Эль Греко – почему о талантливом живописце забыли на три столетия?

Искусство

Почти три столетия его творчество не признавали ни художники, ни критики. Произведения Эль Греко казались «неправильными», не вписывающимися в понимание искусства ни одной из последующих эпох. Его творчество действительно опередило не только своё, но и более поздние времена.

И только в позапрошлом веке художники-романтики наконец раскрыли для себя великое мастерство Эль Греко. То, что он «говорил» со своих полотен много веков тому назад, стало совершенно актуальным и понятным людям иных времён. Творчеству Эль Греко пришлось «ждать» ещё целое столетие, чтобы обрести полное признание в мире искусства. Но каким же был жизненный путь живописца, которого так и не сумели понять при жизни? Чем он вызывал восхищение и гнев современников? И как он, бедный греческий живописец, сумел повлиять на творчество художников спустя много столетий после своего рождения?

Детство Эль Греко

Доменикос Теотокопулос – именно таким было настоящее имя живописца, которого мир узнает как Эль Греко. Он появился на свет в 1541 году в простой греческой семье. Малой родиной будущего мастера стал остров Крит. Именно там, в небольшом селении, он и провёл свои ранние годы.

Георгиос, глава семейства, считал, что его сыновья должны получить хорошее образование. Сам мужчина занимался сбором податей, а также торговлей, много общался с самыми разными людьми и видел, как много значат для человека знания. Именно поэтому он не жалел средств, чтобы дать своим наследникам достойное образование. Есть мнение, что вместе с братом Доменикос изучал древнегреческий и латинский языки, в которых немало преуспел.

Эль Греко «Портрет старика» (предположительно автопортрет), между 1595 и 1600 годами Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Эль Греко «Портрет старика» (предположительно автопортрет), между 1595 и 1600 годами
Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Братья Теотокопулос

Старший брат Мануссос был своего рода примером для подражания юного Доменикоса. Он увлекался живописью и, по всей видимости, мог бы стать превосходным художником. Но планы и мечты разрушила трагедия, случившаяся в семье. В 1556 году умер отец. Доменикосу в ту пору было всего пятнадцать лет. Его старший брат понимал, что теперь должен обеспечивать семью. Осознавал он также, что живопись никогда не сможет принести ему необходимого дохода.

Доменикос видел, как трудно было Мануссосу принять решение, однако брат пересилил себя. Отказавшись от столь любимого им творчества, он продолжил дело отца, занявшись торговлей. При этом сам брат, видя способности юного Доменикоса, вдохновлял его продолжать заниматься живописью. Наверное, Мануссос верил, что если не он, так его брат станет когда-нибудь признанным художником.

Дом-музей Эль Греко в деревне Фоделе. Предположительно, художник родился в этом доме / news-geeks.ru
Дом-музей Эль Греко в деревне Фоделе. Предположительно, художник родился в этом доме / news-geeks.ru

Критский живописец

Время расцвета творчества Эль Греко пришлось на ту пору, когда на Крите появлялась особенная живопись. Нередко стиль живописцев этой эпохи называли критской школой иконописи. Так оно и было – строгие византийские мотивы сочетались здесь с итальянской изысканностью. При этом заказчиками критских живописцев были и католические храмы, и православные церкви.

Кстати, интересные дискуссии ведутся относительно вероисповедания Эль Греко. Как считают отечественные искусствоведы, изначально он исповедовал православие, как и большая часть греков в этом регионе. Однако западные историки полагают, что живописец был католиком. Известно лишь, что спустя много лет, уже проживая в Испании, он считал себя католиком. Однако не исключено, что он, как и многие другие православные переселенцы, просто со временем принял католичество.

Не стоит судить художника слишком строго и считать, что он предал свою исконную веру. Не забывайте, что времена эти были крайне непростыми, и в той же Испании всякое отступничество от католицизма преследовалось. «Еретиков» или людей, не желавших принять католичество, могли приговорить к смерти, и даже крайне влиятельные особы едва ли могли бы вступиться за них.

Эль Греко «Успение Пресвятой Богородицы», до 1567 года Местонахождение: Собор Успения Богородицы, Эрмуполис, Греция
Эль Греко «Успение Пресвятой Богородицы», до 1567 года
Местонахождение: Собор Успения Богородицы, Эрмуполис, Греция

Первые работы

Но вернёмся к нашему герою. Если говорить о творческом пути Доменикоса Теотокопулоса, то начался он приблизительно, когда юноше было 22 года. К той поре молодой человек уже приобрёл помещение, которое обустроил как собственную мастерскую. В это время была создана одна из самых известных работ Эль Греко – «Успение Пресвятой Богородицы». Эта картина стала ярким примером искусства критской школы иконописи.

Считается, что «Успение Пресвятой Богородицы», несмотря на принадлежность к более ранним произведениям Эль Греко, стала ярким отражением его стиля. Уже тогда его коллеги отмечали, насколько потрясающими способностями обладает молодой мастер.  К примеру, Кловио охарактеризовал его как «редкий талант в живописи». Увы, публика равнодушно относилась к произведениям живописца, а его достижения и совершенствование мастерства были заметны лишь тонким ценителям искусства.

Эль Греко «Портрет Джулио Кловио», 1571 - 1572 годы Местонахождение: Национальный музей Каподимонте, Неаполь, Италия
Одна из картин, написанных Эль Греко в Италии
Эль Греко «Портрет Джулио Кловио», 1571 – 1572 годы
Местонахождение: Национальный музей Каподимонте, Неаполь, Италия

В Италии

Спустя несколько лет Эль Греко отправился в Венецию (в то время Крит был владением Венецианской республики). Если судить по письму его приятеля, миниатюриста Джулио Кловио, некоторое время молодой живописец был учеником Тициана. Несмотря на преклонный возраст наставника (а Тициану к тому моменту уже перевалило за восемьдесят), он был полон сил и с радостью делился своим мастерством с подопечными.

Проработав некоторое время в мастерской Тициана, Доменикос решил отправиться в Рим. Не исключено, что сам великий мастер вдохновил его на это, отметив несомненный талант художника. Благодаря протекции Кловио Эль Греко посетил дворцы Рима, где познакомился с творческой элитой того времени. Здесь он создавал новые работы, в которых было заметно влияние венецианского стиля живописи.

Однако оставаться надолго в Риме Доменикос не захотел. По всей видимости, большой город не оправдал его ожиданий и разочаровал живописца. Он вернулся в Венецию – но на время. Спустя несколько лет Эль Греко отправится в Испанию, однако об этом – чуть позже.

Тициан Вечеллио «Автопортрет», около 1562 года Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Тициан Вечеллио «Автопортрет», около 1562 года
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Принципы мастера

Надо сказать, что Эль Греко имел собственный подход к живописи. Он считал, что очень важно для мастера уметь переосмысливать и по-своему интерпретировать известные сюжеты. Это касалось даже библейских преданий. Эль Греко намеренно экспериментировал со стилями. Он старался выделиться, привлечь внимание, показать, что его творения не следует путать с работами других живописцев.

Работы Эль Греко, созданные в Италии, напоминают произведения венецианского Ренессанса. Нередко он старался по-своему отображать стили разных известных мастеров. Так, например, фигуры на его полотнах нередко вытянуты, как у Тинторетто, а цветовая гамма картин напоминает оттенки, которые любил использовать Тициан.

Эль Греко виртуозно создавал многофигурные композиции, наполненные атмосферным светом. Этому он тоже научился в Венеции, однако «закрепил» этот стиль в Риме. Как рассказывал Кловио, однажды он посетил своего приятеля в итальянской столице. Эль Греко сидел в тёмной комнате, предаваясь размышлениям.

На вопрос друга, почему он не зажигает свеч, живописец ответил, что так ему куда лучше думается, нежели при свете. Над созданием будущей картины художник любил размышлять в темноте. Так его ничто не отвлекало, а в воображении быстро «рисовались» нужные образы и детали полотна. Темнота не мешала его «внутреннему свету», который проливается буквально со всех картин Эль Греко.

Эль Греко «Святой Лука, пишущий портрет Богородицы», с 1560 по 1567 годМестонахождение: Музей Бенаки, Афины, Греция
Эль Греко «Святой Лука, пишущий портрет Богородицы», с 1560 по 1567 год
Местонахождение: Музей Бенаки, Афины, Греция

Дерзкий выскочка

На момент приезда Эль Греко в Рим Микеланджело и Рафаэля уже не было в живых, однако молодые итальянские художники по-прежнему следовали стилю, заданному великими мастерами. Приехавший в столицу Эль Греко резко выделялся своими принципами. Он считал, что искусство не должно превращаться в подражание – у великих можно и нужно учиться, но копировать их не стоит.

Эль Греко был полон решимости оставить собственный след в искусстве. Некоторые заявления живописца были настолько нетипичными для его времени, что порой вызывали скандал в обществе. Так, например, увидев в Сикстинской Капелле «Страшный суд» Микеланджело он возмущённо заявил, что работу эту необходимо полностью закрасить, поскольку она совершенно не соответствовала новому, более строгому католическому взгляду на трактовку Страшного суда. В другой раз, когда Эль Греко знакомые спросили, что он думает о произведениях Микеланджело, он дерзко заявил:

«Он (Микеланджело) был хорошим человеком, но не умел рисовать».

Согласитесь, приверженцам творчества Микеланджело Буонарроти подобные высказывания понравиться не могли. Если же учесть, что в Риме было множество ценителей произведений великого мастера, неудивительно, что к Эль Греко относились как к глупому греку-выскочке, который мало что смыслит в живописи. После таких его высказываний многие не желали даже взглянуть на работы Эль Греко. А ведь, увидев их, люди могли изменить своё мнение об этом дерзком художнике.

Микеланджело «Страшный суд», 1537-1541 годы Местонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан
Микеланджело «Страшный суд», 1537-1541 годы
Местонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан

Переезд в Испанию

В 1577 году Эль Греко направился в Мадрид, а затем переехал в Толедо. В то время Толедо представлял собой богатый многолюдный город, который по праву называли центром искусства Испании. Здесь живописец познакомился с немалым числом известных деятелей той поры.

Некоторые критики отмечали, что его работы заслуживают внимания и могут быть признаны действительно достойными картинами. Но при этом в Толедо появились у Эль Греко и яростные противники его творчества. Они заявляли, что своими произведениями живописец старается нивелировать заслуги всех, кто творил прежде, неподобающе относится к великим мастерам прошлого и отличается огромной самовлюблённостью.

В Толедо публике была продемонстрирована картина Эль Греко «Святая Троица», которая помогла укрепить его авторитет. Но главное – здесь он приобрёл влиятельных знакомых, через которых получал новые заказы и находил работу. Дошло до того, что вскоре Эль Греко получил заказ от самого короля Филиппа. Казалось, что теперь он точно сумел поймать призрачную «птицу» удачи. Но всё оказалось не так просто.

Когда монарху представили готовые работы, выполненные по заказу (а это были «Аллегория Священной лиги» и «Мученичество Святого Мориса»), Филипп оказался крайне недоволен результатом. Почему же? На этот вопрос история так и не даёт нам точного ответа. Но, как считают биографы Эль Греко, причиной могло быть присутствие живых людей в представленных сценах. Кроме того, исследователями высказывались предположения, что в этих картинах мастер нарушил принципы Контрреформации, а именно – содержание его работ было куда важнее стиля, в котором они были созданы.

Эль Греко «Святая Троица», примерно между 1577 и 1579 годамиМестонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Эль Греко «Святая Троица», примерно между 1577 и 1579 годами
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Второй дом – Толедо

Не получив благосклонности испанского короля, живописец понимал, что едва ли сможет обосноваться в Мадриде. Он так и решил оставаться в Толедо. Этот город нравился художнику, причём он смог стать для живописца второй родиной. Как отмечал Гортензио Феликс Паравичино, говоря об Эль Греко:

«Крит дал ему жизнь и ремесло художника, Толедо – лучшую родину, где через смерть он начал достигать вечной жизни».

Именно в Толедо смогли оценить по достоинству творения художника. Здесь он считался великим мастером, причём многие известные живописцы стремились непременно посетить Толедо, чтобы повидаться с Эль Греко. Что интересно, мнение о нём у всех складывалось разное. Одни писали, что он кажется напыщенным глупцом, который превозносит собственное творчество. Другие описывали его как человека талантливого и преданного своему делу:

«Он представлял собой одного из величайших людей как в этом королевстве, так и за его пределами».
Эль Греко «Вид Толедо», 1596-1600 годыМестонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Эль Греко «Вид Толедо», 1596-1600 годы
Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Судебные тяжбы

Увы, далеко не всегда заказчики Эль Греко оказывались добросовестными и порядочными людьми. Он немало сотрудничал с больницами, церквями и госпиталями. В целом, за свои работы он получал неплохую плату, но порой бывали случаи, когда живописца заказчики попросту хотели обмануть. Так, например, с 1607 по 1608 годы Эль Греко был вовлечён в судебный спор о невыплате средств за проделанную работу.

Прежде живописец договорился с руководителем больницы «Милосердие» в Ильескасе, сделал гравюры и картины, но негодяй-заказчик отказался оплатить всё это. Он заявлял, что некоторые произведения не так хороши, как ожидалось, а потому Эль Греко не получит всей обещанной суммы.

Художник старался доказать свои права, и это тоже стоило ему немалых денег. Судебные тяжбы и масса трудностей на склоне лет привели к тому, что мастер практически бедствовал, несмотря на то, что имел немало почитателей своего таланты. Впрочем, большая часть его поклонников принадлежала к миру искусства. Обыкновенная публика едва ли замечала всю глубину его творений.

Эль Греко «Мадонна Милосердия», 1603-1605 годыМестонахождение: Главная капелла Приюта милосердия, Ильескас, Испания
Эль Греко «Мадонна Милосердия», 1603-1605 годы
Местонахождение: Главная капелла Приюта милосердия, Ильескас, Испания

Гурман искусства

Но, несмотря ни на что, Эль Греко умел наслаждаться жизнью. Толедо для него стал родным домом. На протяжении последних лет жизни он арендовал жильё в крупном особняке маркиза де Виллена. Несколько комнат этого дома служили мастерской живописца.

Эль Греко был своеобразным человеком. Порой он мог приглашать музыкантов, чтобы те играли ему во время обеда. Иногда он украшал свой дом свежими цветами, также пускаясь в немалые траты. Делалось это не из праздного желания выделиться – Эль Греко ценил истинную красоту и хотел, чтобы в его жизни её было как можно больше.

Сегодня об Эль Греко часто говорят как о непризнанном гении, но разве так оно было? Да, он не достиг при жизни вершин славы, о которой мечтал в молодые годы. Однако он достиг немалых успехов и приобрёл признание, а потому был вполне счастлив, невзирая на все преграды и сложности жизни.

Эль Греко «Рождество Пресвятой Богородицы», 1608 годМестонахождение: Коллекция Фонда Э. Г. Бюрле, Цюрих, Швейцария
Эль Греко «Рождество Пресвятой Богородицы», 1608 год
Местонахождение: Коллекция Фонда Э. Г. Бюрле, Цюрих, Швейцария

Личная жизнь

В отличие от многих своих коллег-современников, Эль Греко сумел не только реализоваться в творчестве, но и обрёл личное счастье. На протяжении многих лет он жил с Херонимой де Лас Куэвас. В 1578 году женщина родила живописцу сына Хорхе Мануэля. В дальнейшем он решил пойти по стопам своего отца и тоже стал художником. Неизвестно, была ли Херонима законной супругой Эль Греко, однако в отношениях с ней мастер действительно находил и вдохновение, и счастье.

О том, насколько авторитетным человеком Эль Греко был в Толедо, говорит один факт. Когда у него в 1604 году родился внук Габриэль, крёстным отцом мальчика стал губернатор Толедо и близкий друг живописца Грегорио Ангуло. Согласитесь, такая честь явно выпадала далеко не каждому.

Уже в пожилом возрасте Эль Греко получил заказ для больницы Тавера. Увы, завершить работу он не успел. В апреле 1714 года он серьёзно заболел и скоропостижно скончался. По всей видимости, живописец понимал, что заболевание окажется для него фатальным. Незадолго до своей смерти Эль Греко попросил, чтобы сын оформил своей рукой его завещание (сам он писать уже не мог). В качестве свидетелей при этом процессе присутствовали двое греков – мастер никогда не забывал о своём происхождении и особенно трепетно относился к соотечественникам.

Эль Греко «Дама в меховой накидке» (предположительно портрет Херонимы де Лас Куэвас), 1570-е годыМестонахождение: Коллекция Баррелла, Глазго, Шотландия
Эль Греко «Дама в меховой накидке» (предположительно портрет Херонимы де Лас Куэвас), 1570-е годы
Местонахождение: Коллекция Баррелла, Глазго, Шотландия

Забытый живописец

Но как же случилось так, что о талантливом живописце почти на три столетия забыли? Давайте же разберёмся с этим. Итак, во-первых, как было сказано в начале нашего рассказа, Эль Греко был очень самобытен. Его нельзя было отнести ни к одной из существующих в ту пору школ.

Даже спустя столетие после его жизни не появилось такого направления, которому могли бы соответствовать работы мастера. Он всегда мечтал выделяться среди прочих художников – и это ему в полной мере удалось. Правда, эффект оказался несколько иным, чем ожидал живописец.

Во-вторых, немалую отрицательную роль в его жизни сыграли собственные независимые суждения и взгляды. Как считают биографы, недовольство короля Филиппа Второго могло быть вызвано не только неудовлетворительным результатом работы мастера. Не исключено, что монарху просто не нравились суждения живописца. А вот некоторые картины художника, как известно, правитель очень ценил.

Эль Греко «Христос изгоняет торговцев из храма», до 1570 годаМестонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США
Эль Греко «Христос изгоняет торговцев из храма», до 1570 года
Местонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США

Идеи – в картинах

Если же взглянуть на картины Эль Греко, станет ясно, что часто он, помимо изображения известного всем библейского сюжета, демонстрировал нам собственные взгляды и мировоззрение. Так, например, в работе «Христос, несущий крест» ярко проявляется настроение последних лет жизни мастера. На холсте мы видим Спасителя, облачённого в алое одеяние. Учитывая то, что фигуру его окутывает мрак, изображённая сцена кажется мистической.

А ведь именно в это время, как отмечают искусствоведы, изучавшие творческий путь Эль Греко, живописец особенно заинтересовался воспроизведением мистических сюжетов. Его картины последнего периода жизни окутаны некой таинственностью – даже цвета в них становятся сложнее, насыщеннее, нежели в ранних работах живописца.

Эль Греко «Христос, несущий крест», 1580-е годы,Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Эль Греко «Христос, несущий крест», 1580-е годы,
Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Особенная история

К некоторым сюжетам Эль Греко обращался неоднократно. Пример тому – картина «Христос, исцеляющий слепого». Это библейское предание, по всей видимости, особенно вдохновляло мастера, поскольку не раз было отображено в его произведениях. Эта картина показывает глубокое понимание христианства автором и его религиозность.

На полотне присутствует несколько персонажей, но один из них явно отделён от прочих. Это – Христос. Так мастер подчёркивает, что Спаситель находится в нашем мире, но при этом миру не принадлежит. Его природа далеко не всегда понятна людям, и он способен творить настоящие чудеса – как, например, показанное исцеление слепого.

Эль Греко «Христос, исцеляющий слепого», 1570-1575 годыМестонахождение: Государственная картинная галерея, Дрезден, Германия
Эль Греко «Христос, исцеляющий слепого», 1570-1575 годы
Местонахождение: Государственная картинная галерея, Дрезден, Германия

Эль Греко ушёл из жизни в возрасте 73 лет. На его жизненном пути бывало всякое – и горечь разочарования, и происки недругов, и резкие высказывания критиков, и признание, и счастье. А ещё в каждой его картине незримо жила далёкая родина, которую он вынужден был оставить, чтобы воплотить свои мечты стать живописцем. Прекрасная Греция, воспетый в преданиях остров Крит стали неким незримым символом творчества и самой жизни Эль Греко. Неслучайно даже его псевдоним в переводе означал «Грек», и каждым своим творением живописец воспевал таланты греческого народа и красоту родной земли.

На обложке: Фрагмент картины Эль Греко «Портрет старика» (предположительно автопортрет), между 1595 и 1600 годами. Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

МУСАГЕТ
Добавить комментарий