«Грачи прилетели» – картина русской души

Искусство
«Грачи прилетели» — картина-загадка, кажется, будто на ней представлен зимний пейзаж, но это совсем не так

На знаменитой картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели» нет ярких красок или необычных форм. Напротив, всё кажется очень привычным, знакомым и удивительно родным. Это творение называют “тихим гимном” природе России.

Искренность и простота стиля сделали картину одним из ключевых произведений искусства русских живописцев. Картина «Грачи прилетели» не заявляет нам прямо о грядущей весне, а словно бы намекает на скорую смену времён года. В ней немало загадочных моментов. Когда же был написан шедевр? Что для Саврасова стало источником вдохновения?

История создания картины

Картина «Грачи прилетели» стала особой вехой в истории русской живописи. Возможно, сам того не ожидая, Саврасов сумел создать новый стиль, собственное видение природы, что не было подвластно ни предшественникам, ни последователям.

Исаак Левитан так говорит об известном творении живописца:

“Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу”.

Так и есть – «Грачи прилетели» действительно напоминает о самом потаённом, родном и понятном каждому русскому человеку. Но как же была написана картина?

«Грачи прилетели» - картина русской души
Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели», 1871 год
Местонахождение картины: Третьяковская галерея, Москва, Россия

Как предполагают исследователи, написанию предшествовали далеко не радостные события. В 1870 году Алексей Саврасов отправился в Ярославль вместе с семьёй. На тот момент он уже работал профессором в Московском училище живописи, ваяния и искусств.

В отпуске Саврасов продолжал трудиться, создав несколько полотен с видами на волгу. В переписке с другом он рассказывает, что его беременная супруга заболела, отмечает, что новорождённый ребёнок очень слаб.

Иосиф Петрович Волков «Портрет Алексея Кондратьевича Саврасова»
Иосиф Петрович Волков «Портрет Алексея Кондратьевича Саврасова», 1884 год
Портрет находится в Третьяковской галерее в Москве

Увы, через несколько дней маленькая дочь Саврасова умерла, что стало тяжёлым ударом для художника и его жены. Как считают искусствоведы, подавленное состояние и стало толчком к болезненно острому восприятию грядущей весны.

Март 1871 года также ознаменовался для Саврасова поездкой. Теперь он прибыл в Костромскую губернию. В ту пору дороги ещё были укрыты снегами, а потому по местным деревням художник ездил на санях. Первые наброски к картине «Грачи прилетели» были сделаны в деревне Молвитино.

Более того, на полотне можно увидеть храм, прообразом которого стала Воскресенская церковь, расположенная рядом с Молвитино. Живописные места имели особый колорит в это время года – здесь не было буйства красок, однако царила некая “домашняя” атмосфера.

Атмосфера картины «Грачи прилетели»

Критик Александр Размадзе отмечал, что своё знаменитое творение Алексей Саврасов написал буквально за один день. Ещё накануне чувствовалось дыхание зимы, однако мартовское утро и появление грачей на ветвях деревьев на следующий день были предвестниками весны.

Я думаю, Саврасов, как истинный творец, боялся упустить момент прихода весны, необыкновенное очарование этого места, оттого и старался работать максимально быстро. Впрочем, есть и иное мнение.

Пейзаж с церковью. Эскиз к картине «Грачи прилетели»
Пейзаж с церковью. Эскиз к картине «Грачи прилетели», 1894 год
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва, Россия

Некоторые искусствоведы считают, что за один день живописец лишь сделал этюды к картине, а сам процесс работы над полотном занял гораздо больше времени. Известность творения «Грачи прилетели» породила немало слухов и мифов о его создании.

Что же мы видим на этой картине? При первом же взгляде на неё нам открывается весьма обыденный пейзаж. Перед зрителем – природа, что ещё не успела пробудиться от зимнего сна, однако уже чувствует тихую поступь весны. Здесь нет преображения, есть лишь предчувствие. Более того, при поверхностном взгляде может показаться, что на полотне и вовсе изображён зимний пейзаж, но, присмотревшись, понимаешь – перед нами весна.

Преобладающие тона картины «Грачи прилетели» – серые, тёмные краски. Казалось бы, такая гамма должна создавать мрачное впечатление, но всё совершенно иначе. Саврасов сумел добиться удивительного эффекта – его творение, где отсутствуют яркие цвета и оттенки, производит впечатление уюта и света. Живописец сумел показать то, что, как известно, нельзя изобразить, – воздух. Именно ощущение прозрачности, лёгкости ощущается в воздухе представленной природы.

Ранняя весна. Повтор картины «Грачи прилетели»
Ранняя весна. Повтор картины «Грачи прилетели», 1890-е годы
Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге

Образы и детали шедевра

Внимание к себе привлекает церковь, расположенная чуть поодаль изображённого пейзажа, что типично для многих русских деревень. Словно намёки, виднеются признаки весны – тёмная проталина с талой водой, луч солнца, падающий откуда-то из-за пределов картины. Поразительно, но в творении чувствуется весенняя свежесть, какая наступает в момент перехода от зимы к скорым тёплым дням.

Конечно, главной деталью пейзажа являются сами грачи. Птицы словно облепили деревья. На оголённых ветвях берёз, куда вернулись птицы, их ждут гнёзда. Становится ясно – возвращение перелётных птиц явно указывает на приход весны.

Фрагмент картины «Грачи прилетели»
Фрагмент картины «Грачи прилетели»

Каждый, кто хотя бы раз видел картину «Грачи прилетели», невольно ощущает восхищение природой, бесконечную любовь художника к своей родине. Даже в неярких пейзажах, серых красках он видит очарование и охотно делится им с нами. Саврасов говорил:

“Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна”.

И с этим нельзя не согласиться.

«Грачи прилетели» – картина, которую называют “гимном природе”. Это не громкая ода, звучащая в пестроте красок и буйстве тонов. Нет, Алексей Саврасов со всем мастерством сумел передать очарование тихой природы. С его полотна с каждым из нас будто ведётся негромкий разговор – ласковый и добрый, как сама природа, изображённая на картине. Она не кричит, но тихо намекает на то, что уже скоро земля будет утопать в цветах и солнечном свете. А пока – «Грачи прилетели».

МУСАГЕТ
Добавить комментарий