Герой своего времени – почему Олег Даль хотел сыграть Печорина?

Искусство

Я считаю, что у Олега Даля счастливая актерская судьба. За свою недолгую жизнь он сумел полностью реализоваться в карьере.

Он не испытывал недостатка в предложениях сниматься и всегда мог выбирать те роли, какие ему нравились. Одной из таких желанных ролей стал образ сложного и противоречивого Печорина из «Героя нашего времени».

Школьная мечта

Как и многие советские и российские школьники Даль познакомился с творчеством М.Ю. Лермонтова на уроке литературы. Он буквально с первых строк пленился «Героем нашего времени», хотя роман довольно сложный для подросткового восприятия. Конечно, дети должны изучать классику в школе, но я считаю, что очень немногие в силу возраста и отсутствия необходимого жизненного опыта способны прочувствовать глубину и смысл одного из лучших лермонтовских произведений.

Школьник Олег Даль смог. Он не увидел в Печорине бесцельного прожигателя жизни, не знающего к чему приложить свои силы (популярный литературный типаж первой половины XIX в.), а прочувствовал неприкаянность этого героя, его желание как бы отгородиться от всего мира. В будущих актерских работах Даля печоринские черты будут проявляться очень часто. А пока юноша только запомнил непростой образ. По легенде, Даль решил стать актером именно ради того, чтобы воплотить лермонтовского героя на сцене.

Когда Олег Иванович поступил в театральное училище, он уже точно знал свою роль мечты. И это был не Гамлет, это был Печорин. «Я обязательно сыграю Печорина», – уверял Даль своих однокурсников. Вероятно, лермонтовский герой и актер были похожи. Как и Печорин, имея такую жизнь, о которой другие только мечтают, Олег Даль тяготился своей судьбой. Его близкие вспоминали, насколько сильно актер порой был зол на жизнь. И также, как и Печорин, ею не дорожил.

Ещё в школьные годы Олег Даль (на фото справа) буквально с первых строк пленился «Героем нашего времени»
Ещё в школьные годы Олег Даль (на фото справа) буквально с первых строк пленился «Героем нашего времени»

Страницы журнала Печорина

В 1975 г. мечта актера сбылась: он был приглашен на главную роль в телеспектакль по мотивам «Героя нашего времени». Режиссер Анатолий Эфрос взял за основу главу «Княжна Мери» и назвал свою работу «Страницы журнала Печорина». Пожалуй, впервые советский режиссер представил Печорина не в светлых тонах, не любовался главным героем, а вернул ему ту многозначность, которой его наделил Лермонтов.

Выбор Олега Даля на роль такого Печорина был безошибочно верным. Режиссер даже советовался с актером, кого выбрать на другие роли. Супруга актера вспоминала:

«Эфрос спросил Олега, кого бы из артистов он хотел убить на дуэли. Олег ответил, что Муслима Магомаева…».

Конечно, на роль Грушницкого Муслима Магомаева режиссер пригласить не мог, но все же позвал актера, который по характеру был полной противоположностью Даля. Грушницкого в телеспектакле сыграл блистательный Андрей Миронов.

Грушницкого в телеспектакле «Страницы журнала Печорина» сыграл блистательный Андрей Миронов
Грушницкого в телеспектакле «Страницы журнала Печорина» сыграл блистательный Андрей Миронов

Удивительно, но советский зритель не понял и поначалу не хотел принимать такого «холодного и равнодушного» Печорина. Лишь немногие могли заметить в медлительности и отрешенности героя гнетущую лермонтовскую тоску. Печорин в исполнении Олега Даля наблюдает и вслушивается, он старается понять, что происходит вокруг и что происходит с ним. Сильная воля, заключенная в нем, не находит выхода. Судьбоносные события и трагедия декабристов уже случились, он опоздал и теперь замкнут в скучной, пустой и бездуховной светской среде. Олег Иванович блестяще передал эту печоринскую трагедию.

Но Даль не просто отыграл роль, он сблизился с поэтом и заговорил его языком. Не зря он так любил посещать лермонтовские места. Работники музея «Тарханы» стали его самыми благодарными зрителями. После выхода телеспектакля работники музея были настолько впечатлены воплощенным на экране образом лермонтовского героя (а известно, что Михаил Юрьевич исповедовался устами своих персонажей), что увидели в актере глубокую заинтересованность и практически родственное отношение к поэту. С. Филиппов, один из сотрудников «Тархан», услышав, как Даль читает произведения Лермонтова, сказал:

«Я не просто услышал голос поэта – передо мной открылась огромная личность».
Олег Даль в роли Печорина в телевизионном спектакле «Страницы журнала Печорина», 1975 год
Олег Даль в роли Печорина в телевизионном спектакле «Страницы журнала Печорина», 1975 год

Олег Даль, страдавший «манией совершенства», еще долго не мог перестать выискивать изъяны в картине. Его могла взбесить даже фуражка персонажа, которая, по мнению актера, была сделана непрофессионально и портила всю постановку. Но разве может какой-то реквизит сравниться с потрясающей игрой актера? И сколько бы ни придирался Олег Иванович к картине, о своей игре он неизменно говорил:

«Иду и существую правильно. Заполнена каждая секунда существования в обстоятельствах. Многопланово, напряженно, не заигрывая со зрителем».

А главное, он все же достиг цели – исполнил свою мечту.

На обложке: Олег Даль в роли Печорина в телевизионном спектакле «Страницы журнала Печорина», 1975 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий