Какая архитектурная достопримечательность Парижа считается символом этого города? Даже школьники легко ответят на этот вопрос – конечно, Эйфелева башня. Самое узнаваемое и самое высокое здание французской столицы уже давно стало олицетворением Франции. При этом относительно красоты этой «железной мадемуазель» продолжают идти споры. Одни считают её воплощением успеха и технического прогресса, другие – недоразумением, не имеющим ничего общего с эстетикой.
Как бы то ни было, но история Эйфелевой башни действительно очень интересна. Времена, когда мир её увидел, ознаменовались множеством технических изобретений. Это была пора, когда человек старался доказать самой природе: с помощью техники можно выполнить даже самые «невозможные» задачи. Новые формы, новые конструкции, новые взгляды. Итак, как же создавалась Эйфелева башня? Каким оказался её непростой путь к символу Парижа? И чем это творение сумело покорить французов?
Конкурс и проект Эйфеля
История Эйфелевой башни начинается со Всемирной выставки в Париже, проходившей в 1889 году. Это событие было приурочено к столетнему юбилею Великой французской революции. В связи с этой датой местные городские власти решили провести конкурс на архитектурное сооружение, которое смогло бы продемонстрировать технические и научные достижения страны за прошедшие сто лет. Многим инженерам было предложено представить свои проекты, среди которых жюри смогло бы выбрать наиболее подходящие варианты.
Среди тех, кому пришли такие предложения от городской администрации, было и бюро Эйфеля. Как ни странно, но проект башни, которая спустя много лет станет самой узнаваемой достопримечательностью Парижа, был готов у инженеров задолго до объявления конкурса.
У самого Гюстава Эйфеля свежих идей не было, однако, порывшись в бумагах, он обнаружил проект своего сотрудника Мориса Кёшлена. В дальнейшем в доработке чертежей принимал участие и другой коллега Эйфеля, Эмиль Нугье. В конце концов на конкурс был предложен проект 300-метровой башни. Кстати, сам Эйфель своё творение никогда не называл собственным именем, а использовал простое определение «башня в 300 метров».

Местонахождение не установлено
«Флагшток» высотой в 300 метров
В 1886 году стартовал общефранцузский конкурс, на котором должны были определиться постройки, сформирующие в будущем облик Парижа. Так сказать, требовалось преобразить столицу Франции, добавив в неё современных нот. Вы можете спросить, почему же не были выбраны высокие каменные здания. На то была своя причина.
Прежний опыт, многочисленные расчёты и вычисления показали, что очень сложно создать устойчивое строение из камня, которое было бы выше Вашингтонского монумента. Он, как известно, достигал высоты 169 метров. Все помнили, что установка этого сооружения стоила огромных усилий Штатам, и повторять подобное никто не горел желанием.
Башня Эйфеля стала одним из четырёх победителей. Детально поработав над проектом, инженер решил внести в него значительные изменения. Эйфель стремился достигнуть декоративности и практичности, дополнив это устойчивостью и относительной простотой установки конструкции. В конце концов именно он стал обладателем первой премии. Говорят, что, узнав о победе, Эйфель радостно воскликнул:
«Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!».

Строительство будущего символа
С января 1887 года начались строительные работы, которые продолжались более двух лет. Специалисты и сегодня отмечают, что сроки возведения башни (учитывая технологии того времени) были невероятными – прямо-таки рекордными. Этому способствовали мастерски сделанные чертежи, на которых были учтены все нюансы и особенности конструкции.
Также завершить башню в назначенный срок Эйфелю помогло изготовление деталей задолго до их установки. Разумеется, для этого требовалась абсолютная точность, и она была главным преимуществом Эйфеля перед многими его коллегами.
Готовое сооружение достигало высоты в 313 метров и долгое время считалось самой высокой конструкцией в мире. Ещё выше Эйфелева башня стала после установки телевышки на её верхушке. Благодаря точным расчётам Эйфелева башня не боится ветра. Так, к примеру, однажды были зафиксированы порывы до 180 километров в час. Но и при таком шторме верхушка отклоняется в сторону лишь на десяток сантиметров.

Местонахождение: Музей д’Орсэ, Париж, Франция
Разные мнения
Возведённая башня поражала воображение необыкновенной формой и совершенно новым стилем. Надо признать, было немало и тех, кто резко критиковал новое сооружение, строящееся в центре Парижа. Немало людей называли новое строение «бесполезным и чудовищным». В 1887 году три сотни писателей, поэтов и художников направили властям Парижа протест против Эйфелевой башни. В нём было отмечено:
«Просим не портить вид ненавистной колонной из железа и винтов, которая простирается над всем городом, как чернильная клякса…».
Впрочем, эта характеристика оказалась весьма лестной. Другие и вовсе называли творение Эйфеля гигантской дымовой трубой. Впрочем, обыватели не могли понять, что столь странная форма башни связана с требованиями устойчивости. Если бы конструкция такой высоты не имела тех самых «ног» и четырёхугольного основания, она упала на город при первом же сильном ветре. Гюстав Эйфель говорил:
«Почему такая странная форма? Ветровые нагрузки. Я считаю, что искривление четырех внешних краев монумента продиктовано и математическими расчётами, и эстетическими соображениями».

Тем не менее именно Эйфелева башня стала одним из символов Парижа, которые и сегодня узнаваемы во всём мире. Нынешнюю столицу Франции невозможно представить без знаменитой конструкции, которая считается самой посещаемой и фотографируемой достопримечательностью мира.