Эволюция трюков – что делали дублеры Чарли Чаплина на съемочной площадке?

Искусство

Чарли Чаплин является не только одним из самых известных актеров немого кино, но и может считаться первой настоящей звездой Голливуда. Современному зрителю он знаком по образу Бродяги.

Однако Чаплин не только придумал легендарную роль (вообще-то, не он ее придумал), но и использовал в своих фильмах визуальные эффекты еще до появления компьютерной графики, а также ставил гениальные для того времени трюки.

Когда актеры делали все сами

Как правило, дублер приглашается на съемочную площадку тогда, когда актер не может выполнить сложный трюк или отказывается сниматься в сцене (например, в эротических эпизодах). Также дублер может подменить заболевшего актера или в случае какого-нибудь форс-мажора.

Однако это сейчас, а во времена немого кино такого еще не придумали. Съемки фильма проходили долго, сроки не «горели», а потому актеры могли и на «больничный» уйти, и отлучиться по делам. Кроме того, звезд немого кино зритель хорошо знал. Не так-то просто было выдать за любимого актера кого-то другого.

А уж Чарли Чаплина вообще невозможно никем заменить, настолько его образ в кино узнаваем. Почти невозможно… Чаплин был так знаменит, что проводили даже конкурс двойников актера, в котором инкогнито участвовал он сам и… занял лишь 3-е место. Правда, иногда называют и 5-е, и 13-е место. Так что забавная история может быть всего лишь легендой. Но все же.

Конкурс двойников Чаплина в театре Либерти в штате Вашингтон, предположительно 1921 год
Конкурс двойников Чаплина в театре Либерти в штате Вашингтон, предположительно 1921 год

Каскадеры-самоучки

Чаще всего дублеры заменяют актеров в технически сложных и опасных сценах. Опасностей на съемках было много и во времена Чаплина. История трюков очень похожа на историю самого кино. Все начиналось отрывочно и импровизировано, но по мере совершенствования технологий трюки становились все более изощренными и неотъемлемыми для рассказываемых историй.

Однако каскадеры в кинематографе появились не сразу. Поначалу актерам приходилось самим исполнять трюки и рисковать жизнью. Чарли Чаплин имел опыт работы в цирке и водевиле, а потому физически был неплохо подготовлен. Например, он сам исполнял трюки в своих первых фильмах, включая экстремальное катание на роликах и ныряние с головой в воду.

Превзошел его разве что знаменитый трюкач Бастер Китон, который спасал женщину на водопаде, гонялся за машинами и поездами. И не только гонялся, но и запрыгивал на них в движении. Есть также версия, что в некоторых сценах Китон все-таки подменял Чаплина. Хотя великий комик в этом никогда и не признавался.

По мере совершенствования технологий разрабатывались более изобретательные способы создания трюков. Кроме того, киноиндустрия стремительно развивалась, фильмы приносили деньги. Голливуд начал осознавать ценность своих звезд и не позволял им рисковать собственной жизнью.

Теперь меры безопасности на площадке включали размещение матраса на платформе под исполнителем, использование ремней безопасности и т.п. А для выполнения особо опасных трюков без страховки приглашались дублеры.

Они были не профессиональными каскадерами, а обычными людьми, как тогда говорили «достаточно сумасшедшими», чтобы рискнуть жизнью за деньги. Если, например, требовалось повиснуть на карнизе здания или спрыгнуть со скалы в море, то продюсеры находили какого-нибудь акробата или просто смельчака и платили ему за трюк.

Знаменитый трюкач Бастер Китон все свои трюки исполнял сам Кадр из фильма «Генерал», 1926 год
Знаменитый трюкач Бастер Китон все свои трюки исполнял сам
Кадр из фильма «Генерал», 1926 год

Трюки в фильмах Чаплина

Чаплин тоже вступил в новый этап своей карьеры. Он принимал участие в создании United Artists и начал выпускать свои первые режиссерские работы. Появились знаменитые «Малыш», «Парижанка», «Золотая лихорадка» и «Огни большого города».

Пока Китон продолжал отчаянно бросаться в самые сложные эпизоды, Чаплин предпочитал доверить трюковые элементы своим дублерам. Хотя, опять же, не спешил в этом признаваться. Ведь зрители буквально визжали от восторга, когда артист сам бежал по крыше поезда или свисал с циферблата огромных часов.

Чарли Чаплин в фильме «Цирк» (1928 год) сам ходит по канату
Чарли Чаплин в фильме «Цирк» (1928 год) сам ходит по канату

Часто он использовал некоторые ранние спецэффекты, чтобы избежать опасности. Также Чаплин был одним из первых актеров, использовавших дублера-каскадера. И, я думаю, это правильно. Ведь самое прекрасное в игре Чарли Чаплина вовсе не опасные трюки.

На обложке: Чарли Чаплин в фильме «Новые времена», 1936 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий

  1. Николай Ващилин

    Знатоки хреновы…На стрелке огромных часов висит не Чаплин, а Гарольд Ллойд…

    Ответить