообрядцев
Но как же появилась хохлома? Как мастера решили создавать такие рисунки? Существует мнение, что впервые хохломская роспись появилась ещё в XIII веке, причём толчком для её развития стали далеко не положительные события. Во время монголо-татарского нашествия люди, проживавшие за Волгой, были разорены. Чтобы выжить, они начали заниматься росписью, которая в те тяжёлые времена для многих становилась единственным источником дохода.
О том, как появилась хохлома, есть несколько легенд. Одна из них гласит, что развивали промысел старообрядцы, которые вынуждены были скрываться в лесах Заволжья. Правда, в этом случае церковная реформа, притеснившая старообрядцев, хронологически не сочетается с нашествием монголов. Но не исключено, что зёрна истины в этом предании есть.
Среди беглых приверженцев старых церковных традиций было немало мастеров и умельцев. Но главное – к ним принадлежали и художники, которые прежде создавали церковные миниатюры и иконы. Поскольку у мастеров были далеко не самые лучшие условия для работы (всё-таки они были беглецами), вместо позолоты использовали олово. Постепенно традиции передавались из поколения в поколение, благодаря чему появилась хохломская роспись.

Великий мастер
Другая версия гласит, что появление хохломской росписи произошло ещё до раскола православной церкви. Народная же легенда рассказывает, что первым мастером хохломы стал Андрей Лоскут, талантливый иконописец. После церковной реформы он решил уехать подальше от суетной Москвы.
В глуши Заволжья Андрей стал создавать удивительные творения, расписывая посуду. На ложках и тарелках он рисовал сюжеты сказок и библейских преданий. Такая посуда становилась настоящим произведением народного искусства.
Однако вскоре кто-то из местных донёс на Лоскута патриарху. В селение, где жил умелец, отправили военных, которые должны были арестовать скрывающегося старообрядца. Не желая становиться жертвой неугодного ему режима, мастер сжёг себя заживо в собственном доме. Однако своё ремесло он оставил ученикам, которые обессмертили дело талантливого мастера.

Местонахождение: Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия
Развитие промысла
Развитие хохломского промысла было непростым. Долгое время создавать творения с хохломой могли лишь немногие мастера, и причина крылась в высокой цене на олово. Привозной материал могли приобрести далеко не все, и единственным выходом было обретение состоятельного заказчика.
Но в скором времени хохломской росписью заинтересовалось руководство Троице-Сергиева монастыря. Из разных деревень сюда привозили мастеров, которые создавали свои работы. А селение Хохлома, расположенное неподалёку, стало центром торговли уникальными изделиями, украшенными золотистыми рисунками.
Близкое расположение Волги помогало промыслу «осваивать» и другие земли. Купцы везли посуду, украшенную яркими изображениями, в разные города и регионы. Вскоре о хохломе узнали даже в Средней Азии и Индии.
Порой настоящего расцвета хохломы стала вторая половина прошлого века. Посуда с такой росписью набрала популярность в массах и превратилась в символ русской культуры. Кстати, среди ценителей хохломы было немало известных людей – коллекционеров, меценатов, живописцев, даже членов царской семьи. Известно, что императрица Мария Фёдоровна щедро одарила одного из мастеров росписи, Михаила Красильникова, отметив его великий талант создания прекрасных рисунков хохломы.

Сегодня хохломская роспись популярна во всём мире. Это – этническая красота и удивительная техника, способная передать самые разные сюжеты. Сказки и волшебные истории, старинные легенды и сюжеты из Библии – всё это способна передать хохломская роспись. Успех хохломы кроется в поразительной красоте изделий этого промысла и, конечно, таланте его мастеров.
На обложке: Хохломская роспись / insidergroup.ru