«Дурная баба» и «валенок» – как Зинаида Гиппиус воевала с Сергеем Есениным

Искусство

Зинаида Гиппиус, яркая поэтесса, блестящий мемуарист, умный и тонкий критик. Она была одной из самых влиятельных женщин в литературных кругах первой половины XX в.

Друзья называли ее «декадентской мадонной», Есенин же звал «завистливой поэтессой и безмозглой дамой». Два талантливейших представителя Серебряного века в жизни терпеть не могли друг друга.

Тяга к поэтам из народа

Зинаида Гиппиус оставила воспоминания о том, как впервые увидела рязанского поэта. Поэтесса с мужем Дмитрием Мережковским устраивала в своем доме «воскресенья» – литературный салон, который посещали видные и не очень литераторы Петербурга.

В одно такое воскресенье 1915 г. по протекции Блока, тяготевшего к поэтам и стихам «из глубины России», появился в доме Гиппиус и Сергей Есенин. Он только несколько дней пребывал в городе и, по воспоминаниям поэтессы, был «наивным мальчишкой с деревенской хитринкой и мужицкими повадками».

Сейчас мы относимся к Есенину как к «рязанскому самородку» (каким он и является на самом деле). С фотографий на нас смотрит светловолосый и ясноглазый молодой человек. Однако тогда, когда он был еще начинающим поэтом, Есенин мало чем выделялся из массы таких же народных «творцов».

Зинаида Николаевна Гиппиус - поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представительниц Серебряного века
Зинаида Николаевна Гиппиус – поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представительниц Серебряного века

Гиппиус славилась язвительным нравом. Даже похвалу она умела преподнести так, что не сразу было понятно, понравилось ей или нет. Не избежал подобной участи и Сергей Есенин. В воспоминаниях Гиппиус чувствуется некоторое пренебрежение к молодому Есенину. Но все же она положительно отозвалась о его стихах, хотя в них еще имелся «явный клюевский налет». Самого же поэта «новокрестьянского» направления Николая Клюева Гиппиус тогда называла «заводчиком поэтов из глубинки».

Впрочем, это было еще далеко не самым обидным в отношениях Гиппиус и Есенина. С первой встречи с рязанским поэтом Гиппиус заметила его уверенность в собственной необыкновенности.

«Он держался скромно, но в нем уже имелась затаенная мысль: эти, мол, пока не знают, ну да мы им покажем…», – вспоминала поэтесса.

И Есенин действительно показал.

Сергей Александрович Есенин, выдающийся русский поэт, одна из крупнейших личностей Серебряного века
Сергей Александрович Есенин, выдающийся русский поэт, одна из крупнейших личностей Серебряного века

Политические разногласия

Поначалу ничего не предвещало бури. Через несколько месяцев после памятного «воскресенья» Гиппиус, одна из первых среди больших поэтов, написала весьма положительную рецензию на стихи Есенина. Она назвала автора «свежим дарованием» и отметила «связность» слов, звуков и значений в его кажущихся простыми стихах. Есенин же на память о встрече с Гиппиус и ее мужем подписал им свой сборник «Радуница», называв хозяйку «доброй, но проборчивой». Завсегдатаи литературного салона отмечали тогда явное очарование двух поэтов друг другом.

А дальше…Есенина закружила круговерть событий. Новые знакомства, женщины, революционное лихолетье. Гиппиус сравнивала Есенина с мячиком, который летит туда, куда его бросят. И даже жалела его.

«Хороший мальчик, но в Петербурге его будто кто-то портит», – говорила она.

В какой момент между двумя гениями пробежала черная кошка, не знали даже их современники. Одни говорили, что Блок якобы с первых дней предупредил Есенина «не верить этой низкопробной дуре». Хотя я не представляю, как чопорный Блок позволил бы себе такие разговоры с «крестьянским мальчишкой». Другие считают, что Гиппиус оскорбилась внезапной «пропажей» Есенина из ее дома. Вероятнее всего, их развела Октябрьская революция. Уж слишком разное у двух поэтов к ней было отношение. Есенин считал власть большевиков «мужицким раем», а Гиппиус – «надмирным злом». Поэтесса опубликовала литературный фельетон, в котором об интеллигенции, сотрудничавшей с советской властью, написала:

«Они – не ответственны. Они – не люди».

На один из богемных приемов Есенин нарочно явился в валенках. Гиппиус демонстративно направила на диковинную обувь лорнет и громко спросила: «Вы, кажется, в новых гетрах?» Присутствующие разразились смехом. А намек на совсем не крестьянский образ жизни Есенина при старательном желании казаться «из народа» попал поэту не в бровь, а в глаз. Такой обиды Есенин простить не мог.

Доходный дом Мурузи, где в своём литературном салоне Зинаида Гиппиус познакомилась с Сергеем Есениным / spbmuzei.ru
Доходный дом Мурузи, где в своём литературном салоне Зинаида Гиппиус познакомилась с Сергеем Есениным / spbmuzei.ru

Война валенка и лорнета

В лице Есенина Зинаида Гиппиус нашла достойного противника. Поэт никогда за словом в карман не лез, а потому ответ последовал незамедлительно. Есенин припомнил все неприятные высказывания знакомых о Гиппиус и без стеснения обозвал ее «бездарной завистливой поэтессой». Сочинив еще стишок про то, как солдаты справляют нужду возле «калитки и забора «Мережковского собора». Хотя, зная, насколько Есенин был изобретателен в плане применения русского бранного фольклора, думаю, его речь, адресованная Гиппиус, была куда богаче и ярче в смысле языковых оборотов.

В 1920 г. Гиппиус и Мережковский навсегда уехали во Францию. Они так и не приняли революцию, как и не разделяли взглядов бывших друзей-литераторов. Гиппиус о Есенине с тех пор отзывалась как об альфонсе (за его связь с Айседорой Дункан), а Мережковский назвал его хамом. Есенин в ответ решил не подавать руки Мережковскому и выпустил памфлет «Дама с лорнетом», в котором язвительно прошелся по супругам, обвиняя их в предательстве, продажности и беспринципности.

Сергей Александрович Есенин, 1925 год
Сергей Александрович Есенин, 1925 год

Только после смерти Есенина в 1925 г. слова Гиппиус в адрес поэта стали звучать не так резко. В ее статье на смерть Есенина «прожженный парень» стал «скромным поэтом, спокойно и ненавязчиво читавшим свои стихи». Эта экстравагантная, но, несомненно, мудрая женщина, призывала не осуждать, а пожалеть поэта, «потерявшего себя в вихре бурных необузданных чувств».

МУСАГЕТ
Добавить комментарий