Среди авторов древнего мира его неспроста называют одним из самых знаменитых. Имя Эзопа широко известно, причём знают о нём и его творениях в разных уголках мира. Его басни пересказывали на свой лад поэты более позднего времени, а само упоминание Эзопа у многих из нас ассоциируется с поучительными историями, где людей можно узнать в аллегорических образах животных.
Но, несмотря на известность басен Эзопа, сама жизнь знаменитого автора так и остаётся тайной для исследователей. Интересно, что басни его появлялись в разные века, однако приписывались одному древнегреческому поэту. Если рассуждать логически, то получится, что Эзопов могло быть несколько – один и тот же человек не мог писать свои произведения на протяжении пары-тройки веков. Так сколько же было Эзопов? Что таит биография самого древнего баснописца? И кто сделал древнего поэта настоящей знаменитостью?
Таинственный Эзоп
Эзопа неслучайно называют легендарным древнегреческим поэтом. Нельзя исключать, что такой человек мог быть собирательным образом и стать известным баснописцем, порождённым человеческим воображением. Во всяком случае, басни Эзопа появлялись не только в один временной период истории. До нашего времени в оригинальном письменном варианте они не сохранились, а дошли исключительно как пересказы людей, которые могли знать Эзопа.
С одной стороны, кажется, что Эзоп – личность вполне реальная. С другой же, мы имеем массу нестыковок и самых разных версий о его жизни. Как очень точно об этом противоречии выразился исследователь Мартин Личфилд Уэст:
«Имя Эзопа так же широко известно, как и любое другое, дошедшее до нас из греко-римской древности, [однако] далеко не точно, существовал ли когда-либо исторический Эзоп… во второй половине пятого века появляется что-то вроде связной легенды об Эзопе, и Самос, кажется, является его домом».
Жизнь из легенд
Если заглянуть в самые древние греческие источники, где встречается упоминание об Эзопе, можно заметить, что большинство авторов называет в качестве его малой родины греческую колонию Месембрию. А вот более поздние авторы склоняются к тому, что знаменитый баснописец появился на свет во Фригии. Некоторые античные исследователи утверждали, что Эзоп родился в Сардах, а кто-то считал, что он был родом из Лидии.
Как писал Плутарх, Эзоп являлся дипломатом, находившимся на службе у лидийского царя Креза. Именно по приказу правителя он отправился в Дельфы, причём вёл себя оскорбительно по отношению к дельфийцам, за что и был наказан.
Кроме того, в Дельфах поэт познакомился с известными деятелями, философами, ораторами, поэтами и политиками. Дошло до того, что его даже планировали включить в список Семи мудрецов, а именно – назвать одним из самых мудрых и влиятельных людей Греции. Эта версия стала одной из самых популярных историй об Эзопе, однако её едва ли можно назвать реалистичной. Исследователь биографии Эзопа Бен Эдвин Перри заявлял:
«Всё в древних свидетельствах об Эзопе, что относится к его связям либо с Крезом, либо с любым из так называемых Семи мудрецов Греции, должно рассматриваться как литературный вымысел».
Собирательный образ или один человек?
Как видите, и здесь мы имеем дело скорее с легендами, нежели с фактами из жизни человека. Наиболее полным биографическим источником, рассказывающим нам о жизни поэта, стал труд «Роман об Эзопе» («Жизнь Эзопа»).
Одни учёные ссылаются на него, отмечая, что хотя бы здесь имеется достаточно сведений о творческом и жизненном пути автора известных басен. Другие же считают, что этот роман является вымыслом от первого до последнего слова. Именно сторонники последней версии считают:
«Этот роман – анонимное произведение греческой популярной литературы, написанное примерно во втором веке нашей эры… Как и Роман Александра, Роман Эзопа стал народным сборником, произведением, которое никому не принадлежало, и случайный автор чувствовал себя свободным изменять его так, как это могло бы ему понравиться».
Если ссылаться на эту версию, то в таком случае Эзоп – это своего рода Иван-царевич (или Иван-дурак, тут уж на ваш выбор), только на греческий лад. Ничего конкретного, сплошной фольклор. Однако стоит признать, что история о жизни Эзопа здесь подана весьма интересно. И нельзя исключать, что далеко не всё здесь – исключительно плод людской фантазии.
Ученик философа
Итак, в романе рассказывается, что Эзоп был рабом (да-да!) фригийского происхождения. Изначально он был уродливым и немым, из-за чего терпел насмешки и издевательства от окружающих. Однако Эзоп был человеком добрым и считал, что не стоит отвечать злом на зло.
Однажды он помог жрице богини Исиды. Та попросила богиню отблагодарить Эзопа, и всесильная небожительница наделила немого раба даром речи. Впрочем, Исида подарила Эзопу не только речь. Она превратила его в остроумного рассказчика историй. Заметив, насколько умён Эзоп, его наставником становится мудрый Ксанф.
Правда, теперь поэт не стремился следовать своим прежним благородным принципам. Его отношения с учителем оказались крайне неоднозначными. С одной стороны, с помощью своего красноречия Эзоп сумел спасти Ксанфа. С другой же, остроумие помогло высмеять наставника перед его учениками, а также соблазнить супругу Ксанфа.
Он мог не быть автором басен
Разумеется, уже тогда, в пору своего ученичества, Эзоп начал писать басни. Но и здесь у исследователей есть немало вопросов. Оказывается, Эзоп мог вовсе не быть баснописцем. Далеко не все античные историки называют его автором этих поучительных произведений. И если одни открыто говорят, что Эзоп сочинял свои басни, то другие просто указывают, что он устраивал их «чтение». Не исключено, что подобные истории он слышал ранее и попросту пересказывал их.
Впрочем, называть Эзопа плагиатчиком или кем-то подобным не стоит. Посудите сами: тот же Александр Сергеевич Пушкин тоже записывал сказки, которые слышал от своей няни. Однако в его подаче они приобретали и стихотворную форму, и новое воплощение. Так и Эзоп мог слышать те же поучительные рассказы с участием животных, которые вели себя как люди. Истории эти очень нравились ему, а потому спустя годы он решил и сам записать их. Разумеется, всё было подано по-новому, и только сюжеты остались прежними.
Особенные приёмы
Сами басни Эзопа стали ценнейшими творениями мировой литературы. Яркие и колоритные, понятные и взрослому, и ребёнку, они не оставляли слушателя равнодушным. Особенным приёмом стала «шифровка» характеров людей в образах животных.
Намереваясь высмеять правителя или наместника, автор мог не рисковать, указывая конкретное имя. Достаточно было взять аллегорический образ льва или слона. При этом, слушая басни о поступках животных, все прекрасно понимали, что речь идёт вовсе не о представителях дикой природы, но о людях. Именно так, изысканно и эффективно, Эзоп высмеивал человеческие пороки и негативные явления, которые видел в обществе.
Загадка личности
Сами басни древнегреческого поэта дошли до нас вовсе не в изначальном варианте. То, что мы знаем сегодня – это переводы греческих и римских авторов. Все они указывали, что определённые произведения являются баснями Эзопа. Но если бы такие «пересказчики» жили в один исторический период, было бы всё ясно – современники записали басни и решили увековечить их в своих трудах
Однако авторы пересказов жили в разное время. Они не могли знать друг друга или, тем более, самого Эзопа. Но почему так? А ответов на этот вопрос может быть два: либо разные люди просто приписывали авторство некоему вымышленному Эзопу, и такого баснописца не существовало на самом деле, либо истории Эзопа были настолько известны и популярны, что их пересказывали даже спустя много веков после его смерти.
Басни Эзопа переводились и приобретали черты новых культур. Каждый автор, переписывавший их, хотел добавить нечто своё. Со временем в них, вероятно, от изначального варианта сохранился лишь сюжет, а сами истории стали результатом народного творчества.
Эзоп-африканец?
Но давайте вернёмся к жизни самого Эзопа. Есть предположение, что он принадлежал к некой африканской народности, хотя и родился в греческой колонии. На внешность, нетипичную для греков, указывает и его описание в романе, посвящённом жизни поэта:
«(Он) отвратительного вида… пузатый, с уродливой головой, курносый, смуглый, карликовый, кривоногий, короткорукий, косоглазый, с печеночными губами – зловещее чудовище».
Согласитесь, не слишком лестное описание. Впрочем, относительно внешности Эзопа древние авторы редко писали нечто приятное. Напротив, его называли «творением Прометея в полусне», отмечая, насколько уродлив был этот человек. Античные биографы писали, что насмешки сыпались на несчастного Эзопа не столько из-за его историй о животных, которые он рассказывал, сколько из-за скверной внешности и гнусавого голоса, которым обладал поэт.
Был ли он уродом?
Нельзя исключать, что на самом деле Эзоп вовсе не был уродом. Быть может, он просто разительно отличался от представителей европеоидной расы. В поздние античные времена появилась версия, что известный баснописец имел африканский тип внешности. Разумеется, такая внешность не считалась эталоном в Греции.
В народном воображении спустя века поэт постепенно мог превратиться в некое «чудовище», разительно отличающееся от большинства людей. Но это вовсе не означало физических дефектов или уродства у самого Эзопа. Некоторые учёные даже полагают, что происхождение Эзопа могло отразиться в его имени. Они указывают на созвучие слов «Эзоп» и «эфиоп». Однако далеко не все поддерживают эту гипотезу. К примеру, исследователь Герт-Я ван Дейк утверждает, что это вовсе не так:
«Производное «Эзоп» от «эфиопского» у Планудеса такое… этимологически неверно», а Фрэнк Сноуден говорит, что отчет Планудеса «бесполезен с точки зрения достоверности Эзопа как «эфиопа».
Удивить дважды
Сама биография Эзопа существует в нескольких версиях. Есть предположение, что именно учитель Эзопа, Ксанф из Самоса, приобрёл будущего поэта в качестве раба. Он был философом и искренне восхищался талантом своего невольника. Ксанф никогда не жалел о своём приобретении и считал, что Эзоп может добиться немалого успеха.
До наших дней дошла легенда, как однажды Эзоп сумел удивить своего наставника. Когда Ксанф попросил его приготовить нечто самое лучшее для намечающегося празднества, раб подал к столу языки. Они были приготовлены различными способами, и блюда оказались очень вкусным, но Ксанфа удивило, что для всех яств Эзоп использовал языки. На вопрос, почему он так сделал, Эзоп, не растерявшись ответил:
«Именно язык есть самое лучшее, что можно найти в мире. Благодаря ему мы произносим мудрые изречения, он помогает заключать договоры и устанавливать законы».
Впечатлённый Ксанф был восхищён своим учеником. Однако решил дать ему ещё более сложное задание. На следующий день к пиршеству он велел подать самое худшее, что есть в мире. И снова Эзоп появился с подносом, где были приготовлены языки. «Но почему и на этот раз ты пришёл с ними?» – удивился Ксанф. Умный раб просто ответил, что из-за языков люди ссорятся и обижают друг друга. Он был совершенно прав, что ещё больше впечатлило его хозяина.
Обретение свободы
Эзоп нередко помогал своему хозяину, и тот ценил его талант, но не хотел давать свободу. Это означало бы расставание со столь способным невольником, который умел развлекать Ксанфа. Неизвестно, как бы сложилась жизнь поэта, если бы не удивительный случай. Он, конечно, тоже более походит на легенду, нежели на описание реального факта из жизни баснописца, но я всё же его перескажу.
Однажды над городом, где жил Эзоп, пролетал орёл. В какой-то момент из лап птицы выпал некий предмет. Он упал прямо к ногам раба-поэта, и окружающие его люди увидели, что орёл выронил царскую печать. «Что бы это могло означать?» – спросили они Эзопа. Однако он ответил, что является рабом, а потому не может давать советы свободным гражданам. Народ тут же отправился к Ксанфу и потребовал освободить невольника.
Советник царя
Получив столь долгожданную свободу, Эзоп сказал, что появление орла, «царя птиц», да ещё и с печатью лидийского царя Креза в лапах, говорить может только об одном: Крез намеревается захватить город. Местные жители начали просить Эзопа отправиться к царю и отговорить его от этой затеи.
Согласившись спасти людей, поэт отправился к правителю. Тот был так потрясён талантом и красноречием нежданного гостя, что отменил свои плану по захвату соседнего города. Эзопа же Крез приблизил к себе, сделав своим советником. Эзоп много путешествовал, встречался с известными философами своего времени и, конечно, сочинял басни
Басни Эзопа и русские классики
Учёные, исследовавшие басни Эзопа, подсчитали, что в них можно встретить около 30 богов, 80 разных животных и огромное количество разных мифологических образов. Эзопа неспроста называют самым древним и одним из самых известных баснописцев. Но вряд ли сейчас его имя как-то выделялось бы среди множества античных авторов, если бы не один человек, живший спустя много веков после поэта.
Имя Эзопа и сам жанр басни получил широкую известность благодаря нашему русскому классику Ивану Андреевичу Крылову. Именно он по-своему пересказал знаменитые поучительные истории древнегреческого баснописца. Помимо Крылова, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Чернышевский прибегали к принципам «эзопова языка». С его помощью можно было обойти строгую цензуру, но при этом донести до читателя свои мысли и раскритиковать тех, кого не стоило осуждать напрямую.
Именно гении русской литературы сумели раскрыть всю глубину приёмов, которыми пользовался Эзоп. Кроме того, они значительно обогатили эзопов язык. Они высмеивали известных лиц или определённые социальные классы, при этом заменяя героев безобидными зверушками и птицами. Русская литература ясно показала, насколько строгая цензура способствует развитию новых идей и приёмов в творчестве.
Незадачливый осёл
Но вернёмся к Эзопу. Многие его басни знакомы нам в подаче Ивана Андреевича Крылова или Жана де Лафонтена. Современники Эзопа высоко ценили его таланты. Если легенды о его жизни содержат хотя бы часть правды, выходит, что даже сам лидийский царь благоволил баснописцу.
Одной из самых известных басен Эзопа считается история о хитроумном осле. Однажды он шёл через мост с огромными мешками. Бедный осёл не выдержал тяжести груза и упал в реку. Поскольку в мешках была соль, она быстро растворилась, и животное поняло, насколько легче стало идти.
В другой раз осёл решил намеренно упасть в воду. Вот только теперь он переносил шерсть. Оказавшись в воде, она намокла и стала тяжелее, утащив на дно хитроумного, но совсем не дальновидного осла. Басня эта красноречиво говорит, что очень важно думать о последствиях своих действий, и если однажды всё удалось, то во второй раз непродуманная хитрость может привести к плачевным последствиям.
Эзоп и Родопис
Но если Эзоп существовал (а он, конечно, был совершенно реальным персонажем – даже если его образ сформировался в качестве собирательного «портрета» нескольких людей), то какой была его личная жизнь? Разумеется, учитывая то, что жил он около VI века до нашей эры, нельзя наверняка сказать, с кем были романы у поэта и какие женщины вдохновляли его на новые творения.
Тем не менее до наших дней дошло несколько легенд о взаимоотношениях знаменитого баснописца с дамами. В них рассказывается, что некоторое время он был безответно влюблён в девушку из Фракии. Кроме того, Эзопу приписывали роман с красавицей по имени Родопис.
Однако стать супругой баснописца Родопис было не суждено. Во время купания она уронила туфельку, которую унёс орёл. Птица бросила обувь красавицы у царского дворца, и правитель велел отыскать обладательницу миниатюрной ступи. Эта история завершилась, как и сказка о Золушке – Родопис стала женой царя. А Эзоп с разбитым сердцем продолжил сочинять свои стихи.
Легенда о смерти поэта
Сложно сказать, как именно умер знаменитый баснописец. О его кончине тоже сложена легенда, но действительно ли так было на самом деле – большой вопрос. Согласно преданию, во время посещения Дельф, куда Эзоп был направлен царём Крезом, он разгневал местных жителей. Быть может, негодование их вызвали сами басни поэта, в которых люди двуличные и лживые, порочные и хитрые узнали самих себя. Как бы то ни было, но дельфийская знать решила уничтожить поэта.
Злоумышленники похитили из дома местного вельможи золотую чашу, а затем заявили Эзопу, что его приказано обыскать. Разумеется, ценная чаша была подброшена в вещи баснописца. Понимая, что его оклеветали, он пытался оправдаться, но чужеземцу никто не поверил. Суд в Дельфах приговорил Эзопа к смерти. Несчастный старец был забит камнями, которые в него бросала толпа. Как часто бывает, не сумев оценить по достоинству заслуг человека, его погубили современники – те, кто как раз более прочих должны были почитать поэта.
Только спустя много лет после гибели Эзопа была доказана его невиновность. Потомки убийц выплатили немалый штраф. Деньги эти были переданы внуку первого хозяина Эзопа. Увы, это наказание для потомков виновных уже никак не могло вернуть к жизни великого человека.
Как видите, в истории Эзопа больше белых пятен, нежели конкретных фактов. Большая часть его биографии – это легенды, которые, возможно, имеют мало общего с реальностью. Может быть, и сам Эзоп – это только собирательный образ, появившийся в народном воображении. Тем не менее фактом остаётся одна очевидная вещь: его басни сумели обогатить и преобразить мировую литературу. Они стали настоящим сокровищем и гордостью человечества. Увы, оценили по достоинству Эзопа только люди, жившие спустя много веков после него.
На обложке: Фрагмент картины Диего Веласкеса «Эзоп», около 1638 года. Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид. Испания