«Герника» – как Пикассо отразил ужасы войны с помощью кубизма?

Искусство

«Герника» – не только известнейшая работа Пабло Пикассо, но и одна из самых узнаваемых картин мира. Почему? Дело в том, что многие видят на ней запечатлённые знаменитым живописцем ужасы войны и трагедии неспокойного XX века. Быть может, так оно и есть, но изначально Пикассо вовсе не преследовал цель написать произведение на столь острую тему.

Более того, мастер стремился создать нечто аполитичное и нейтральное, но, как видите, результат оказался противоположным. Как же вышло, что «нейтральная» картина Пикассо превратилась в некий вызов против войн и насилия? Какие страшные детали можно увидеть на ней? И почему сегодня люди из разных уголков мира говорят, что на их мировоззрение очень сильно повлияла «Герника»?

Картина для выставки

Заказ написать картину, которая, как выяснилось, в дальнейшем изменила жизнь Пабло Пикассо, он получил в 1937 году. Испанская Республика в ту пору вступила в Гражданскую войну. К Пикассо её деятели обратились с просьбой написать произведение для испанского павильона на Всемирной выставке, которая готовилась к открытию в Париже. Именно так на свет появилась «Герника», к которой автора подтолкнула бомбардировка одноимённого баскского города.

Несмотря на то, что многие картины Пикассо стали признанными шедеврами, «Герника» и сегодня стоит особняком, заметно отличаясь от большинства творений мастера. Что же в ней особенного? Чтобы найти ответ на этот вопрос, стоит получше познакомиться с автором полотна.

В 1937 году Пабло Пикассо получил заказ на картину для Всемирной выставки в Париже
В 1937 году Пабло Пикассо получил заказ на картину для Всемирной выставки в Париже

Знаток страха

Сам Пикассо начинал своё творчество как сюрреалист. Ему нравилось изображать натюрморты, причудливые фигуры в замкнутом пространстве, диковинные предметы. Но со временем это стремление к ограниченной плоскости и даже месту у него превратилось в некую «живописную клаустрофобию». И если поначалу на картинах Пикассо предметы казались вполне гармоничными, то в дальнейшем эти образы начинают становиться странными и даже пугающими. Как отмечает искусствовед Анна Вагнер:

«Пикассо отлично знал, что по своей природе человек полон ужаса, трагедии, необузданности и жестокости. Он был твердо убежден, что душа – это сфера, в которой человек раскрывает свое бессознательное».

Получив заказ на «Гернику», Пабло Пикассо изначально, если верить его словам, собирался создать нечто совершенно аполитичное, что разительно отличало бы картину от остальных произведений в испанском павильоне. Предварительные эскизы мало напоминают готовую картину. На них изображён художник и женщина, позирующая ему. По всему видно, что Пикассо долго не мог сообразить, что же ему следует написать.

Поначалу Пикассо собирался создать нечто совершенно аполитичное, но трагедия Герники потрясла художника Последствия бомбардировки Герники, 1937 год
Поначалу Пикассо собирался создать нечто совершенно аполитичное, но трагедия Герники потрясла художника
Последствия бомбардировки Герники, 1937 год

Трагедия Герники

Однако 26 апреля 1937 года немецкий легион «Кондор» нанёс бомбовые удары по городу Герника. Это был базарный день, большинство горожан находилось на площадях, причём основную их часть составляли женщины и дети (мужчины были на фронте).

Безжалостная бомбардировка унесла жизни сотен людей (по разным данным от 200 до 1700 жертв), более 900 человек получили тяжёлые ранения. Войны бывали и прежде, но именно Гражданская война в Испании широко освещалась европейскими СМИ. В газеты попали фото растерзанных тел женщин и детей, которые оказались жертвами бомбардировки.

Произошедшее настолько поразило Пикассо, что он тут же переделал своё произведение. Теперь на нём появились новые фигуры и формы. В «Гернике» скрыта масса символов живописца, причём далеко не все сумели разгадать современные исследователи.

Пабло Пикассо «Герника», 1937 год Местонахождение: Центр искусств королевы Софии, Мадрид, Испания
Пабло Пикассо «Герника», 1937 год
Местонахождение: Центр искусств королевы Софии, Мадрид, Испания

Символы в «Гернике» Пикассо

Многие ценители творчества Пикассо сумели рассмотреть на картине страшные детали. Одной из них является сама цветовая гамма. Как видите, преимущество автор отдал чёрному и белому цветам. Именно в такой палитре были сделаны фото из газет, на которых художник увидел последствия бомбардировки Герники.

Бык на картине – это сама Испания. Конечно, у многих из нас эта страна ассоциируется с корридой. Но, помимо того, это также символ ярости и жестокости. Совсем иной образ – мать. Женщина с ребёнком – это не только олицетворение трагедии в испанском городке, но и отсылка к Деве Марии, оплакивающей Христа.

Женщина с ребёнком – это не только олицетворение трагедии в испанском городке, но и отсылка к Деве Марии, оплакивающей Христа
Женщина с ребёнком – это не только олицетворение трагедии в испанском городке, но и отсылка к Деве Марии, оплакивающей Христа

Помимо того, на картине мы видим расколотую античную статую. На набросках к картине она была в древнегреческом шлеме. Это одновременно и павший воин, и уничтоженное произведение искусства. Для Пикассо как для художника тема вандализма была особенно болезненной. В «Гернике» он подчеркнул, что война несёт гибель и людям, и предметам искусства.

При этом на картине изображено робко пробивающееся растение. Это – надежда на будущее, хрупкая жизнь, которая, быть может, сумеет уцелеть. Но не исключено, что она сгорит в пламени, бушующем вокруг. Примечательно и то, что на «Гернике» нет образа врага, однако мы видим последствия его действий. Некоторые исследователи считают, что здесь Пикассо выступил неким «пророком». Так, например, искусствовед Роланд Пенроуз отмечает:

«Такой подход является пророческой отсылкой к безличности современной войны, которая предоставляет своим жертвам все меньше шансов узнать… чья рука несет им смерть».
Расколотая античная статуя - это одновременно и павший воин, и уничтоженное произведение искусства
Расколотая античная статуя – это одновременно и павший воин, и уничтоженное произведение искусства

И сегодня «Герника» Пикассо не оставляет равнодушными зрителей. Она призывает людей разделить чувство трагедии, вызванное полотном. Благодаря символам живописца мы понимаем, что речь здесь идёт не об отдельно взятой войне, но о любом разрушительном противостоянии. Это произведение заставляет думать, страдать, рассуждать и осмысливать жизнь. Вероятно, именно поэтому многие поклонники творчества Пикассо признаются, что «Герника» изменила их как личностей. Как очень точно отмечает исследователь Анна Вагнер:

«Это величественная, интенсивная и неординарная картина… Эта картина выражает нечто куда большее, потому что она органично встраивается в необычайно широкий контекст».

На обложке: Картина Пабло Пикассо «Герника» в музее / getyourguide.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий