Гений символа – зачем ван Дейк держит подсолнух на автопортрете?

Искусство

«Автопортрет с подсолнухом» кисти фламандского живописца Антониса ван Дейка является одной из самых запоминающихся его картин. С молодых лет художник любил писать автопортреты, окружая себя символическими предметами. На этом полотне таким символом выступает подсолнух.

Любимый цветок художников

В Европу подсолнух попал из Америки в начале XVI в. Сначала его выращивали в ботанических садах Испании, а в XVII в. он уже распространился почти во всех странах Старого Света. До хозяйственного и кулинарного использования растения еще было далеко, пока подсолнух выращивали в декоративных и в лечебных целях. Как и у американских народов, в Европе цветок стал символом солнца, мира и процветания. Растение появлялось на геральдических щитах, а также не картинах художников.

Живописцы XVII в. часто изображали на своих полотнах подсолнухи, «пронизанные светом и воздухом». Ярко-желтые цветы словно наполняют картину живым теплом и радостным светом, жизнерадостностью и оптимизмом.

Символизм подсолнуха намного глубже определения «солнечного цветка». С религиозной точки зрения подсолнух является символом любви Господа, послушания и покорности, ведь цветок всегда поворачивается к солнцу, к свету.

Существует множество красивых легенд, связанных с этим растением. Например, один из греческих мифов повествует о том, как бог Солнца Аполлон отверг любовь прекрасной нимфы Клитии. От тоски нимфа умерла и превратилась в цветок подсолнуха. С тех пор она постоянно следила за возлюбленным, поворачиваясь в сторону солнца, которое в своей колеснице возил Аполлон.

Естественно, художники, которые во все века использовали язык цветов в своем творчестве, не могли обделить вниманием такое романтичное и символичное растение. В 1632 г. подсолнух появился и на картине Антониса ван Дейка, мастера живописи на мифологические и религиозные темы. Правда, на автопортрете с солнечным цветком мастер от этих тем как раз-таки отошел.

Антонис ван Дейк «Автопортрет с подсолнухом», 1632 год Местонахождение: Частная коллекция
Антонис ван Дейк «Автопортрет с подсолнухом», 1632 год
Местонахождение: Частная коллекция

Король и живописец

Картину ван Дейка с подсолнухом называют самым «самовлюбленным» автопортретом писателя. Фламандский живописец не скрывал свою любовь к художественному «селфи» и выставлял себя всегда в лучшем свете. На этой картине, которая, как всегда, отличается изяществом и мастерством, ван Дейк придерживает пальцами золотую цепь. Украшение – подарок английского короля Карла I, при дворе которого работал художник.

Золотая цепь сама по себе является заметным элементом картины, но ван Дейк как будто хвастается, показывая ее всем зрителям. «Смотрите, я обласкан благосклонностью короля!», – заявляет он. На самом деле так оно и было. В Англии ван Дейк получил от монарха не только дорогое украшение, но и звание главного придворного художника, а также дворянский титул.

Кроме того, живописец перенес символизм подсолнуха на себя. На картине они «похожи», цветок словно повторяет позу автора. И художник, и цветок выглядят полными жизни: густые краски, яркие крупные детали, даже форма лепестков подсолнуха как отражение взъерошенных волос мастера. Искусство ван Дейка благородно, как этот солнечный цветок. На этой картине в соседство ван Дейку, который видимо, совершенно не обладал таким качеством, как скромность, больше подошли бы нарциссы. Но он намеренно выбрал подсолнух.

Если в христианском мировоззрении подсолнух – символ Господа, то в рамках доктрины двора Карла I растение ассоциировалось с божественной властью короля. Поэтому появление этого цветка на автопортрете художника вместе с королевским подарком является реверансом в сторону Карла I.

Подарок короля - золотая цепь как признак благосклонности монарха
Подарок короля – золотая цепь как признак благосклонности монарха

Ван Дейк изображает себя как верного, даже идеального придворного, готового, словно подсолнух, поворачивать голову туда, где находится «солнце» Англии. Очень изящная и при этом точная аллегория преданности, построенная на склонности растения следовать по пути солнца. Не зря Антониса ван Дейка всегда называли очень честолюбивым человеком, но абсолютно гениальным художником.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий