«Человек ниоткуда» – фильм, в котором впервые заявили о себе Юрский, Папанов и Яковлев

Искусство

Для режиссера Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» стал всего лишь третьим самостоятельным фильмом. Он задумал снять картину, в которой в сатирической манере вскрывались бы «отдельные недостатки» окружающей действительности.

Советским зрителям фильм запомнился еще и тем, что в нем впервые главные роли исполнили Анатолий Папанов и Сергей Юрский. Для Юрия Яковлева картина стала второй значимой киноработой.

Комическая ненаучная фантастика

По замыслу автора главным героем фильма должен был стать Чудак – тот самый человек ниоткуда, представитель дикого племени, попавший в Советский Союз. Эльдар Рязанов в мемуарах так описывал героя:

«Существо с детским, незамутненным сознанием. Он становится своеобразной лакмусовой бумажкой, камертоном, по которому проверяют действительность».

И вот этот наивный и нетронутый цивилизацией дикарь видит и оценивает реальность такой, какая она есть. А чтобы никто не подумал, что режиссер задумал рубануть правду-матку, он сам определил жанр фильма как «комическая ненаучная фантастика».

В фильме о Чудаке видны первые шаги режиссера Эльдара Рязанова в большом кино Кадр из фильма «Человек ниоткуда», 1961 год
В фильме о Чудаке видны первые шаги режиссера Эльдара Рязанова в большом кино
Кадр из фильма «Человек ниоткуда», 1961 год

Рязанов с энтузиазмом принялся за работу. Привлек к написанию сценария драматурга Леонида Зорина, для которого «Человек ниоткуда» стал первым самостоятельным проектом, и подыскивал исполнителей главных ролей.

В образе Чудака пробовались Леонид Быков, Юрий Никулин, Ролан Быков. Рязанов очень хотел утвердить Игоря Ильинского, но тот в последний момент отказался. Как позже признавался Рязанов, актеры и съемочная команда «пупом» чувствовали, что в фильме есть что-то «не наше».

В итоге в картину попали молодые актеры. Но какие! Чудак стал первой большой ролью в кино для уже известного театрального актера Сергея Юрского. О съемках он вспоминал:

«И я играл. Как умел. Как в театре. Моей аудиторией были режиссер, ассистенты, осветители, монтировщики и, среди них, оператор со своей камерой. Я играл для них».

Для Анатолия Папанова «Человек ниоткуда» тоже стал практически кинодебютом. До этого он играл лишь в эпизодах (в большинстве картин вообще не указан в титрах). А тут – сразу четыре персонажа!

Среди них уже опытным артистом считался Юрий Яковлев. Ведь роль антрополога Владимира Поражаева стала второй главной для него. До этого Яковлев сыграл князя Мышкина в фильме «Идиот».

Одна из четырёх ролей Анатолия Папанова - вождь племени тапи Кадр из фильма «Человек ниоткуда», 1961 год
Одна из четырёх ролей Анатолия Папанова – вождь племени тапи
Кадр из фильма «Человек ниоткуда», 1961 год

Фильм «на ощупь»

Едва ли «Человек неоткуда» можно назвать лучшим фильмом Рязанова. Наверняка, многие даже скажут, что его первая лента «Карнавальная ночь» куда более сильная и запоминающаяся работа. Однако в картине о Чудаке отлично вырисовываются первые шаги легендарного режиссера в большом кино. Здесь он искал свою фору, свой почерк. Не зря сам Рязанов называл «Человека ниоткуда» авторской работой и фильмом «на ощупь».

Эту киноленту можно считать первым экспериментом в истории отечественного кинематографа, где активно использовался «юмор абсурда». Процесс создания картины был довольно трудоемким: многое приходилось снимать заново, а сам процесс поиска подходящей манеры актерской игры оказался настоящим вызовом.

Диалоги в фильме не всегда соответствовали стандартам кинематографической литературности, а больше подходили для театральных постановок. Поэтому перед актерами стояла непростая задача: не увлечься театральностью и высокопарностью, а сыграть на более бытовом уровне.

Сергей Юрский в роли Чудака в фильме «Человек ниоткуда», 1961 год
Сергей Юрский в роли Чудака в фильме «Человек ниоткуда», 1961 год

Неоднозначная реакция

Премьера фильма проходила в Доме кино и стала шумным и многолюдным событием. Зрители приняли картину неплохо, хотя отзывы были неоднозначными. Впрочем, такая реакция была вполне ожидаемой, ведь картина необычная и странная для своего времени, публика еще не была готова к такой стилистике.

А вот профессиональное сообщество было настроено менее благодушно. Сам Михаил Суслов высказался о «Человеке ниоткуда» как о «безыдейном и малохудожественном фильме, который не отвечает высокому призванию советского искусства». Впрочем, на критику в своей книге воспоминаний Эльдар Рязанов позже ответит словами Маяковского:

«Я не целковый, чтобы всем нравиться!..».
Фильм был странным и непривычным, но зрители неплохо приняли картину Кадр из фильма «Человек ниоткуда», 1961 год
Фильм был странным и непривычным, но зрители неплохо приняли картину
Кадр из фильма «Человек ниоткуда», 1961 год

А тогда за «безыдейность» фильм показали и… сняли с проката. «Человек ниоткуда» лег на полку на долгих 27 лет. Вернули картину только в 1988 г., но в прокате он был всего четыре дня. Чиновники кино посчитали, что тема фильма уже устарела и не вызовет особого интереса у публики.

На обложке: Кадр из фильма «Человек ниоткуда», 1961 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий