«Вы слышали о Джузеппе Арчимбольдо? – шептались придворные. – Он создал новый портрет. На сей раз изобразил самого императора». Увидеть новое творение известного итальянского мастера, служившего при дворах Вены и Праги, действительно мечтали многие. В XVI веке произведения живописца производили настоящий фурор. Таких портретов, как Арчимбольдо, не писал никто. И дело было вовсе не во внешнем сходстве натурщика и изображения.
Едва взглянув на картины художника, можно понять, что он очень любил природу. Она у него выступает в главной роли едва ли не на каждой картине. Более того, присутствует природа не столько на живописных фонах, сколько в образах самих персонажей. А в портрете того самого императора Рудольфа Арчимбольдо и вовсе превзошёл самого себя, изобразив монарха в образе древнеримского божества Вертумна. Как же формировался необычный стиль художника? И какие интересные особенности мы видим на самом необычном портрете Рудольфа Второго?
Формирование стиля
Джузеппе Арчимбольдо приобрёл известность ещё в молодые годы. Талантливый итальянец был дружен с некоторыми учениками великого Леонардо да Винчи. Однажды, заинтересовавшись работами Джузеппе, его приятели посоветовали показать творения своему наставнику.
Увидев некоторые произведения Арчимбольдо, Леонардо был впечатлён. Вероятно, именно благодаря поддержке гениального мастера Джузеппе смог «влиться» в художественное сообщество Италии. Впрочем, тогда своеобразный стиль живописца находился на ранней стадии своего формирования.

Местонахождение: Национальная галерея, Прага, Чехия
Молодой Арчимбольдо создавал картины и витражи – уже тогда его работы пользовались спросом. Однако самому Джузеппе хотелось найти нечто «эдакое», то, что ещё не делал никто до него. Нередко, любуясь природой, он задумывался о том, как мог бы выглядеть человек, если бы состоял из природных элементов. В будущем свои фантазии Арчимбольдо воплотит в удивительных картинах, которые и принесут ему известность.
И всё-таки искусствоведы до конца не могут понять, как появился столь странный стиль. Есть предположение, что Арчимбольдо был любителем всевозможных карнавалов, маскарадов и тайн, что и отразил в своих творениях. Современник и биограф мастера Паоло Мориджиа писал:
«Это художник редкого таланта, также весьма сведущий в других дисциплинах; доказав свои достоинства как художника и экстравагантного живописца не только на родине, но и за границей, он снискал наивысшие похвалы, и слава о нём дошла до германского императорского двора…»

Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Императорский портрет
Во время службы при венском дворе Арчимбольдо создавал не только традиционные портреты знатных особ, но и те самые, колоритные изображения. Первой серией, принесшей успех мастеру, стали «Времена года». Через некоторое время живописец был приглашён в Прагу Рудольфом Вторым, который пожелал, чтобы мастер написал его портрет – причём не обычный, а из «тех самых».
Писать самый необычный портрет правителя Арчимбольдо начал около 1590 года (точных сведений не сохранилось). Работа не вызывала затруднений – к тому времени автор уже «набил руку» на изображениях природы и человека в единой форме. Сам император был не слишком влиятельным политиком и государственными делами интересовался мало, однако, как все Габсбурги, был неравнодушен к экстравагантным и авангардным творениям. Арчимбольдо в этом случае был тем самым художником, который мог потешить душу монарха.

Джозеф Хайнц Старший «Портрет императора Рудольфа II», 1594 год
Местонахождение: Музей истории искусств, Вена, Австрия
Правитель и бог в одном лице
Чтобы впечатлить Рудольфа ещё больше, живописец решил использовать образ древнеримского божества Вертумна, в котором и видел императора. Покровитель урожая и плодов, Вертумн считался прекрасным богом, благодаря которому каждую осень люди получают щедрые дары от природы. Благодетель и кормилец – ну разве могла не понравиться Рудольфу такая аллегория? Кроме того, Вертумн олицетворял смену времён года, а потому был, так сказать, вечным властителем. И это тоже льстило императору.
Увидев свой портрет кисти Арчимбольдо, Рудольф Второй был в восторге. Он заявил, что эта работа в очередной раз демонстрирует, что Габсбурги несут благодать и процветание миру. Мастер был не только одарён хвалебными отзывами, но и получил солидное денежное вознаграждение. Кроме того, Рудольф за созданное произведение пожаловал портретисту дворянский титул.
«Портрет императора Рудольфа второго в образе бога Вертумна» – произведение действительно крайне необычное. Мы видим лицо правителя, которое создано из самых разнообразных фруктов, овощей, ягод и цветов. Его тело и шея – крепкие кабачки и тыква, а само лицо в качестве «бороды» украшает букетик спелой пшеницы. В волосах императора – виноград и гранаты, а его могучий торс оплетает гирлянда из цветов и колосьев. Надо признать, что даже в такой подаче Рудольф выглядит очень торжественно и внушительно. Поэт Грегорио Команини так говорил о портрете:
«Глаза на лице его – это звёзды Олимпа, его грудь воздух, его живот – земля, его ноги – бездны. Одежда его – плоды и трава».

Местонахождение: Замок Скуклостер, Стокгольм, Швеция
Несмотря на немалое число уникальных творений, созданных Джузеппе Арчимбольдо, имя этого художника постепенно стало забываться. Как показывают документальные источники, в прежние века он действительно был невероятно популярен, но со временем слава прошла, развеявшись как дым. Тем не менее его работы и сегодня вызывают невольное удивление. Полёт фантазии автора был действительно безграничным, а ещё он был в некоторой степени смельчаком. Наверное, только Арчимбольдо решился изобразить императора с грушей вместо носа.