Чужеземец из Византии – почему на картинах Климта так много золота?

Искусство

Лично для меня картины Густава Климта визуально воспринимаются довольно тяжело. Особенно работы его «золотого» периода. Да, палитра богатая, сказочная, но красок, деталей слишком много.

И золото, золото, золото… С другой стороны, тот, кто хотя бы раз видел картины Климта, уже никогда не спутает их с другими. Так почему же на полотнах художника так много золота?

Борьба с депрессией

Многие картины Густава Климта щедро украшены золотом. Причем в буквальном смысле. Климт добавлял в краску драгоценный металл. Правда, вопреки расхожему мнению, этот факт незначительно сказывается на стоимости картин австрийского художника. Владельцы неохотно продают полотна Климта из-за их художественной и эстетической ценности, а вовсе не из-за того, что вместе с картиной они расстаются и с драгоценным металлом.

Любовь к золотому цвету у художника возникла не на пустом месте и далеко не сразу он пришел к своему фирменному стилю. «Золотыми» являются его поздние картины: «Поцелуй», «Золотая Адель», триптих «Древо жизни» и др. Это символы богатства, роскоши и… декадентства. Они скандальны, эротичны, полны чувственности. Однако за этой чувственностью скрываются долгие годы депрессии.

Даже по картинам Климта, на которых в основном изображены женщины, понятно, что он был довольно искушенным в вопросах любви. Однако, как утверждают биографы художника, в его личной жизни царил настоящий хаос. У него было множество любовниц, но отношения с женщинами, которых он действительно любил, оставались обычно платоническими. Он никогда не был женат, но ему приписывают до сорока внебрачных детей.

Австрийский художник Густав Климт
Австрийский художник Густав Климт

При столь бурной личной жизни опорой художника была семья. Хотя его родители жили бедно, часто меняли место жительство, внутри семьи он всегда находил покой и понимание. Настоящим ударом для Климта стала практически одновременная кончина отца и старшего брата. Художник впал в затяжную депрессию, выйти из которой ему помогло путешествие.

Византийские мозаики

Густав Климт отправился в путешествие по Европе. Он побывал во многих странах, но настоящим «даром судьбы», как позже признается художник, для него стала Италия. В Равенне он посетил базилику Сан-Витале – великолепный образец раннехристианского искусства и архитектуры. Наибольшее впечатление на Климта произвели сверкавшие золотом византийские мозаики.

Искусствоведы видят во многих «золотых» работах Климта копирование тех самых мозаик с образами святых. Художник также одевает своих «героев» в золото, оставляя открытыми лишь лица, кисти рук и ступни. Однако в этом нет богохульства. Как мне кажется, это творческое переосмысление многовековых христианских традиций. Тем более что Климт жил в непростое время, когда художественная живопись переживала кризис и искала новые формы выражения.

Густав Кмит «Портрет Адели Блох-Бауэр I (Золотая Адель)», 1907 год Местонахождение: Новая галерея, Нью-Йорк, США
Густав Кмит «Портрет Адели Блох-Бауэр I (Золотая Адель)», 1907 год
Местонахождение: Новая галерея, Нью-Йорк, США

Кроме того, Климт очень быстро освоил технику работы с золотом. Его отец был гравером по драгоценным металлам и научил сына азам своего мастерства. Сияние древних мозаик художник на своих картинах передавал с помощью тончайших пластин сусального золота и золотого порошка, который смешивал с масляной краской.

Считается, что Климт стал новатором в этой технике. До него «золотых» картин никто не рисовал. На самом деле иконописцы занимались этой «инновацией» уже несколько столетий. Смешивали золото с красками и другие художники (Михаил Врубель, например). Однако у Климта была собственная техника смешивания, с помощью которой он добивался интересных оттенков и необычных эффектов.

Правда вскоре полотна Климта все меньше стали походить на христианские святыни. Он старался эпатировать и даже шокировать публику. Художника обвиняли в разврате, а он в ответ писал еще более скандальные картины. Оставалось неизменным на полотнах лишь одно – золото.

Густав Климт «Поцелуй», 1907–1908 годы Местонахождение: Бельведер, Вена, Австрия
Густав Климт «Поцелуй», 1907–1908 годы
Местонахождение: Бельведер, Вена, Австрия

«Золотые» картины стали фирменным знаком Густава Климта. За своеобразную дань византийскому искусству художника даже прозвали «чужеземцем из Византии».

На обложке: Фрагмент картины Густава Климта «Жизнь в бою. Золотой рыцарь», 1903 год. Местонахождение: Художественный музей префектуры Айти, Нагоя, Япония

МУСАГЕТ
Добавить комментарий