Хитрая уловка или истинная скорбь – Екатерина Великая на картине Николая Ге

Искусство

Эту картину Николая Ге называют и самым выдающимся творением мастера, и самой главной его творческой неудачей. «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» не была принята современниками, да и сегодня увидеть её в выставочных залах нельзя. Она находится в запасниках Третьяковки.

Искусствоведы считают, что произведение оказалось слишком сложным и замысловатым для публики, которая не смогла его достойно принять. При этом никто не спорит с тем, что Ге был настоящим виртуозом исторического жанра в живописи. Но почему же с этим его творением всё вышло так неоднозначно? Что можно увидеть на полотне, главной героиней которого является императрица Екатерина Великая? И действительно ли она пребывала в скорби из-за кончины Елизаветы Петровны?

Особенный талант

Николай Ге принадлежал к знаменитым русским мастерам, имеющим иностранное происхождение. Его дед, которого, кстати, тоже звали Николаем, приехал в Россию из Франции в начале XVIII века. Поскольку на родине он считался одним из самых высокородных дворян, то и на новых землях получил высокий титул. А вскоре Ге решил осесть в России, которая, несомненно, ему понравилась. Страна только набирала силу, открывая большие возможности для людей умных и трудолюбивых.

Сам Николай Ге с детства своей родиной считал именно Россию. Он появился на свет в Воронеже. В раннем возрасте потеряв мать, мальчик воспитывался нянькой-крепостной. Поступив в гимназию, юный Николенька сразу же впечатлил преподавателей способностями к рисованию. Уже тогда его наставники говорили отцу Николая, что мальчику стоит связать своё будущее с живописью. Но родитель был непреклонен. Он решил, что сын станет студентом физико-математического факультета и возражений не принимал.

Но с учёбой у Ге не сложилось. После двух лет обучения он оставил Киевский институт и поступил в Академию художеств Петербурга. Очень скоро Николай стал одним из лучших студентов учебного заведения и даже получил возможность отправиться за границу, где за счёт академии совершенствовал своё искусство.

Николай Александрович Ярошенко «Портрет художника Николая Николаевича Ге», 1890 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Николай Александрович Ярошенко «Портрет художника Николая Николаевича Ге», 1890 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Смерть императрицы

Немало картин Николая Ге были признаны шедеврами русской живописи, однако случались у автора и творческие неудачи. К таким причисляли и полотно «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». Современники не смогли понять и оценить тонкости сюжета, которые пытался донести до зрителя мастер. Чтобы лучше понять, о чём эта картина, стоит совершить путешествие в прошлое и увидеть, как же всё происходило в те дни, один из которых изображён на полотне Ге.

25 декабря 1761 года умерла императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Великого. Для одних людей этот день стал без преувеличения траурным, для других же – настоящим праздником. К последним принадлежал и Пётр III, племянник покойной. Он осознавал, что отныне императорская власть переходит к нему и, как человек недалёкий и тщеславный, считал, что отныне вся Россия у него в кармане. Скорбь по поводу кончины тётушки он даже не пытался изобразить. Уже на следующий день Пётр разъезжал по Петербургу, принимая поздравления в качестве нового правителя.

Елизавета относилась к юной великой княгине без враждебности Луи Каравак «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны», 1745 год Местонахождение: Гатчинский дворец, Гатчина, Россия
Елизавета относилась к юной великой княгине без враждебности
Луи Каравак «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны», 1745 год
Местонахождение: Гатчинский дворец, Гатчина, Россия

Екатерина Алексеевна

Совсем не так вела себя его супруга, великая княгиня, а теперь уже супруга императора Екатерина Алексеевна. Она уделяла большое внимание организации погребения императрицы, ходила в трауре, воздавала все необходимые почести умершей. Проще говоря, вела себя достойно и в соответствии с ситуацией.

Но пребывала ли Екатерина в скорби? На этот вопрос ответить непросто. С одной стороны, её с Елизаветой Петровной связывали далеко не самые тёплые отношения (императрица забрала себе на воспитание сына Екатерины Алексеевны, порой относилась к ней весьма сурово). По сути, причин рыдать от горя по поводу смерти правительницы у жены Петра не было.

Но если взглянуть иначе, по записям в дневниках самой Екатерины понятно, что Елизавета была едва ли не единственным человеком при дворе, кто отнёсся к великой княгине по-человечески (уж простите за тавтологию). Её смерть означала период неопределённости и хаоса, в который наверняка собирался ввергнуть страну новый император. Екатерина, к слову, нередко называла супруга дураком. Как бы то ни было, но будущая правительница России поступала совершенно верно. Современница и близкая подруга Екатерины Алексеевны Е.Дашкова писала:

«Императрица приходила почти каждый день и орошала слезами драгоценные останки своей тётки и благодетельницы. Ее горе привлекало к ней всех присутствующих».
Николай Николаевич Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы», 1874 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Николай Николаевич Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы», 1874 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Противоположности

На картине Николая Ге запечатлён всего лишь один миг из событий того времени. Но он в полной мере передаёт драму, которую переживают герои. Несмотря на то, что сам автор не считал Екатерину Вторую вершиной нравственности, здесь он постарался передать именно ту заметную разницу между ней и её супругом, что так явно бросалась в глаза.

На полотне «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» мы видим тот самый миг, когда, встретившись, супруги тотчас же разошлись. Пётр III отправляется по коридору в сопровождении шумной свиты. А вот Екатерина II вместе со своей подругой Дашковой следует туда, где покоится умершая. И если император воплощает разгул, шум и непочтение, то императрица, напротив, тиха, сдержанна и скромна. Она словно бы слегка улыбается, надменно глядя на нас и осознавая собственное превосходство над мужем в данной ситуации.

Пётр III отправляется по коридору в сопровождении шумной свиты, а Екатерина следует туда, где покоится умершая
Пётр III отправляется по коридору в сопровождении шумной свиты, а Екатерина следует туда, где покоится умершая

Особенным символом картины Николая Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» стали игра света и тени, а также положение лиц действующих персонажей. Мы видим Петра III уходящим прочь – он действительно будет править совсем недолго, после чего оставит и власть, и наш бренный мир. Екатерина Алексеевна, её соратница Дашкова, Никита Панин, Кирилл Разумовский, напротив, повёрнуты к нам лицами. Так Ге словно бы намекает, кто в скором времени станет править страной – эти люди смотрят вперёд, в эпоху, где править будут именно они.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий