История искусства знает немало примеров, когда имена выдающихся мастеров становились забытыми на длительное время. Яркий тому пример – Вильям Бугро. Этот живописец обладал уникальным талантом, он стал одним из самых знаменитых мастеров салонного академизма, создал более восьми сотен полотен и… был забыт почти на век.
Как считают биографы Бугро, причина такой несправедливости крылась в отношении публики к его картинам. Полотна мастера подвергались жесточайшей критике, их считали неприличными и аморальными, несовершенными и разлагающими мораль общества. Словом, произведения эти считались практически нецензурными. Но что же было на них? И отчего работы Бугро, которые сегодня кажутся вполне невинными, вызывали негодование современников живописца?
Великий мастер
Один из самых ярких французских художников-академистов позапрошлого века Вильям Бугро в своём творчестве воплощал все классические принципы живописи той эпохи. Чаще всего его творчество причисляют к романтическому реализму. Сам он был настоящим романтиком, ценителем красоты и эстетического наслаждения. Но при этом своих моделей Бугро старался воспроизвести с фотографической точностью, избегая приукрашивания и вымысла. Многие его произведения, если взглянуть на них издали, действительно напоминают фотографию.
Со временем Вильям Бугро превратился в романтика-символиста. В его поздних работах заметно, как мастерски автор передаёт характер и историю изображаемого человека через незначительные детали, обстановку, некие элементы, окружающие его персонажа. Пользуясь авторитетом в творческих кругах, Бугро не принял новых веяний (в частности, импрессионизма), за что был подвергнут жесткой критике. Не исключено, что именно это в некоторой степени оказало влияние на то, что долгое время имя столь талантливого и выдающегося художника оставалось в тени его куда менее способных коллег.
Юный живописец
Но давайте обо всём по порядку. Итак, в ноябре 1825 года в Ла-Рошели в семье предпринимателя Теодора Бугро появился ещё один ребёнок. Малыш был вторым из детей семейства, в котором со временем появится ещё шестеро детей. Первое время дела отца Бугро шли неплохо, но спустя пару лет после рождения Вильяма он всё же решил перебраться на остров Ре. Там в порту можно было наладить куда более успешную торговлю, нежели в небольшом городке.
Оказавшийся на новом месте Вильям был вдохновлён красотой прибрежных видов, морских пейзажей и обилием растительности на острове. Уже тогда мальчик старался запечатлеть увиденное на бумаге. Он очень рано начал рисовать, причём порой создавал свои первые «картины» на стенах зданий, асфальте, старом картоне или кусочках дерева – далеко не всегда семья имела возможность покупать бумажные листы для мальчика.
На попечении дяди
Поставить на ноги восьмерых детей было очень непросто, семейство Бугро испытывало постоянную нужду. В конце концов родители попросили родственников взять на воспитание старших сыновей. Так вышло, что новым наставником и своего рода опекуном стал младший брат Теодора, священник Эжен. Это был добрый, благородный и очень умный человек. Благодаря ему Вильям полюбил книги, а также проникся духовными идеями дядюшки.
Видя интерес племянника к рисованию, Эжен Бугро отдал мальчика на обучение в школу в Поне. Именно там юный Вильям осваивал азы живописи. Кстати, уже в первый год обучения Бугро был отмечен преподавателями как один из самых талантливых учеников. Он одерживал победы на школьных конкурсах и теперь уже твёрдо знал, что станет художником. Это была его самая большая мечта.
Противостояние с отцом
Однако преградой к реализации задуманного стали планы отца Вильяма. Когда Бугро-старший поправил свои дела и наладил торговлю оливковым маслом, он решил вызвать повзрослевшего сына к себе с намерением ввести его в курс дела, чтобы тот продолжил предпринимательство отца.
Но Вильям твёрдо стоял на своём – он не собирался заниматься торговлей, но хотел стать живописцем. Только благодаря убеждениям своих знакомых и даже клиентов Бугро-старший сменил гнев на милость и всё же позволил сыну учиться живописи. Однако отец поставил условие – в торговые дела сын всё же должен вникать, и творчество не должно мешать этому «основному» занятию.
1844 год оказался победоносным для Вильяма. Именно тогда он получил первый приз за созданную им картину на исторический сюжет. Его соперниками были учащиеся Школы изящных искусств, которые, в отличие от Бугро, обучались по полной программе. Но, несмотря на все трудности, победителем стал именно он, Вильям. И это, несомненно, говорило о выдающихся талантах молодого человека. Вероятно, именно тогда и его отец понял, как важно для сына занятие живописью.
Всё ради Парижа
Впрочем, этот первый успех не помог наладить отношения между отцом и сыном. Вильям мечтал отправиться в Париж, где можно было профессионально изучать живопись. Его родитель был категорически против, но главное – у семьи не имелось средств, чтобы отправить сына в столь желанную для него поездку.
И тут на помощь пришёл дядя Эжен. Нет, он не дал денег племяннику. Во-первых, материальные возможности дядюшки были ограничены, Во-вторых, он хотел лично убедиться, что Вильям страстно желает продолжать обучение. Эжен нашёл для племянника немало заказчиков, которые за небольшую сумму хотели получить свои портреты. Всего за три месяца Вильям написал 33 портрета, сумев заработать 900 франков. Этого было более чем достаточно для поездки в Париж. Но главное – он доказал родственникам и самому себе, что действительно страстно хочет заниматься живописью и сможет добиться успеха в этом творчестве.
Успех в столице
Как оказалось, в Париже никто не стремился восхищаться творениями молодого художника, которому ещё многому предстояло научиться. Первые произведения Бугро, написанные здесь, были «сырыми» и не могли тягаться с творениями более опытных художников. К примеру, «Одиссея», отправленная молодым человеком на конкурс, получила только седьмое место. Неплохо, если учесть, что конкурсантов было много, однако Бугро явно хотел большего.
Париж не разочаровал Вильяма, а напротив, пробудил в нём «спортивную злость» – теперь он хотел совершенствоваться, чтобы доказать всем, что достоин настоящего восхищения. Спустя несколько лет после приезда во французскую столицу была написана картина Бугро «Зенобия, найденная на берегу Аракса».
На сей раз на конкурсе обойти Вильяма сумел лишь Поль Бодри, работа которого получила больше хвалебных отзывов. Однако вакантное место во Французской академии в Риме, куда отправляли победителей, всё же нашлось. Узнав, что теперь будет получать стипендию в размере 4000 франков, Бугро чувствовал себя настоящим богачом.
Римские путешествия
В 1850 году вместе с другими призёрами конкурса Вильям Бугро прибыл в Рим. По пути живописец изучал город, создавая эскизы и небольшие зарисовки. В дальнейшем некоторые из них станут фоном в его картинах. Бугро любил путешествовать пешком, впитывая впечатления и наслаждаясь видами. Так он дошёл до Неаполя, побывал на Капри и в Помпеях.
Великие творения мастеров прошлого были близки по духу Бугро. Он был сторонником «идеального» академизма, и считал, что истинное искусство не должно искажать формы, а напротив, призвано воссоздавать красоту в том виде, в каком она существует.
Подобный Рафаэлю
Уже в пору создания «Зенобии» многие критики отмечали, что у Вильяма присутствует некая манера «прошлых времён». Теперь же, после поездки в Рим, она стала ещё более выраженной. По возвращении в Париж живописец стал постоянным участником выставок в Парижском салоне. Как отмечал один из первых его рецензентов:
«Бугро обладает природным чутьем и знанием контуров. Эвритмия человеческого тела занимает его, и, вспоминая счастливые результаты, к которым пришли в этом жанре древние и художники шестнадцатого века, можно только поздравить Бугро с попыткой пойти по их стопам… Рафаэля вдохновляли древние… и никто не обвинил его в неоригинальности».
Кстати, именно Рафаэль был кумиром Бугро. Создавая картину для Римской премии, он сделал копию работы Рафаэля «Триумф Галатеи». Его стиль действительно во многом напоминал рафаэлевский, что ценили не только критики, но и прекрасные дамы. Многие заказчицы портретов с удовольствием смотрели на готовый результат. Особенностью манеры Бугро было незаметное украшение женских обликов, при этом сохранявшее сходство с реальностью. Конечно, такое дамам очень нравилось.
После поездки в Рим и своего успешного возвращения в Париж, где он представил свои новые работы, Бугро становился всё более популярным. В 1850-е годы он работал над украшением павильона в доме своего кузена. В качестве оформления комнат особняка он выбрал традиционный сюжет – четыре картины, которые рассказывали о временах года.
С любовью к малой родине
Чтобы помочь своей матери, оставшейся практически без средств к существованию, Вильям брался за любые заказы. Благо, очень часто они не только хорошо оплачивались, но и были весьма интересными для него как для живописца. В 1856 году он получил государственный заказ на создание портрета Наполеона Третьего, посещавшего жертв наводнения в Тарасконе. Картина вышла действительно очень яркой и впечатляющей, что по достоинству оценили современники.
На некоторое время Бугро отошёл от исторической живописи, отдав предпочтение личным работам и воссозданию деревенских сцен. Несмотря на то, что большую часть своей жизни Вильям провёл во французской столице, он нередко приезжал в Ла-Рошель, милый сердцу родной уголок.
Уже в 1850-е годы о Вильяме Бугро знали во всей Франции. Кроме того, большой удачей для него стало знакомство с меценатами и арт-агентами, к примеру, Полем Дюраном-Рюэлем, помогавшим своим клиентам приобретать картины у живописцев, которые выставлялись в Салоне. На таких выставках были тысячи человек, в том числе и гости Франции, а потому спустя всего пару лет имя Бугро стало известно по всей Европе. К этому времени он уловил, какие произведения наиболее интересны публике:
«Я понял, что картины с ужасными, дикими, героическими сюжетами плохо покупались, потому что публика предпочитала венер и амуров».
Большое значение для живописца значило и его признание монаршим семейством. Его картина «Святое семейство» была куплена Наполеоном Третьим, который преподнёс полотно в качестве подарка супруге, императрице Евгении. «Святое семейство» украсило комнаты императрицы во дворце Тюильри.
Художник или коммерсант?
Кстати, не исключено, что именно успех Бугро во многом повлиял на то, что в будущем художники нового поколения негативно относились к его творчеству. Мало того, что оно представляло собой академизм, столь нелюбимый импрессионистами, так ещё и самого автора обвиняли в коммерциализации творчества. Дескать, пишет он на заказ и исключительно ради денег, но не «творит во имя одного лишь искусства»
Едва ли такие обвинения имели под собой почву. Бугро действительно обожал творчество. Являясь приверженцем академизма, он вдохновлялся едва ли не любым сюжетом, который можно было преподнести в такой манере. Да, художник не хотел бедствовать и работал на заказ, но разве это плохо? Напротив, его картины были востребованы, и это вдохновляло мастера. То, как Бугро относился к своей работе, раскрывает его как прирождённого человека искусства:
«Каждый день я иду в свою мастерскую, полную радости; вечером, когда вынужден остановиться из-за темноты, я едва могу дождаться наступления следующего утра… если я не могу отдаться своей дорогой картине, я несчастен».
«Светлый Рембрандт»
Над своими творениями Вильям Бугро действительно работал не покладая рук. Как всякому великому мастеру, ему было присуще недовольство собой, и он всё время стремился усовершенствовать свои умения. За это его нередко называли «Сизифом 19-го века», сравнивая с мифическим персонажем, который вынужден был без устали трудиться, но так и не получал желаемого результата.
Бугро нередко сравнивали с Рафаэлем, манера которого была очень близка мастеру. Кроме того, его называли «светлым Рембрандтом», отмечая, что Бугро, в отличие от своего великого коллеги, любит светлые тона и умеет по-особенному воспевать юность:
«Рембрандт уловил душу старости, в то время как Бугро уловил душу юности».
В 1864 году Вильям Бугро представил публике картину, которая шокировала пуритан и вызвала искреннее восхищение ценителей его творчества. Это была «Купальщица». Это полотно стало первой работой, созданной живописцем в жанре «ню». «Купальщица» была встречена восторгом публики, а вскоре один из музеев приобрёл её за большие деньги.
Успех и трагедия
Слава Бугро дошла до того, что сам король Нидерландов Вильгельм Третий пригласил его в гости и выразил восхищение творениями мастера. Спустя многие годы картинами Бугро будет восхищаться Теодор Драйзер. В своём романе «Гений» он так опишет образы на его картинах:
«Излюбленными образами Бугро были не жеманные, миниатюрные, хрупкие существа, лишённые силы и страсти, а прекрасные полнокровные женщины, со сладострастными линиями шеи, рук, груди, бёдер и ног, женщины, созданные для того, чтобы зажечь лихорадочный огонь в крови молодого мужчины. Художник, несомненно, понимал и знал страсть, любил форму, чувственность, красоту…».
Именно тогда, на пике успеха, Вильям встретил женщину, с которой решил связать свою жизнь. Ею стала Мари-Нелли Моншаблон, которая родила живописцу пятерых детей. Увы, семейное счастье оказалось недолгим. Спустя несколько лет один за другим умерли трое детей Вильяма, а вслед за ними покинула этот свет и его супруга.
Сложно даже представить, что в то время происходило в душе Бугро. Он находился на грани отчаяния, готов был забросить всё и просто тихо дожидаться смерти. Но всё же художник в нём одержал верх. Чтобы хотя бы немного облегчить боль, он принялся снова творить. Именно тогда были созданы два полотна, в полной мере передающие скорбь автора – «Дева утешения» и «Пьета».
«Неприличные» картины
А потом стали появляться новые картины на исторические, библейские, мифологические темы. Бугро полностью погрузился в работу, которая была единственным спасением от мрачных мыслей и горя. На его полотнах нередко воспевалась красота обнажённого женского тела, праздность и лёгкость, которую излучали героини. Именно это критики и осуждали в картинах Бугро.
Утончённая красота, обнажённые тела, совершенное знание анатомии и великолепная передача каждого жеста, каждого движения героинь – таков был Бугро. Однако именно эту чувственность, которыми были буквально «пропитаны» его картины, подвергали суровой критике. Живописца обвиняли в распущенности, в чрезмерной эротизированности картин, которые якобы развращают молодое поколение. С появлением каждой новой картины критики всё более яростно ругали Бугро.
Дошло до того, что французское правительство подвергло Вильяма Бугро административному контролю со стороны Парижского салона. Однако истинная причина, по всей видимости, крылась вовсе не в обнажённых телах, которые изображал живописец. Согласитесь, и до него многие писали дам в жанре «ню», но далеко не всех столь нещадно критиковали.
Сторонник академизма
Настоящая причина была в совсем ином. Бугро жил как раз в ту пору, когда в искусстве начали появляться новые модные течения и направления. Однако верный классическим принципам академизма, живописец не принимал новых веяний и, даже более того, относился к ним с неприязнью.
Импрессионизм, который столь быстро завоевал популярность в Париже, казался ему бессмысленной мазнёй. Такие картины не могли отразить деталей, да и мастерства здесь требовалось куда меньше, нежели для создания полотен в академической манере. Бугро не принимал новшеств и всем своим творчеством старался противостоять им.
Это, конечно, очень раздражало тех, кто не был сторонником академизма или попросту не мог писать столь виртуозно, как Бугро. Конечно, были люди, которые могли по достоинству оценить произведения мастера. Так, например, искусствовед того времени Эрл Шинн восхищался совершенной манерой написания, которая видна в картине «Милосердие»:
«Бугро часто упрекают за ровность и полировку письма для достижения гладкости законченной картины, что превращает совершенствование в недостаток. Но для этой темы алмазная гладкость поверхности помогает впечатлению: «Милосердие» кажется неуязвимым, каким оно и должно быть».
Последние годы
Лишь через двадцать лет Вильям решил жениться во второй раз. Новой избранницей стала его ученица Элизабет Джейн Гарднер. Она посвятила себя делам супруга, став его верной спутницей, подругой и опорой. Увы, и на сей раз семейная идиллия оказалась недолгой. Спустя некоторое время от туберкулёза умер его сын от первого брака.
К сожалению, эта потеря стала роковым ударом для живописца. Смерть любимого сына подкосила несчастного отца. Здоровье Вильяма, подорванное пристрастием к курению и алкоголю, на сей раз непоправимо пошатнулось.
Знаменитый живописец умер в возрасте 79 лет. На рубеже двух столетий Франция, как и вся Европа, кардинально изменила свои взгляды на живопись, и имя академиста Бугро было почти на столетие забыто. Даже его ученики, среди которых был и Анри Матисс, не упоминали имени своего наставника, поскольку его работы казались им «незначительными» и немодными. К счастью, уже в 1980-е годы о Бугро снова заговорили. Смахнув пыль с его полотен, люди увидели, насколько прекрасны эти творения, погружающие нас в романтический мир совершенной красоты и идиллии.
На обложке: Фрагмент картины Вильяма Бугро «Автопортрет», 1879 год. Местонахождение: Музей изящных искусств, Монреаль, Канада