Георгий Милляр – главная Баба-яга советского кино

Искусство

Георгий Милляр создал, пожалуй, самый узнаваемый и запоминающийся образ Бабы-яги на отечественном экране. За что получил неофициальный титул «полномочного представителя нечистой силы в советском кино».

И хотя зрителям он запомнился в образе вредной старушки, талант Милляра не ограничивался только кино. Он сочинял стихи, свободно говорил на двух иностранных языках и искусно рисовал шаржи.

Из де Мильё стал просто Милляром

Такой биографией Георгия Милляра едва ли можно было гордиться в советское время. Отец актера Франц де Мильё происходил из французского дворянского рода. Мать Елизавета Алексеевна была дочерью иркутского золотопромышленника. Маленький Георгий получил блестящее образование, знал французский и немецкий языки, увлекался музыкой и искусством.

Любовь к театру мальчику привила тетка, которая сама была театральной актрисой. Тогда-то Георгий и решил, что тоже хочет играть на сцене. Правда, первая попытка загримироваться под Мефистофеля из гетевского «Фауста» закончилась полным провалом – у родственников маленький актер вызвал не испуг, а приступ смеха.

Ещё в детстве любовь к театру мальчику привила его тётя, которая была актрисой Георгий Милляр, 1910-е годы
Ещё в детстве любовь к театру мальчику привила его тётя, которая была актрисой
Георгий Милляр, 1910-е годы

Все изменилось во время революции. С матерью (отец к тому времени уже умер) будущий актер переехал из Москвы в Геленджик, спасаясь от нарастающих в стране волнений. В начале 20-х гг. Георгий собрался устраиваться на работу в геленджикский театр. Он сменил фамилию де Мильё на Милляр, чтобы скрыть свое дворянское происхождение, а в анкете никогда не указывал, что получил домашнее образование.

Однако актером его не взяли, зато предложили должность бутафора. Милляр мог так и остаться рабочим, если бы не заболела актриса, играющая Золушку. Подходящей замены не нашлось, поэтому в женском платье на сцене появился бутафор и… очаровал публику. Никто даже не заметил, что Золушку играл мужчина. Дебют Милляра был настолько удачным, что он тут же стал одним из ведущих актеров. Через несколько лет талантливый парень отправился покорять столичные театры.

Георгий Францевич Милляр - советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР
Георгий Францевич Милляр – советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР

Талисман Александра Роу

Георгий Милляр уже окончил театральное училище и работал в Московском театре Революции, когда в 30-е гг. решил покорять экран. Снявшись в нескольких незначительных эпизодах, он пришел на пробы к Александру Роу. Тот как раз собирался экранизировать свою первую сказку «По щучьему веленью». Однако Милляр так волновался, что забыл текст. Пробы закончились неудачей.

«Не подошел типажно, да и сработал не так… Но вот получаю ответ, что «ввиду изменения трактовки роли… мы, к сожалению, лишены возможности воспользоваться Вашим участием» и т. д.», – вспоминал актер.

Все же Роу дал шанс неудачливому молодому человеку и пригласил его в фильм на роль царя Гороха. Актер настолько блестяще сыграл смешного самодура, что получил от Роу предложение сняться в его следующей картине. С тех пор режиссер и актер стали неразлучными. Милляр сыграл во всех сказках Роу, причем в одной картине мог появиться в образе разных персонажей. Таким образом в 14 фильмах Роу у него накопилось 30 ролей.

Дружили актер и режиссер и вне съемочной площадки. Именно Роу посоветовал Милляру жениться на Марье Васильевне, соседке актера. Для Роу Милляр стал своеобразным талисманом. Кроме того, оба имели много общего. И тот и другой – сыновья иностранцев.

Георгий Милляр в роли царя Гороха в фильме «По щучьему веленью», 1938 год
Георгий Милляр в роли царя Гороха в фильме «По щучьему веленью», 1938 год

Неженская роль

В образе Бабы-яги Георгий Милляр появился во второй киносказке Роу «Василиса Прекрасная». Причем режиссер видел в этой роли женщину. Пробовались многие актрисы, в том числе и Фаина Раневская, но все было не то. Тогда Милляр убедил режиссера, что старушку должен играть мужчина.

«Ни одна актриса не позволит сделать себя такой страшной на экране. А я все стерплю», – аргументировал он.

И предложил свою кандидатуру. Роу задумка понравилась, тем более что Милляр обладал подходящей фактурой и скрипучим голосом. Актер ответственно подошел к проработке образа. Он часами просиживал в библиотеке, изучая иллюстрации и тексты о нечисти. Обильный материал актеру дала соседка по коммуналке.

«Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить», – рассказывал он.

Образ Бабы-яги получился настолько пугающим, что дети, которые присутствовали на съемках, разбегались при виде актера в гриме и костюме. А когда он не менее тщательно гримировался для роли Кощея, работникам на съемочной площадке приходилось завязывать глаза лошади, так как даже она шарахалась от такого зрелища.

Георгий Францевич Милляр - это поистине лучшая Баба-яга всех времён и народов Кадр из фильма «Морозко», 1964 год
Георгий Францевич Милляр – это поистине лучшая Баба-яга всех времён и народов
Кадр из фильма «Морозко», 1964 год

Кроме фильмов Александра Роу, Милляр запомнился эпизодами в нескольких других картинах. Уж очень узнаваемый у него вид, а главное – голос. С большим опозданием, но заслуженное признание все же пришло к актеру – в 1988 г. он был удостоен звания народного артиста РСФСР.

На обложке: Георгий Милляр в роли Бабы-яги в фильме «Морозко», 1964 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий