Иллюзия тоже способна стать вершиной искусства, и я сейчас говорю вовсе не о фокусах. Если вы когда-нибудь бывали в Павловске, то, несомненно, видели это творение знаменитого архитектора Пьетро Гонзаго. Если же быть там вам не приходилось, то предлагаю именно сейчас, со мной, виртуально посетить место, которое неспроста называют «Чудом Павловска».
Галерея Гонзаго (а речь идёт именно о ней) – уникальное творение. Это самая большая фресковая роспись в Северной Европе. Подобное можно увидеть в Италии, да и то – тамошние фрески всё же уступают нашей Павловской «жемчужине». Творение Пьетро Гонзаго действительно стало одним из шедевров прошлого, которые сегодня можно увидеть в России. Но в чём же уникальность Галереи? И почему сегодня её вовсе могло не быть в Павловске?
Рукотворное чудо
Пьетро Гонзаго был человеком, который действительно знает своё дело. Талантливый архитектор, обладающий безграничной фантазией, создавал потрясающие творения. Он прославился вовсе не монументальными зданиями или строительством церквей. Нет, Пьетро пошёл гораздо дальше.
Как мне кажется, Гонзаго можно назвать архитектором-иллюзионистом. Примечательно, что главными его творениями стали фрески, в которых использовался «обман зрения». Ярким тому примером является Галерея Гонзаго, с историей которой мы уже начинаем знакомиться.

В Павловске, а конкретнее – в Павловском дворце, есть удивительная наружная фреска. Одна только настенная роспись занимает 350 квадратных метров. Потолок лишь немного уступает ей в размерах, охватывая 200 квадратных метров. Вы можете сказать: «Ну фреска – и фреска. Что с того?». Однако Галерею Гонзаго очень важно видеть – хотя бы на фотографиях.
Её главный секрет заключается в том, что видим мы перед собой ступенчатый проход, арки, колонны и статуи, а на самом деле ничего этого нет. Да, Галерея – это только плоскость, на которую нанесен рисунок. Неслучайно Пьетро Гонзаго называют одним из главных театральных художников прошлого. Причём сам термин «театральный художник» следует понимать в современном смысле, а именно – человек, который создаёт декорации со зрительной иллюзией. Пьетро Гонзаго на ровной поверхности мог изобразить улицы, коридоры, каналы и роскошные залы.

Создание шедевра
Честно признаться, взглянув на Галерею Гонзаго, сложно поверить, что она действительно является лишь «картинкой», нанесенной на камень. Поразительно, но этот визуальный обман действует не только на людей, но и на животных. Жители Павловска и туристы, приехавшие ко дворцу, говорили, что нередко видели собак или птиц, который неслись к проходам. Увы, не всегда это заканчивалось хорошо. Иногда сотрудники дворца-музея находили в Галерее мёртвых птиц. Те хотели влететь в нарисованные коридоры и попросту разбивались о стену.
Строительство Галереи началось в 1797 году по проекту Винченцо Бренны. Согласно замыслу архитектора, она должна была стать открытой столовой. Надо признать, что расположена Галерея очень удобно – с обратной стороны от главного входа во дворец. Конечно, здесь царское семейство могло отдохнуть и насладиться обедом. Но не стоит полагать, что уже тогда появилась знаменитая роспись, названная «Чудом Павловска». Пьетро Гонзаго начал работать над своим творением по поручению Марии Фёдоровны в 1805-1807 годах.

Создание шедевра было непростым. Сначала архитектор сделал рисунок на влажной штукатурке, а затем снова наносил изображение уже на высохшую основу. Благодаря этому, а также за счёт визуальных эффектов создалось впечатление объёмности рисунка – сейчас это назвали бы 3D-эффектом.
Архитектор Карл Росси, продолживший работу над дворцом, хотел застеклить Галерею, чтобы защитить её от негативного воздействия солнца и влаги, но сделать задуманное не успел. Кстати, в более поздние годы его идея вновь обсуждалась реставраторами, но специалисты посчитали, что это нарушит эффект зрительного восприятия Галереи, поэтому делать стеклянное дополнение не стали.

Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Возрождение Галереи
Во время Великой Отечественной войны Галерея Гонзаго, как и многие другие достопримечательности Павловска, была серьёзно повреждена. Советские реставраторы не сразу смогли приступить к работам в послевоенное время – немало трудностей вызывало отсутствие иконографических материалов, которые помогли бы восстановлению.
К счастью, сохранился небольшой эскиз в цвете, созданный самим Пьетро Гонзаго. Кроме того, в качестве вспомогательных материалов использовали старые фотографии, акварели довоенной поры, зарисовки художников.

Казалось бы, реставрация – дело явно благое, однако далеко не все деятели искусства поддерживали идею восстановить Галерею Гонзаго. На протяжении нескольких лет разрушенная часть здания была лишена покрытия, а проливные дожди и снег практически полностью уничтожили остатки рисунка. В письме А.А.Фёдорова-Давыдова звучат такие слова:
«Росписи этой галереи никак нельзя восстанавливать ввиду того, что сохранились лишь отдельные небольшие куски её и к тому же пострадавшие от пожара. Попытки произвести восстановление её путем дополнения, а тем более прописки могут привести лишь к тому, что мы получим грубую фальшивку, в которой потеряются и те фрагменты, которые сохранились…»

К счастью, несмотря на протесты некоторых видных деятелей, Галерея Гонзаго была возвращена к жизни. Советские реставраторы сумели осуществить то, что казалось практически невозможным. Сегодня «Чудо Павловска» является украшением Павловского дворца. Увидеть Галерею ежегодно стремится множество людей, а некоторые путешественники заявляют, что специально уже не в первый раз приезжают сюда, чтобы взглянуть на возрождённое чудо, созданное Пьетро Гонзаго.
На обложке: Галерея Гонзаго / idei.club