Что символизирует дуб на картинах Рафаэля?

Искусство

Среди деревьев, изображаемых художниками на картинах, одним из самых любимых является дуб. Живописцев привлекает символизм этого дерева (ренессансную живопись вообще трудно представить без символизма).

С античных времен дуб считается символом мощи и стойкости. А христиане наделили его особым значением – он стал символом Христа. В европейской живописи одним из первых на своих картинах изобразил дуб Рафаэль Санти.

Значение дуба в живописи Рафаэля

Рафаэль, если не считать портретов, которые ему заказывали частные лица, писал на религиозные и мифологические темы. Как человек своего времени, он отображал мировоззрение эпохи Возрождения – место человека в мире и его отношение к Богу.

Дубы присутствуют на нескольких работах Рафаэля. Они не занимают композиционного центра (там у Рафаэля всегда человек), а располагаются на фоне. Иногда это небольшие едва заметные деревца на заднем плане. Но у Рафаэля даже небольшие объекты не появляются на картине случайно. Каждая деталь несет в себе какой-то смысл. Художник приводит к равновесию пейзаж на фоне и фигуры на переднем плане, образуя единый художественный сюжет, разгадать который невозможно, если упустить из виду хотя бы одну деталь.

Дуб – одно из деревьев, которое непосредственно связано с христианской религией. Это священное дерево, символ почитания Христа и Девы Марии. В христианской культуре он представлен как связующее звено между Небом и Землей. По некоторым христианским поверьям крест, на которым распяли Христа, был сделан из дуба (по другой версии – из осины). Это дерево стало символом добродетели и веры, стойкости верующих людей перед испытаниями.

Рафаэль Санти «Автопортрет», между 1504 и 1506 годами Местонахождение: Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Рафаэль Санти «Автопортрет», между 1504 и 1506 годами
Местонахождение: Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Этот смысл Рафаэль вкладывает в изображение дуба на своих картинах. Дерево становится не просто растительностью на заднем плане, а приобретает, так сказать, активную роль в композиции картины. С его помощью художнику удается вложить в сюжет более полное религиозное чувство, передать более глубокую идею.

Святое семейство под дубом

Самая известная картина Рафаэля, на которой изображено это мощное дерево, – «Святое семейство под дубом». Святое семейство – распространенный сюжет в живописи эпохи Возрождения. Рафаэль изобразил св. Иосифа, Деву Марию, маленького Иисуса и Иоанна Крестителя, отсылая нас сразу к двум евангельским сюжетам – бегство родителей Иисуса от царя Ирода и начало крестного пути Христа.

Почему же Рафаэль поместил святое семейство именно под дуб? На картине дуб изображен вертикалью, которая отделяет друг от друга два мира – темный и светлый. Темный представлен руинами термальных ванн Каракаллы. Светлый мир изображен в виде синего неба и заходящего солнца. Как всегда, Рафаэль не делает акцента на каком-то из миров, но светом и тенью изображает две разные стихии.

А в центре расположен дуб. Использовать деревья как ось композиции – это вообще излюбленный прием художников того времени (например, так же поступал и великий Леонардо да Винчи). Но на картине Рафаэля дуб не просто служит композиционной осью, он еще отделяет семейство от заднего плана, будто выводит его из этих миров.

Рафаэль Санти «Святое семейство под дубом», 1518 год Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Рафаэль Санти «Святое семейство под дубом», 1518 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Ветви дерева склоняются над святым семейством, как бы беря его под свою защиту. Возможно, дуб на картине является отсылкой к Мамврийскому дубу, под которым по легенде к Аврааму явился Бог. По описанию этот дуб был красив, высок и раскидист, до его молодых ветвей можно было дотянуться рукой. Стоял он на холме и был виден издалека. Не одно столетие дуб простоял на этом холме, но не потерял своей красоты, не иссох, не сломался и не искрошился. Мне кажется, что описание очень подходит под тот дуб, что изобразил Рафаэль.

А возможно итальянский художник отсылает нас к мотивам кельтской культуры, которые тоже были популярны в ренессансную эпоху. Кельты считали дуб символом вечности. Когда христиане просвещали представителей языческой гало-римской культуры, они вложили в это поверье немного иной смысл. Да, дуб – символ вечности, но все же он, как и все на земле, сотворен Господом. По Европе еще долго ходили легенды о том, как в дубовой роще король Артур решал государственные дела и проводил церемонии, в том числе и вершил суд.

Мамврийский дуб глазами современного художника / © kalivart «У дуба Мамврийского», 2014 год
Мамврийский дуб глазами современного художника / © kalivart «У дуба Мамврийского», 2014 год

Советский искусствовед В.Н. Лазарев, который занимался изучением живописи эпохи Возрождения, называл Рафаэля «рецептивной натурой». Т.е. художник перед тем, как написать картину, словно собирал для нее рецепт. «Ингредиентами» могли быть исторические и религиозные события, легенды и народные поверья, даже впечатления от работ других художников.

На обложке: Фрагмент картины Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом», 1518 год. Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

МУСАГЕТ
Добавить комментарий