«Дорога в…» – энциклопедия «золотого века Голливуда»

Искусство

Когда речь заходит о Голливуде, на ум сразу приходят крутые блокбастеры с невероятными спецэффектами. В списке самых дорогих кинокартин – сплошные шедевры американской киноиндустрии.

Однако предпосылки к тому, что эти фильмы станут самыми-самыми, возникли еще в середине прошлого столетия, в «золотой век Голливуда». 

Великая депрессия, которая спасла кино 

«Золотым веком Голливуда» (или «классическим Голливудом») называют период с 1920-х гг. до середины 1960-х гг. Во времена великой депрессии многие американцы остались без работы. Не было средств сходить в филармонию или театр, но всегда находилось немного денег, чтобы посетить кинотеатр и посмотреть на «говорящие головы».

К тому же кино было тем жанром, который отвлекал от проблем. «Классический Голливуд» подарил киноиндустрии множество нововведений. Главным достижением было, конечно, изобретение цветной пленки, способы окрашивания которой разрабатывались десятилетиями. 

Еще одним техническим нововведением стала разработка стандартных пропорций экрана 4:3. А в 50-х гг. появилось широкоформатное кино (почти как сейчас). Процесс постановки кадра полностью поменялся. Теперь длительную сцену снимали внутри одного кадра вместо частых монтажных склеек. 

В 30-40-х гг. появились новые сюжетные приемы, которые используются до сих пор. Например, в классической драме «Гранд Отель» 1932 г. впервые была показана история разных постояльцев, чьи судьбы по ходу развития сюжета переплетаются.

Кадр из классической голливудской драмы «Гранд Отель», 1932 год
Кадр из классической голливудской драмы «Гранд Отель», 1932 год

Пять киностудий, контролирующих рынок 

Голливуд 30-х гг. – это монополия пяти крупнейших киностудий. Впрочем, строго иерархичным была и индустрия немого кино. С появлением звуковых фильмов на рынке стала властвовать Metro-Goldwyn-Mayer. Компанией управляли хваткий бизнесмен Луис Барт Майер, утверждавший и распределявший бюджет, и продюсер Ирвинг Тальберг, контролирующий процесс производства фильмов. MGM специализировалась на экранизациях книг, мюзиклах и комедиях и подарила кинематографу такие шедевры, как «Унесенные ветром» и «Волшебник страны Оз».  

Paramount Pictures отличалась тем, что создавала «европейское» кино, переманивая к себе в основном немецких и английских режиссеров и актеров. Например, «Шанхайский экспресс», одну из самых знаменитых картин киностудии, снимал австрийский режиссер Джозеф фон Штенберг, а главную роль играла великолепная Марлен Дитрих. В начале 30-х гг. компания чуть было не заключила контракт с Сергеем Эйзенштейном, но, испугавшись «красной пропаганды» в фильмах, быстренько пошла на попятную. 

Киностудия Warner Brothers снимала бюджетные фильмы. Тогда их называли «фильмами рабочего класса». В основном это были незатейливые мелодрамы и фильмы о гангстерах (без современного размаха). Хотя некоторые «незатейливые мелодрамки» потом становились шедеврами, как, например, фильм «Касабланка», считавшийся проходным. 

Лев Лео - логотип, талисман и символ голливудской киностудии Metro Goldwyn Mayer
Лев Лео – логотип, талисман и символ голливудской киностудии Metro Goldwyn Mayer

Киностудия 20th Century-Fox наглядно демонстрировала систему работы индустрии «классического Голливуда». Тогда безраздельно господствовали большие студии, режиссеры, актеры и сценаристы были сотрудниками компаний, а не нанимались, как сегодня. 20th Century-Fox во многом держалась на плаву благодаря своему оскароносному режиссеру Джону Форду и главной звезде экрана – актрисе Ширли Темпл. 

Еще одной киностудией, входившей в состав «большой пятерки», была RKO Pictures. Эта компания выпустила такие кассовые фильмы, как «Кинг-Конг» и «Гражданин Кейн».  

У компаний были собственные сети кинотеатров и полный контроль над фильмами от первой стадии производства до выхода в прокат. Пятерка занимала 95% рынка, устанавливала цены на билеты и распределяла кинонаграды (естественно, между собой). Лишь в 1948 г. Верховный суд США принял сторону антимонопольного ведомства и постановил разделить производственные мощности. Компании распродали кинотеатры и сосредоточились только на производстве фильмов.

20th Century-Fox - эмблема и фильмы этой студии знакомы многим поколениям кинозрителей
20th Century-Fox – эмблема и фильмы этой студии знакомы многим поколениям кинозрителей

Новаторы или ханжи? 

Раннее голливудское кино сильно отличалось от современных картин. Фильмы в большинстве своем были авторскими. Сюжет иногда был довольно провокационным, первые боевики отличались жестокостью, а мюзиклы и мелодрамы зрители нередко требовали бойкотировать из-за непристойностей.  

Кинокомпании решили не ждать, когда цензурой займется государство (из-за череды скандалов все к тому и шло), и разработали собственный «кинематографический кодекс». Для этого пригласили политика-республиканца Уильяма Хейса. Основным посылом «кодекса Хейса» было «соответствие моральных стандартов фильма тем, кто его смотрит». 

Согласно кодексу, в фильме запрещалось пропагандировать насилие, различные виды дискриминации, физическую любовь и т.п. Больше нельзя было показывать, например, процесс родов или распитие алкоголя, использовать нецензурные слова. Перед выходом на экраны все фильмы должны были пройти цензурный контроль и получить допуск к прокату. 

Так, в голливудских фильмах появились «хорошие» герои, на стороне которых обязательно должны были быть зрительские симпатии, злодеи, которые в конце непременно терпели поражение, романтичная пара, невинно целующаяся в финальном кадре. Именно в то время появляется так называемая «американская мечта». Героями фильмов становятся скромные и добропорядочные работяги, которые собственным трудом добиваются цели.

Кадр из фильма студии RKO Pictures «Кинг-Конг», 1933 год
Кадр из фильма студии RKO Pictures «Кинг-Конг», 1933 год

Именно в 30-х гг. в американских фильмах появился гениальный сюжетный ход – знаменитый «хэппи-энд». Продюсеры «классического Голливуда» превратили авторское кино в коммерческое. Они рассудили, что фильмы должны нести зрителям радость, помогать поверить в сказку и отдохнуть от проблем. Люди пойдут на такое кино, а значит – принесут деньги.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий