«Человек светский, но большой талант» – Островский о Тургеневе

Искусство

Писательский почерк И.С. Тургенева и А.Н. Островского настолько разный, насколько непохожими друг на друга были эти два человека. Романтик, убежденный западник и «аристократ русской литературы» Тургенев тяготел ко всему столичному и заграничному.

Островский же, напротив, не представлял жизни без своей купеческой Москвы (не зря же его прозвали «Колумбом Замоскворечья») и хлестко, живо, правдиво и с особым смаком описывал местный уклад жизни. Однако столь разные характеры не помешали писателям подружиться и творчески поддерживать друг друга.

Первое впечатление

Писатели познакомились заочно. Иван Тургенев, трудившийся в «Современнике», полностью поддерживал тогдашнего руководителя журнала Н.А. Некрасова в стремлении привлечь к сотрудничеству лучших литераторов. Удачно дебютировавший несколько лет назад с пьесой «Свои люди – сочтемся» Александр Островский наделал шума в литературных кругах и, естественно, в число самых талантливых входил. А потому попал в поле зрения Некрасова. В «служебную командировку» в Москву отправили Тургенев.

Мемуарист В. Лакшин так описывает первую встречу двух писателей: «В январе 1855 г. Иван Тургенев в дорогом экипаже, в столичном костюме, цилиндре и с тростью остановился возле калитки небольшого деревянного дома в Николоворобинском переулке. Тщетно пытался найти вертушку звонка (не знал, видимо, Тургенев, что московский люд все еще предпочитал вызывать хозяина зычным голосом, да погромче). К гостю наконец-то вышел Иван Михайлов, слуга писателя. Тургенев велел спросить, примет ли его барин».

Островский, конечно же, Тургенева знал и потому принял его с большим желанием. Вот только очное знакомство у писателей не задалось. Иван Тургенев, всегда живо отзывавшийся на политические и общественные изменения, затронул тему Крымской компании и переустройства страны. Островского же политика мало интересовала. Как писал В. Лакшин, «Тургенев натолкнулся на полное безразличие со стороны хозяина. Островский совершенно не знал и не хотел знать, что стоит на пороге новой эпохи».

Александр Николаевич Островский, 1856 год
Александр Николаевич Островский, 1856 год

Впрочем, «дикость» Островского пропадала после нескольких минут общения. На первый взгляд он казался суровым и отстраненным, но как только начинал разговор, то поражал собеседника открытостью и необыкновенным самобытным умом.

Островский не принял предложения Тургенева печататься в «Современнике», но остался доволен встречей. Как талантливый писатель он сумел разглядеть за столичным пафосом тонкого и истинного поэта. Не зря позже Островский выскажется о Тургеневе:

«Человек светский, но большой талант».
Аркадий Павлович Никитин «Портрет И.С.Тургенева», 1857 год Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия
Аркадий Павлович Никитин «Портрет И.С.Тургенева», 1857 год
Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия

Импресарио московского гостя

Вскоре судьба снова свела писателей. За год у Островского поднакопились дела в столице, связанные с постановками его пьес. В начале 1856 г. драматург отправился в Петербург и первым писателем, которому он нанес визит, стал Тургенев. Столичный писатель позаботился о том, чтобы Островский произвел приятное впечатление на литераторов и «назначил» себя импресарио московского гостя. А заодно привлек Островского в журнал, и драматург стал членом редколлегии «Современника».

В журнале царила творческая атмосфера. Литераторы спорили, подтрунивали друг над другом, обсуждали новые идеи. Среди всех коллег Островский особенно выделял Тургенева.

«Бывают писатели, превосходящие других не только талантом, но и тонкостью и блеском образованности», – говорил он о Тургеневе.

Но особенно сблизил двух писателей театр. Оба писали для сцены и оба стремились показать в своих пьесах жизненную правду и естественность. Произведения Островского реформировали театр. Чтобы передать обыденные бытовые сцены, актеры должны были играть естественно, без привычной наигранности и театральности.

Сотрудники журнала «Современник», в том числе Иван Сергеевич Тургенев (сидит в кресле второй слева) и Александр Николаевич Островский (сидит крайний справа), 1856 год / © С.Л.Левицкий
Сотрудники журнала «Современник», в том числе Иван Сергеевич Тургенев (сидит в кресле второй слева) и Александр Николаевич Островский (сидит крайний справа), 1856 год / © С.Л.Левицкий

В подобном ключе писал и Тургенев. Современники не сразу приняли его пьесы, но Островский их определенно ценил. И Тургенева ценил как соратника по борьбе за реалистическую драматургию. Даже несмотря на то, что оба писателя шли разными литературными дорогами.

На обложке: Фрагменты картин Василия Григорьевича Перова «Портрет А.Н. Островского», 1871 год и Ильи Ефимовича Репина «Портрет писателя И.С.Тургенева», 1874 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий