Друзья и завзятые охотники – кто изображен на картине Василия Перова «Охотники на привале»?

Искусство

Художник-передвижник Василий Перов всегда был знаменит тем, что писал картины на острые социальные темы («Тройка», «Савояр» и др.). Однако на одном из самых известных своих произведений он словно решил отдохнуть.

На картине «Охотники на привале» мы видим трех мужчин в расслабленной обстановке, увлеченных разговором об охоте. На самом деле Перов к моменту создания картины решает уйти от сложных тем (причиной тому послужила личная трагедия) и пишет сюжеты о «простых человеческих радостях».

Зарисовка из жизни обычных людей

«Охотники на привале» – картина-шутка. Любой охотник, а уж тем более охотник XIX в., это поймет. Перов сам был страстным охотником («во все времена года и без устали», как писал натуралист Л. Сабанеев), а потому изобразил детали картины с энциклопедической точностью.

Трое мужчин заняты, наверное, самым любимым после самого действа занятием охотников – травить байки. А анекдотичность полотна заключается в том, что предметы вокруг эти завиральные рассказы иллюстрируют.

Например, заяц-русак обитает в полях и никак не может быть подстрелен вместе с рябчиком, на которого охотятся в лесах. Ружье и рожок не использовались на одной охоте. Рожок предназначался для псовой охоты, однако своры рядом не видно. У одного из мужчин бинокль старого образца, что выдает в нем опытного охотника. Однако рядом он положил дорогое английское ружье на землю, чего делать было категорически нельзя, т.к. дуло засоряется.

Василий Григорьевич Перов «Охотники на привале», 1871 год Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Григорьевич Перов «Охотники на привале», 1871 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Прототипы персонажей

Конечно, совсем от социальной тематики художник уйти не мог. Только на этой картине социальная тема приобретает оптимистичный оттенок. Трое охотников – люди разных сословий. Персонаж, который с увлечением рассказывает очередную историю, явно выходец из зажиточного сословия. Это видно по его одежде и атрибутам вокруг (тот же бинокль и дорогое ружье фирмы «Энфилд».

Персонаж напротив вряд ли является ровней мужчине-рассказчику. Все указывает на то, что он либо случайно оказался на охоте, либо является новичком. Он заслушался так, что даже забыл поджечь папиросу. На нем еще непотрепанный тулуп и неудобные сапоги с каблуком, а снаряжение новое и чистое.

Третий мужчина настроен скептически. Вряд ли он верит рассказам бывалого охотника. Его облик выдает в нем крестьянина, скорее всего слугу барина. Однако Перов одинаково высвечивает фигуры всех троих, как бы показывая, что общая страсть к охоте объединила людей из разных сословий.

Скептически настроенный крестьянин не верит рассказчику. Его художник списал с врача Василия Бессонова
Скептически настроенный крестьянин не верит рассказчику. Его художник списал с врача Василия Бессонова

Прототипами героев художнику послужили его друзья и знакомые. Прообразом мужчины-рассказчика стал московский полицейский врач Дмитрий Кувшинников. Супруги Кувшинниковы держали в своем доме литературно-художественный салон. Василий Перов был частым гостем салона и дружил с хозяевами. Кувшинников на самом деле был страстным охотником, поэтому никак не мог оставить ружье на земле, что еще раз подтверждает «несерьезность» сюжета картины.

Новичок был списан с другого врача, 26-летнего Николая Нагорнова, а крестьянин – с его коллеги Василия Бессонова. Мужчин объединяла общая страсть – охота. В доме Нагорнова перед охотой часто собирались Перов, Кувшинников, Бессонов и их общие знакомые. Наверняка, не раз там были рассказаны и завиральные истории, одну из которых «поведал» Перов.

Удивительно, но в свое время картина подвергалась критике со стороны искусствоведов. Художника обвиняли в мрачности картины, контрастировавшей с веселым несерьезным сюжетом, в неестественно изображенных эмоциях на лицах персонажей.

Охотник-новичок, увлечённо слушающий рассказ, был списан с 26-летнего врача Николая Нагорнова
Охотник-новичок, увлечённо слушающий рассказ, был списан с 26-летнего врача Николая Нагорнова

Однако простым любителям искусства картина нравилась. Более того, друзья Перова пришли от нее в восторг и сразу угадали всех персонажей. Ф.М. Достоевский так выразился о полотне:

«Мы почти слышим и знаем, что рассказывает один из охотников, знаем весь оборот его вранья, его слог, чувства. Конечно, растолкуй – и немец поймет. Но ведь не поймет, как он врет по-русски».

Репродукция картины Перова до сих пор является лучшим подарком любителям охоты.

На обложке: Картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале» входит в число самых известных живописных полотен Третьяковской галереи / pressmania.pl

МУСАГЕТ
Добавить комментарий