Великая Отечественная война стала особенной страницей нашей истории. Нет ни одной семьи, которую бы не затронули трагические события военных лет. Гордостью многих из нас стали предки-красноармейцы, защищавшие родину от нацистских захватчиков.
Но как же начиналась война? Об этом рассказано немало. В художественном варианте ответом на этот вопрос может служить картина советского и российского живописца Валентина Папко «Даже не снилось. 22 июня 1941 года». Это не просто иллюстрация, связанная с военной тематикой, но и предмет горячих споров. Одни называют картину истинным шедевром, наполненным глубоким смыслом и символами, другие же заявляют, что в ней полно неточностей и «ляпов». Итак, за что же ругают и хвалят знаменитое произведение Папко?
Восторги и критика
Среди современных художников не так много ярких фигур, творчество которых активно обсуждается публикой. Что поделать – живём в век технологий, а потому и живописью интересуемся куда меньше, чем люди, жившие всего век тому назад. Однако имя Валентина Папко нередко можно увидеть и в постах соцсетей, и на страницах всевозможных «культурных обзоров».
Вот только далеко не всегда связаны с ним исключительно положительные отзывы. Есть люди, считающие Папко гением, а есть те, кто заявляет, что за пределы уровня «провинциального» художника он так и не смог выйти. Но, как говорится, «на вкус и цвет…». Я же предлагаю познакомиться с живописцем и той самой картиной, которая наделала столько шума и которая приобретает большую популярность в наши дни.
Военное детство живописца
Итак, Валентин Папко появился на свет в Краснодарском крае в 1939 году. Один только год рождения будущего художника ясно говорит, что тяготы военного времени ему, совсем ещё маленькому мальчику, пришлось испытать в раннем возрасте.
В первые годы войны его мама тяжело заболела тифом. Маленький Валя, находившийся всё время рядом с ней, каким-то чудом сумел избежать болезни. В ином случае не исключено, что малыш бы умер – регион находился под контролем немцев, и на хорошую медицинскую помощь едва ли стоило рассчитывать.
При первой возможности мать и сын покинули родные места, оккупированные врагом, и отправились к родственникам в Тихорецк, где и пробыли до конца войны. Сам Папко в одном из интервью признавался, что о войне практически ничего не помнил. Детские воспоминания, как правило, связаны со своим маленьким мирком, и эпохального в них немного. Но всё же был интересный момент, который запомнился на всю жизнь:
«Когда отца отправили на фронт, я твёрдо решил забрать его оттуда во что бы то ни стало. И начал таскать домой железо. Постоянно. Все потешались, не понимая, зачем, а я просто решил собрать машину и ехать за отцом на фронт».
Неоднозначная картина
Интерес к рисованию у Папко раскрылся ещё в детстве. Становясь старше, он всё больше понимал, что не может жить без живописи. Приходилось многому учиться, а затем последовали два года службы на флоте. Но эти пара лет без рисования не остудили, а напротив, подогрели интерес Папко к искусству.
После службы Валентин Фёдорович отправился в Краснодар, где много работал. В советское время он создал немало картин и мозаик, которые украсили общественные здания. Однако самым известным его творением стала картина «Даже не снилось. 22 июня 1941 года». Создана она была не так давно, в 2011 году, причём уже тогда на неё обрушилось немало критических отзывов.
Произведение, посвящённое первому дню Великой Отечественной войны, словно бы позволяет нам «заглянуть» в небольшой деревенский дом. Здесь мирно спят молодые супруги и маленький ребёнок, во дворике можно увидеть пожилую мать. При этом через окно видно, что практически всё небо усеяно вражескими самолётами. Это – тот самый момент раннего утра, когда немецкая авиация направилась к советским городам, чтобы нанести по ним свой первый удар. Но где же нестыковки, за которые многие ругают автора?
Неточности, допущенные Папко
По сути, картина «Даже не снилось…» пронизана трагизмом – первый день войны унёс жизни многих людей. Однако само полотно не кажется мрачным или пугающим. Более того, оно не кажется реалистичным, и на то есть свои причины.
Во-первых, самолёты. Их здесь изображено очень много. Кажется, что над конкретной деревней пролетают все борта, имевшиеся в распоряжении Люфтваффе, а может, даже больше. Конечно, на самом деле такого быть не могло – немецкая авиация отправлялась с аэродромов в разных направлениях. Кроме того, сами самолёты находятся очень низко над землёй – на такой высоте они летали крайне редко, а при сбрасывании бомб снижаться настолько вовсе не требовалось.
Во-вторых, многим критикам показалась странной изображённая за окном природа. Здесь нет ни деревца, ни зелёной травинки. И если бы дело происходило в степной зоне, ещё можно было бы понять замысел автора, но, по всей вероятности, здесь изображена Белоруссия. В этом случае странно видеть, что за окном совсем нет зелени.
Ну и, в-третьих, многих зрителей смутила обстановка дома. Уж очень богатым показалось им жилище. Да и само окно выглядит очень большим – в ту пору старались делать оконные проёмы куда меньшими, чтобы жилище не теряло тепла. На картине может показаться, что художник сначала изобразил меньшее окно, но затем для усиления эффекта «расширил» его.
Картину «Даже не снилось» критики называли откровенным китчем и «концентратом» всего, что представляли о первом дне войны. Но, с другой стороны, автор изобразил ту грань между войной и миром, которую так легко разрушить. Вероятно, намеренно допуская неточности, он старался усилить впечатление от увиденного, показать контрасты и раскрыть особое видение. Несмотря на то, что и сегодня многие ругают Папко, картина его остаётся одной из самых обсуждаемых и популярных в наше время.