«Дорифор» – совершенная скульптура Поликлета

Искусство

Вероятно, большинство современных обывателей не смогут отметить, чем именно ценна скульптур «Дорифор», выполненная античным мастером Поликлетом. Вот только она имеет особую ценность для искусства. «Дорифор» был первым изваянием, что создавало ощущение совершенно живого персонажа. 

Посмотрите на него – кажется, будто вот-вот герой шагнёт вперёд, оживая на глазах. К сожалению, особенностью статуи является отсутствие её оригинала. Да, изваяние не сохранилось в первоначальном бронзовом варианте, хотя на сегодняшний день имеются её гипсовые аналоги, много мраморных реплик. Какие загадки ещё таит «Дорифор»? Какова история его создания?

Великий мастер Поликлет

Отличительная особенность «Дорифора» – постановка тела, благодаря чему статуя стала одним из первых «живых» творений мастеров Древней Греции. Автором творения называют скульптора Поликлета, что жил предположительно в 480-420-е годы до нашей эры. 

О родине этого мастера известно совсем мало. Многие историки предполагают, что Поликлет мог принадлежать к роду, проживавшему в Аргосе или Сикионе. В ту пору эти города представляли собой центры культурной жизни эллинов. Учителем Поликлета был знаменитый ваятель Агилар, у которого он обучался вместе с другим древнегреческим мастером, Мироном. 

Несмотря на то, что в те времена скульптура в Древней Греции была одним из приоритетных направлений искусства, Поликлет сумел выделить особенные моменты в своём творчестве. Он стремился к совершенству в передаче пропорций, использовании плавности линий в очертаниях головы, плеч, фигуры человека. 

Несомненно, Поликлету это удалось в полной мере. Герои, которых он изображал, не суетятся, они кажутся мудрыми и спокойными. Что важно, эта внутренняя гармония прекрасно дополняла внешнее совершенство отчего образ становится поистине великолепным.

Поликлет «Дорифор», 450-440 годы до н.э., реконструкция в тонированном гипсе Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, Россия
Поликлет «Дорифор», 450-440 годы до н.э., реконструкция в тонированном гипсе
Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, Россия

Тонкости мастерства

Как до создания «Дорифора», так и в последующие периоды Поликлет особое внимание уделял образам атлетов. Их скульптуры заняли в творчестве мастера особое место. Знаменитые спортсмены, выходящие на состязания, новые герои и имена были истинными примерами для подражания для многих древнегреческих юношей. Они вдохновляли людей, вызывая неподдельное восхищение. 

Поликлет стремился изобразить атлетов не в процессе борьбы, а после победы. Его герои неизменно спокойны и уверены всебе. В первые минуты после одержанной победы тело уже не напряжено, как во время игр, однако лишено признаков усталости. В своём знаменитом «Дорифоре» Поликлет показал именно этот момент. «Дорифора» нередко именуют «каноном Поликлета», отмечая, что в этой скульптуре мастер показал, по каким принципам должно создаваться совершенное изваяние. Однако это не совсем так. 

Истинным «каноном Поликлета» был его трактат, посвящённый правильному соотношению частей тела, пропорциям и композиционным деталям. Увы, он не сохранился до наших дней. Однако некоторые сведения из трактата известны. К примеру, Поликлет считал, что линия лба и носа должны совпадать. Это стало основой греческого профиля, совершенного облика, который в дальнейшем будет воссоздан во многих работах мастеров Эллады.

В «Дорифоре» сочетаются красота и грация, сила и динамика
В «Дорифоре» сочетаются красота и грация, сила и динамика

Секреты «Дорифора»

«Дорифора» относят ко временам высокой классики, расцвета древнегреческой скульптуры. В отличие от своих статичных предшественников, этот образ наполнен силой и движением. Фигура героя представляет собой динамичную, однако уравновешенную композицию. 

Поликлет считается законодателем принципа, при котором вес тела переносится на одну ногу и компенсируется особенностями положения человека. Но если для живого натурщика такой вариант был удобен и приемлем, то выразить изящество, спокойствие и силу (причём гармонично) в бронзе – задание не из лёгких. Кроме того, ощущение пластичности и лёгкости изваяния возникает из-за S-образной линии, которую визуально можно начертить вдоль фигуры копьеносца.

Герои Поликлета неизменно спокойны и уверены в себе
Герои Поликлета неизменно спокойны и уверены в себе

Как я уже отметила, оригинал, созданный Поликлетом, увы, не сохранился. Изначально «Дорифор» был отлит из бронзы, однако сегодня его изображения известны благодаря скульптурам из тонированного гипса. На сегодняшний день существует немало копий в итальянских городах, различных известных музеях мира. 

Что примечательно, практически во всех репликах имеется подпорка под левой ногой, однако у оригинала её не было. Выходит, даже скульпторы более позднего периода не сумели разгадать тайну принципа Поликлета и воссоздать совершенный образ без дополнительных приспособлений. 

Из 31 копии скульптуры «Дорифор» каждая выделяется своими особенностями. Плиний Старший в своей «Естественной истории» отмечал следующее: 

“Самая знаменитая и верная — в Неаполе; лучшая реплика головы — из Геркуланума, с сигнатурой афинского копииста Аполлония; лучшие реплики торса — в Галерее Уффици во Флоренции, из базальта, и в Берлине, из коллекции Пурталеса”.

Такое интересное высказывание античного историка наталкивает на размышления. Выходит, что поистине совершенный облик «Дорифора» никто из последующих мастеров так и не смог воссоздать. И это, несомненно, главная загадка Поликлета. 

Одна из лучших копий статуи Поликлета «Дорифор», римская копия с греческого оригинала, конец I века до н.э. - начало I века н.э. Местонахождение: Национальный археологический музей, Неаполь, Италия
Одна из лучших копий статуи Поликлета «Дорифор», римская копия с греческого оригинала, конец I века до н.э. – начало I века н.э.
Местонахождение: Национальный археологический музей, Неаполь, Италия

«Дорифор» Поликлета считается канонным вариантом античной скульптуры. В нём сочетаются красота и грация, сила и динамика, но главное – изваяние наполнено гармонией. Очень жаль, что изначальный вариант, созданный легендарным мастером, мы уже никогда не увидим, но, быть может, некоторые тайны о «Дорифоре» история откроет в будущем.

На обложке: Поликлет «Дорифор», римская копия с греческого оригинала, конец I века до н.э. – начало I века н.э. Местонахождение: Национальный археологический музей, Неаполь, Италия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий