Получив заказ от Папы Римского, знаменитый живописец эпохи Возрождения Рафаэль Санти решил воплотить на изображении свою давнюю идею. Гармоничное сочетание разных направлений философии и науки, умение объединять яркость образов и «красноречивые» символы – всё это мы можем видеть на фреске «Афинская школа». Рафаэлю пришлось немало потрудиться над своим творением, но именно оно воплотило ярчайшие идеи гения.
«Афинскую школу» неспроста считают одним из лучших произведений мастера. Это не просто одна из фресок, созданная Рафаэлем, но и выдающееся творение времён Высокого Возрождения. Художник предполагал, что его творение украсит рабочий кабинет Папы, а потому использовал тот самый замысел о гармонии наук. Интересно, что сцены, изображённой в «Афинской школе», никогда не могло быть на самом деле. Почему же так? И как фреска Рафаэля стала новаторской?
Начало работы
В 1508 году Рафаэль Санти получил заказ от Папы Римского Юлия Второго расписать четыре станцы (так назывались комнаты) во дворе в Ватикане. Вместе со своими учениками мастер несколько лет работал над оформлением внутренних интерьеров. Все комнаты получились превосходными, но самой известной стала Станца делла Сеньятура (в переводе – «Комната знаков»), которую предполагалось использовать как папский рабочий кабинет. Её Юлий Второй попросил сделать в первую очередь – вероятно, он планировал как можно скорее начать работать в этом помещении.
Интересно, что сам принцип росписей и идеи, заложенные во фресках, ясно говорят о назначении этого кабинета. Здесь можно увидеть изображения справедливого суда, символические образы правосудия и честности. Станца делла Сеньятура была расписана Рафаэлем в 1509-1511 годах, причём мастер успел за это время сделать несколько фресок.

Местонахождение: Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Необычный сюжет
Что примечательно, четыре фрески, созданные в папском кабинете, отражают четыре качества и направления, к которым неизменно должен прибегать справедливый правитель или духовный лидер. Здесь отражены четыре направления духовной деятельности человека. Взгляните: «Афинская школа» – это олицетворение Философии, «Диспут» – Теологии, «Парнас» – образ Поэзии, «Мудрость, умеренность и сила» воплощают Правосудие.
Особенное внимание среди этих фресок привлекает «Афинская школа». Почему? Дело в том, что сама её композиция, а также использованные образы являются уникальным творением Рафаэля. Несмотря на то, что здесь нет ни мифических персонажей, ни героев библейских легенд, эти люди никогда не могли встретиться в одном месте в одно время.
Во-первых, далеко не все изображённые лица являлись афинянами. Некоторые из них никогда не жили в Афинах. Но это, как говорится, «ещё полбеды». Главное – изображённые художником люди жили в разные времена и эпохи. Современниками они не были. Так, например, здесь мы видим знаменитого философа Платона, а рядом с ним – персидского мистика Зороастра, жившего на несколько веков раньше. Тут же находится и переводчик Аристотеля Аверроэс, который жил уже после Платона.

Местонахождение: Станца делла Сеньятура, Ватикан
Особенности фрески
В то же время фигуры, изображённые Рафаэлем, остаются достаточно условными, и в разные эпохи их трактовали по-разному. Эту фреску считали изображением «семи свободных искусств», а также вариацией на тему объединения философии и наук.
«Афинскую школу» неспроста считают одним из самых выдающихся произведений эпохи Возрождения. Первое, что впечатляет в этой фреске – её размеры. В сравнительно небольшом помещении кабинета она занимает целую стену. Её длина достигает 7,7 метров. Кроме того, считается, что свою руку к творению приложил и дядюшка Рафаэля – изображённая на фреске арка явно напоминает стиль Донато Браманте, которому также было присуще тяготение к величественной архитектуре.
Благодаря изображённой арке и группе фигур философов и учёных на фреске проявляется нечто монументально-величественное и прекрасное. Макс Дворжак отмечал, насколько сильное впечатление производит творение Рафаэля. Кроме того, он писал, что здесь явно проявляются новаторские черты:
«Случайностям реальной действительности противопоставляется их переработка в духе универсальности и художественно усиленного воздействия. Высокий стиль Рафаэля основывается, следовательно, на предпосылках, далёких от новизны, – и всё же он воздействует как нечто новое».

Столкновение двух мировоззрений
Русский живописец А.А.Иванов и вовсе говорил, что в этом творении соединяются «грациозность и грандиозность». Надо признать, Рафаэлю вообще свойственно было создавать гармоничные соединения и так называемые «уравновешенные» картины.
Здесь же мы замечаем столкновение двух «миров» и взглядов. Перед нами находятся Платон, указывающий пальцем в небо, и Аристотель, который указывает на землю. Несмотря на кардинально разные подходы, эти люди гармонично взаимодействуют в ситуации, созданной Рафаэлем. Исследователь Г.Вёльфлин в своей работе, посвящённой классическому искусству, отмечал:
«Отношение фигур к пространству выражено здесь вообще совершенно по-новому».

Ещё одним новаторством Рафаэля Санти в его «Афинской школе» стал «вывод» изображённых фигур из линейной перспективы. Он размещает действующих лиц на переднем плане, тем самым нарушая принципы масштаба. Кроме того, Рафаэль использовал не одну, а три линии горизонта – для усиления эффекта от изображения, а главное – для привлечения внимания к персонажам. Его «Афинская школа» сумела показать, что духовные направления, наука и философия вполне могут гармонично сочетаться и объединяться – ради общей благой цели.