«Фрина перед ареопагом» – почему картину Жерома называли «порнографической картинкой»?

Искусство

Художника Жана-Леона Жерома от событий, изображённых на его знаменитом полотне, отделяло почти два тысячелетия. Тем не менее, картина Жерома «Фрина перед ареопагом» словно бы переносит нас в те далёкие времена.

Несомненно, живописец был очарован легендой прекрасной гетеры, облик которой мы можем видеть и сегодня в скульптурах Праксителя, дошедших до наших дней. Именно поэтому полотно художника выглядит так, будто на нём отражены события, свидетелем которых стал Жером. Но главное – эта картина раскрывает нам удивительную историю Фрины, позволяет вернуться в прошлое и, конечно, демонстрирует великую силу красоты. Что же известно о творении Жерома?

История Фрины

Прежде, чем познакомиться с самой картиной, я хотела бы рассказать легенду, которая связана с жизнью той самой Фрины, изображённой Жеромом. Без сомнения, именно она вдохновила автора полотна на создание такого творения. Фрина была одной из самых известных гетер Древней Греции. Она была образованной и прекрасной женщиной – говорили, что ни одна земная красавица не может сравниться с Фриной. Именно так считал и скульптор Пракситель.

Когда ему поступил заказ изобразить богиню красоты и любви Афродиту, он решил, что натурщицей должна стать именно Фрина. При этом мастер отошёл от канонов, создав изваяние обнажённой богини. Конечно, такой вариант воплощения Афродиты вызвал резонанс в обществе. Одни были в восторге от скульптуры, другие считали её богохульством.

Тем не менее, образ Афродиты у народа стал отождествляться именно с Фриной. Более того, женщину даже пригласили исполнить роль богини во время Элевсинских мистерий. Она согласилась, однако решение это стало роковым в её судьбе. Всё чаще начали звучать заявления, что Фрина считает себя равной богине, а это было совершенным кощунством.

Когда же любви красавицы пожелал оратор Евфий, весьма могущественный человек Древней Греции, она отвергла его. Обозлённый Евфий собрал вокруг себя недоброжелателей Фрины и приказал ей появиться перед ареопагом. Женщину обвиняли в страшном грехе – безбожии.

Художник Жан Леон Жером в своей мастерской, не позже 1904 года
Художник Жан Леон Жером в своей мастерской, не позже 1904 года

Оправдание гетеры

Её защитником выступил Гиперид. Он долго рассказывал, что Фрина никогда не сравнивала себя с Афродитой, да и вообще крайне почтительно относится к богине. Вот только речь его не произвела никакого впечатления на судей, изначально предвзято относившихся к гетере.

В отчаянии Гиперид сорвал со стоящей перед ареопагом Фрины покрывало. Она оказалась совершенно обнажённой, и весь зал замер. Дело здесь было вовсе не в женской наготе. Потрясённые судьи поняли, что перед ними – абсолютное совершенство. Не секрет, что в Древней Греции был культ красоты, а потому Фрина была признана невиновной – совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу. Поэт Борис Ханин очень ярко описывает этот момент:

“Когда понятно стало,что ареопаг

Склоняется совсем не в пользу Фрины,

Ее защитник  Гиперид , почти как маг,

Сорвал с нее одежды для смотрины,

Воскликнув: “Разве может эта красота

Хоть чем-то оскорбить богов собою?

Для каждого из нас она почти мечта,

Ниспосланная Богом и судьбою!”.

Жан-Леон Жером «Фрина перед ареопагом», 1861 год Местонахождение: Кунстхалле, Гамбург, Германия
Жан-Леон Жером «Фрина перед ареопагом», 1861 год
Местонахождение: Кунстхалле, Гамбург, Германия

Особенности картины

Свою знаменитую картину «Фрина перед ареопагом» Жан-Леон Жером написал в 1861 году, при этом посвятил её своим современникам. Вероятно, Жером считал, что тема красоты по-прежнему актуальна, а история Фрины способна затронуть многие сердца. Как оказалось, художник всё верно рассчитал.

Несмотря на вдохновение, которое Жером черпал в античном сюжете, многие изображённые моменты указывают на современную интерпретацию легенды. Известно, что Фрину живописец писал не с античных изображений (например, статуи Афродиты Книдской), а с модели-современницы. Нетипична для Древней Греции и поза, в которой стоит женщина. Мы видим, что Фрина явно смущена своей наготой, она стыдливо закрывает рукой лицо. Не думаю, что натурщица и гетера античных времён могла так отреагировать на своё публичное обнажение. Впрочем, это тоже часть очарования картины Жерома.

Не менее интересны лица судей, взирающих на красавицу. На них читаются самые разные эмоции – от восхищения или интимного умиления до ярости. К последним, я думаю, можно отнести и Евфия. Когда ареопаг увидел Фрину обнажённой, оратор понял, что проиграл. К слову, на самом деле суд на Фриной вершил не ареопаг, а гелиэя (так назывался эллинский суд присяжных), но Жером отступил от исторических актов в пользу зрелищности.

На лицах судей самые разные эмоции - от восхищения или интимного умиления до ярости
На лицах судей самые разные эмоции – от восхищения или интимного умиления до ярости

Отзывы критиков

Когда картина «Фрина перед ареопагом» была представлена публике, мнения ценителей искусства разошлись. Одни критиковали автора, замечая, что стеснительность Фрины превратила творение в «порнографическую картинку» (да-да, именно так заявил Эдгар Дега). В противовес ему русский критик Владимир Стасов писал:

“Нет, посмотрите ещё раз на Фрину Жерома, старую знакомку: там и красота телесная, там и стыд в дрожащих коленках, ищущих одна другую; там даже пальцы на ногах, и те говорят: нам стыдно, и стараются как-нибудь согнуться и спрятаться; так и руки поднялись к лицу и закрыли его. Вот это я называю: художественное произведение, вот это я называю: чувство и выражение, вот это я называю: художник”.
Генрих Семирадский «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», 1889 год Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Генрих Семирадский «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», 1889 год
Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Я полностью разделяю мнение Владимира Стасова – «Фрина перед ареопагом» стала картиной, продемонстрировавшей высочайшее мастерство Жерома и особенный взгляд на известную античную легенду. О Фрине рассказывали множество преданий. Что из них правда, а что – лишь вымысел людей, сказать сложно. Тем не менее, Жером показал, что истинная красота всегда остаётся безгрешной.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий