Человек-эпоха – как происходило становление Н. В. Гоголя?

Искусство

Николая Васильевича Гоголя современники называли мастером описания, прорицателем жизни, сумасшедшим гением, отечественным Гомером. Его книги – литературное событие для России XIX в. 

Я бы назвала его еще «художником» русской литературы. Когда читаешь его произведения, картины родной природы и быта встают перед глазами, будто они написаны не словами на бумаге, а живыми необыкновенными красками на холсте.  

Немецкий опыт в первых произведениях 

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 г. в украинском селе Великие Сорочинцы. С детства он отличался многогранностью талантов и интересов. Уже в начале 20-х гг. он представляет на суд товарищей по гимназии балладу «Две рыбки» и трагедию «Разбойники». Сюжет первого произведения – сентиментально-романтическая история о рано скончавшемся юноше-поэте. Второе произведение посвящено борьбе за свободу и справедливость. 

Гоголь раннего периода еще не новатор. Более того, в ранних трудах он сталкивается с жесткой критикой и обвинениях в заимствовании сюжета. «Разбойники» были написаны под большим впечатлением от творчества Ф. Шиллера. 

Я думаю (да и не только я, ведь творчество писателя изучено более чем подробно), что Гоголь, будучи еще юношей, искал свой стиль. В то время немецкая творческая среда «подпитывала» многих русских писателей. Гоголь тоже не избежал увлечения немецким романтизмом. Его творческий идеал – гофмановская романтика. Она будет еще долго прослеживаться в его творчестве (Вий – король гномов в германской мифологии, школяр, летающий на чёрте, и т.д.), даже когда он пойдет по собственному писательскому пути.  

И хотя сам Гоголь не признавался в том, что корни его произведений – немецкий романтизм, это отчетливо прослеживается в его ранних трудах. Например, поэма «Ганс Кюхельгартен» – типичный сюжет немецкой литературы. Сочинение в стихах критики разгромили, и Гоголь, уничтожив весь тираж, больше не возвращался к подобному жанру. Однако, когда читаешь эту поэму, уже явно видны собственные переживания и мысли автора.

Дом доктора Трохимовского в Великих Сорочинцах, где родился Николай Васильевич Гоголь
Дом доктора Трохимовского в Великих Сорочинцах, где родился Николай Васильевич Гоголь

Как Гоголь выдумал Малороссию 

Конечно, таланту Гоголя было слишком тесно в границах германских сюжетов. Кто-то скажет, что писатель обратился к своей родине – Украине. И даже назовет Николая Васильевича реалистом. Помню, в учебниках по литературе его так часто называли. Но разве можно гоголевские сюжеты назвать реализмом? Что в них реального? Летающий чёрт? Нос, гуляющий по Петербургу? 

Гоголь был слишком многогранным автором, чтобы ограничиваться одним жанром. Как говорится, гении не принадлежат какому-то направлению и стилю, их творчество разрывает эти рамки. 

По сути, Гоголь придумал свой мир, свою Малороссию, воспользовавшись общеромантическими лекалами, пересаженными на украинскую почву. С начала 30-х гг. XIX в. российская литература уходит от подражания западу и все чаще обращается к народным мотивам.

Борис Михайлович Кустодиев. Иллюстрация к повести «Шинель» - Акакий Акакиевич у Петровича, 1905 год, Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Борис Михайлович Кустодиев. Иллюстрация к повести «Шинель» – Акакий Акакиевич у Петровича, 1905 год,
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Тут-то Гоголю и пригодилась «Книга всякой всячины» – тетрадь, в которую он на протяжении нескольких лет записывал украинские предания, поверья и обычаи (о многих из которых писателю рассказывала его мать).

Пока другие писатели перекладывают на бумагу народные истории, в которых легко угадывается первоисточник, Гоголь настолько сильно перерабатывает образы и сюжеты, что они становятся частью его «малороссийского мира». 

Так в 1831 г. родилась жемчужина русской литературы – «Вечера на хуторе близ Диканьки». А вместе со сборником рассказов на литературном небосклоне зажглась ярчайшая звезда (сейчас бы сказали «проснулся знаменитым»).  

Гоголем восхищались Жуковский, Тургенев, Чернышевский, Некрасов. В этом же году писателя представили Пушкину. Я не раз встречала такое мнение, что Гоголь писал для Пушкина, которого считал своим главным читателем. Поэт в долгу не оставался и хвалил «настоящую веселость» и «искреннюю непринужденность» гоголевских сочинений.

Гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки» - жемчужина русской литературы Иллюстрация Виктора Анатольевича Королькова
Гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки» – жемчужина русской литературы
Иллюстрация Виктора Анатольевича Королькова

Уездная Россия и Петербург 

После Малороссии Гоголь обратил свой творческий взор на Италию. Он давно восхищался этой страной (в гимназии было написано стихотворение «Италия»), считал ее «роскошной землей любви и морем очарования». В Италии он видел идеальный вариант России. Но слишком далеки были русские реалии от средиземных идеалов. 

Однако гений не был бы гением, если бы не довёл творческий замысел до конца. Гоголь стал первым писателем не только Украины, но и уездной России. А после описания провинциальной жизни взялся за Петербург.

«Ревизор» – история, подаренная Пушкиным - типичная для России ситуация Кадр из фильма-спектакля «Ревизор», 1982 год
«Ревизор» – история, подаренная Пушкиным – типичная для России ситуация
Кадр из фильма-спектакля «Ревизор», 1982 год

«Ревизор» – история, подаренная Пушкиным, является типичной ситуацией, которая много раз происходила в России. Роман «Мертвые души» современники писателя называли поэмой, сравнивая его с гомеровской «Одиссеей». «Мертвые души» – «одиссея» русской жизни, написанная как одновременно мрачная и смешная пародия на переводимую в это же время Жуковским «Одиссею».

«Коляска» – главная метафора русского патриотизма: признание несовершенства и одновременно самозабвенное хваление своей «коляски». «Шинель» – самая амбивалентная из гоголевских сочинений, но самая совершенная и пророческая его вещь. «Все мы вышли из «Шинели», – писал А. Бакулин. 

Когда читаешь произведения позднего периода творчества Гоголя, испытываешь двойственное состояние одновременного ужаса и восхищения. Сюжеты гротескны, но эстетически совершенны и удивительно точно передают русский колорит. Художественные типы закончены и бессмертны.

Этим бессмертием гоголевских сюжетов и героев, их вечностью, полнотой, сочностью и комизмом восхищались современники писателя. Восхищаемся и мы, т.к. почти за два столетия, в сущности, в нашей жизни ничего не поменялось. 

«Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя современники сравнивали с гомеровской «Одиссеей» Иллюстрация Александра Агина «Чичиков у Манилова»
«Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя современники сравнивали с гомеровской «Одиссеей»
Иллюстрация Александра Агина «Чичиков у Манилова»

Как считает публицист Д. Быков, во втором томе «Мертвых душ» Гоголь попытался написать то, что позднее напишут Толстой, Достоевский и Булгаков. Кажется, что проживи Гоголь дольше (он умер в 1852 г. в 42 года), все литературные сюжеты были бы им исчерпана, а будущим писателем не о чем было бы писать.

На обложке: Фрагмент картины Валерия Лаура «Портрет Н.В.Гоголя». Местонахождение: Библиотека им. Н.С. Клестова-Ангарского, Усть-Илимск, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий