Борис Кустодиев – он писал картины и боролся с самой смертью

Искусство

Бориса Кустодиева при всём желании нельзя было назвать баловнем судьбы. Да, он стал одним из самых известных русских художников, его картины и сегодня являются узнаваемыми и любимыми творениями. Но самому Борису Михайловичу суждено был пережить немало трагедий и потерь. Он не понаслышке знал, что такое голод, хоронил собственного ребёнка, пережил революции и войны.

Но всегда, несмотря на все горести, тяготы и переживания живописца, полотна Кустодиева светились теплотой и солнцем. В них сияют радость жизни и красота, стремление вдохновлять и дарить нечто приятное, тёплое, возвышенное. Кустодиев отражал на своих картинах собственное видение жизни – не тёмной и пугающей будущности, не мучительного настоящего, а яркость и свет души, которые не смогли затмить никакие трагедии. Что же известно о знаменитом художнике? За что его критиковали искусствоведы? И каким был тернистый путь живописца к славе?

Художник, любивший жизнь

Бориса Кустодиева по праву можно назвать одним из самых жизнерадостных художников России. С помощью своих картин он стремился подарить людям праздник, добавить в их жизнь света и эмоций, яркости и тепла. Стоит признать, всё это Борису Михайловичу превосходно удавалось.

Он принадлежал к тем живописцам, которые стараются раскрыть образ и характер персонажей при помощи окружающей обстановки. Его бытовые сцены поражают декоративной зрелищностью. Даже жизнь провинции у Кустодиева выглядит интересно, сочно, ярко. Однажды историк искусства Александр Бенуа назвал полотна Бориса Михайловича «варварской дракой красок». Он просто не смог прочувствовать колорита этих произведений, их жизненной силы и радости, которую дарит каждый оттенок.

Борис Михайлович Кустодиев «Автопортрет у окна», 1899 год Местонахождение: Художественный музей, Пермь, Россия
Борис Михайлович Кустодиев «Автопортрет у окна», 1899 год
Местонахождение: Художественный музей, Пермь, Россия

Непростое детство

Борис Кустодиев появился на свет в Астрахани в 1878 году. Его отец был профессором филологии, человеком тонким, умным, интеллигентным. Увы, самому Борису не суждено было пообщаться с родителем в зрелом возрасте. Кустодиев-старший умер, когда маленькому Боре едва исполнилось два года.

Мама Бориса замуж больше не вышла, а потому сама растила четверых детей. Женщина вышивала на заказ, в праздники приходила в богатые дома, где играла на рояле. Словом, всячески старалась отыскать средства на выживание. Порой она брала с собой маленького Бориса, который смотрел на всё богатство и пышное великолепие купеческих домов, мечтая, что когда-нибудь вся эта красота будет и у него. Именно тогда в воображении мальчика закладывались образы, которые в дальнейшем он перенесёт на свои полотна.

Когда Борису исполнилось одиннадцать лет, его старшая сестра взяла братишку на выставку художников-передвижников. Юный Кустодиев был просто оглушён увиденным, ошеломлён, взбудоражен и потрясён. Впервые он увидел полотна Серова, Шишкина, Васнецова, Поленова. Такой красоты никогда прежде видеть юноше не приходилось. Именно тогда, после выставки, Кустодиев твёрдо решил, что станет художником.

Борис Михайлович Кустодиев «Кустодиева Екатерина Прохоровна» (мать художника), около 1910-1926 годов Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Борис Михайлович Кустодиев «Кустодиева Екатерина Прохоровна» (мать художника), около 1910-1926 годов
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Первый учитель

Но путь к творчеству оказался далеко не простым. Сначала по настоянию матери и родственников Борис вынужден был поступить в духовную семинарию. Мать юноши, Екатерина Прохоровна, считала, что наилучший выбор для сына – продолжить семейную традицию и пойти по стопам отца (тот тоже делал шаги в духовной карьере) и деда. Однако самого Бориса интересовала совсем другая сфера деятельности.

Узнав, что в Астрахани появился Кружок любителей живописи и рисования, он сразу же отправился туда – учиться основам мастерства. Его первым учителем стал Павел Власов. Человек неординарный, обладающий громогласным голосом и больше похожий на былинного героя, нежели на художника, именно он помог юному Кустодиеву раскрыть свои таланты.

А главное – благодаря Власову Борис поверил в себя и понял, что столь высокое искусство может покориться тому, кто не ленится и неустанно совершенствуется. Кроме того, педагог убедил мать Кустодиева в том, что её сыну необходимо продолжать обучение. Он помог собрать средства для поездки в Петербург.

Борис Михайлович Кустодиев «Портрет Павла Алексеевича Власова», 1903 год Местонахождение: Государственная картинная галерея им. П.М. Догадина, Астрахань, Россия
Борис Михайлович Кустодиев «Портрет Павла Алексеевича Власова», 1903 год
Местонахождение: Государственная картинная галерея им. П.М. Догадина, Астрахань, Россия

Кустодиев и Репин

Что интересно, поначалу Борис Михайлович попробовал поступить в Московское училище живописи, но туда его не приняли. Преподаватели заявили, что парень не подходит по возрасту – в студенты набирали лишь молодых людей, которым не исполнилось восемнадцати лет. Кустодиеву было чуть больше.

Тогда, собравшись с духом, он отправился в столицу. Там ему удалось поступить в Академию художеств. Работать юноша начал в мастерской Ильи Репина, что было большой удачей. Когда император Александр Третий начал проводить своего рода «реформу» живописи, именно Репину доверили закладывать основы и определять главные лица «новой» российской живописи. Благодаря покровителю Борис Кустодиев начал стремительно развивать свой талант.

Уже в пору обучения в Академии он определил для себя основные жанры, которые стали для него «родными». В первую очередь, Кустодиев видел себя портретистом. Начав получать деньги за свои первые работы, он с гордостью писал домой, что уже продаёт свои картины.

Борис Михайлович Кустодиев «Портрет Ильи Ефимовича Репина», 1902 год Местонахождение: Областная картинная галерея, Вологда, Россия
Борис Михайлович Кустодиев «Портрет Ильи Ефимовича Репина», 1902 год
Местонахождение: Областная картинная галерея, Вологда, Россия

Первые работы

Одной из первых успешных работ молодого живописца стал этюд «В мастерской художника», который появился на выставке в Обществе поощрения искусств. За него Кустодиев получил целых шестнадцать рублей. Быть может, для именитых мастеров эта сумма была смешной, однако для начинающего живописца казалась настоящим состоянием. Родные радовались успехам Бориса, хотя мать предупреждала его в письмах, чтобы тот «не засматривался на натурщиц».

В 1901 году на выставке в Мюнхене появился портрет Ивана Билибина, выполненный кистью Бориса Кустодиева. За эту работу автор был награждён малой золотой медалью, которую по итогам выставки присуждали лучшим мастерам. Это был невероятный успех, о котором прежде живописец не смел и мечтать. Но, как оказалось, впереди его ожидало ещё большее свершение.

Борис Михайлович Кустодиев «Портрет Ивана Билибина», 1901 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Борис Михайлович Кустодиев «Портрет Ивана Билибина», 1901 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Любитель русской глубинки

Илья Репин получил заказ на масштабное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Для работы над картиной он привлёк двух лучших своих учеников – Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. Он видел, как они работают над отдельными деталями, как обсуждают нюансы подачи образов и тонкости воспроизведения игры света и тени. Окончив работу, Репин писал:

«Куликов и Кустодиев – выросли на этой картине – сразу – в больших мастеров».

Они, два молодых живописца, действительно прошли период своего становления на глазах Репина, который, несомненно, был очень доволен учениками. Популярность самого Кустодиева стремительно растёт, вот только жизнь в суетливом и шумном Петербурге не кажется ему интересной.

Он всё чаще обращается воспоминаниями к колориту глубинки, который видел в детстве, вспоминает красоты родных мест и понимает, что даже в провинции есть некая особенная прелесть, которую поймёт далеко не каждый столичный житель. В одном из писем родным Кустодиев рассказывал:

«Скоро Великий Пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Он так же по-прежнему холоден, неприветлив, у него все такая же вылизанная физиономия чиновника, та же манера держаться по-солдатски, по швам. Сегодня пошел было погулять на острова, подальше за окраины …и раскаялся: фабрики, трубы, черные заборы, трактиры, и все покрыто снегом, все мертво…».
Илья Ефимович Репин привлёк Бориса Кустодиева к работе над картиной «Торжественное заседание Государственного совета», 1903 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Илья Ефимович Репин привлёк Бориса Кустодиева к работе над картиной «Торжественное заседание Государственного совета», 1903 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

«Терем» Кустодиева

Неудивительно, что Борис Михайлович использовал всякую возможность, чтобы хотя бы на время уехать из Санкт-Петербурга и полюбоваться просторами провинции. Нередко он бывал в имении Высоково в Костромской губернии. Эту усадьбу прежде Кустодиевы называли «Теремом».

Для Бориса же это место было олицетворением умиротворения и покоя, полной гармонии – как внутренней, так и с внешним миром. Так вышло, что именно здесь он познакомился со своей будущей супругой Юлией Прошинской.

Кустодиев обожал российскую глубинку, он был истинным художником, умеющим видеть настоящую красоту в простых вещах и не стремящимся к блеску и роскоши большого города. Однако отдохнуть от столицы ему доводилось нечасто. Всё же Борис Михайлович оставался амбициозным и подающим надежды живописцем, а потому требовалось немало работать.

Борис Кустодиев и Юлия Прошинская
Борис Кустодиев и Юлия Прошинская

Европейское путешествие

Начало 1900-х годов для Бориса Кустодиева стало временем больших надежд и свершений. У него родился сын, а вскоре живописец получил гонорар в 3,5 тысячи рублей за полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Художник отправился в заграничную поездку.

Сначала посетил Париж, от которого пришёл в восторг, затем насладился картинами испанских мастеров в Мадриде. С одной стороны, европейское искусство произвело на него положительное впечатление и вдохновило на новые работы. С другой же, те же образцы современного искусства или бои быков возмущали глубоко чувствующего мастера.

В ту пору Борис Михайлович много времени проводил за изучением работ старых мастеров. Он нередко копировал их стиль, причём особенно заметное влияние на творчество Кустодиева оказал Репин. Однако именно тогда, во время своей поездки, он начинает задумываться о формировании собственного стиля.

Ему, как и любому мастеру, хочется стать неповторимым, а не оставаться обыкновенным подражателем. При этом Кустодиев начинает отходить от привычного репинского натурализма, написания с натуры. После своего путешествия Кустодиев создаёт серию картин «Деревенские праздники» и «Ярмарки». Эти работы позволяют перенестись в прошлое, а ещё отличаются особенной яркостью и колоритом, который станет присущ и последующим творениям Кустодиева.

Борис Михайлович Кустодиев «Ярмарка», 1906 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Борис Михайлович Кустодиев «Ярмарка», 1906 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Успех и трагедия

Вернувшись на родину, художник устраивается карикатуристом в сатирический журнал «Жупел». Но пробыть здесь Кустодиеву пришлось недолго. Вскоре редакцию журнала закрыли, а мастеру пришлось перейти на работу в другое издание – «Адская почта».

Шаржи и карикатуры Бориса Михайловича нередко затрагивали политические темы, но, закрывая журналы и арестовывая издателей, власти намеренно обходили вниманием Кустодиева – уж очень ценен был его талант, а потому всевозможные «оппозиционные штучки» ему прощали.

Увы, успех и счастье далеко не всегда озаряли жизнь Бориса Кустодиева. В 1911 году у него родился сын Игорь. Это был третий ребёнок в семье живописца. Малыш прожил всего одиннадцать месяцев, и его смерть стала тяжелейшим ударом для отца.

Борис Михайлович Кустодиев. Шарж на председателя Совета министров И.Л.Горемыкина для журнала «Адская почта», 1906 год
Борис Михайлович Кустодиев. Шарж на председателя Совета министров И.Л.Горемыкина для журнала «Адская почта», 1906 год

Творить через боль

В тот же год, вероятно, на фоне стресса, у художника впервые проявились проблемы с руками. Острая боль в конечностях не давала живописцу ни мгновения покоя. Доктора лишь разводили руками. По совету знакомых Кустодиев отправился в Швейцарию, и тамошние специалисты рекомендовали ему пройти лечение у немецкого врача Германа Оппенгейма.

Тот после обследования сделал операцию и на некоторое время Борису Михайловичу стало легче. Художник возвратился в Россию и, вдохновлённый облегчением, начал активно работать. В это время он пишет немало портретов, которые вызывают восхищение – как публики, так и критиков. Так, к примеру, портрет госпожи Базилевской считали одной из лучших работ живописца.

При этом параллельно появляется ряд картин, которые получают шквал негатива от критиков. «Это просто вычурная мазня!», «Совершенное безвкусие!» – примерно такие фразы можно было услышать от именитых «ценителей» искусства. Столь нелестные высказывания касались знаменитых «Купчих», которых в творческом наработке Кустодиева немало. В то же время, несмотря на негодование критиков, публика благосклонно принимала работы мастера.

Борис Михайлович Кустодиев «Купчиха», 1915 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Борис Михайлович Кустодиев «Купчиха», 1915 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Художник и театр

Где усердие и талант художника были оценены по достоинству, так это в театре. Да-да, Борис Михайлович немало сотрудничал с режиссёрами, создавая декорации и эскизы нарядов для определённых героев и образов. С ним работали Станиславский и Немирович-Данченко; в костюмах, созданных по наброскам Кустодиева, на сцену выходили исполнители в спектаклях «Волки и овцы», «Свои люди – сочтёмся», «Смерть Пазухина» и многих других постановках.

Как признавался сам живописец, ему было очень просто создавать декорации для театральной сцены. Не нужно было ломать голову над деталями и тонкостями изображения – они сразу возникали в мыслях. Главным помощником Кустодиева была безграничная фантазия. С помощью воображения он легко воссоздавал любой антураж сцены, добавляя нужный колорит в декоративные элементы и создавая требуемую атмосферу постановки.

Борис Михайлович Кустодиев Эскиз декораций к комедии М. Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина», 1914 год / allpainters.ru
Борис Михайлович Кустодиев Эскиз декораций к комедии М. Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина», 1914 год / allpainters.ru

В инвалидной коляске

Увы, облегчение болезни оказалось недолгим. В 1916 году боли снова вернулись, и Кустодиев не мог работать. Если бы болезнь возвратилась раньше, он мог бы отправиться в Германию, к своему доктору Оппенгейму, но теперь бушевала первая мировая война, и путь во враждебную страну был закрыт.

Борису Михайловичу пришлось решаться на операцию в Петербурге. Все понимали, что операция будет крайне опасной и сложной. За несколько дней до неё прошло совещание врачей, а затем доктора попросили встречи с супругой Кустодиева. Женщине сказали, что есть возможность сохранить либо руки, либо ноги, а потом спросили, что предпочтительнее. Скрепя сердце, она едва смогла выдавить из себя: «Он же художник, как же он без рук?..».

В одном из мартовских писем 1916 года Борис Михайлович признавался другу, что лежит на больничной койке без движения уже целых тринадцать дней. Ему же кажется, что вот так, в неподвижном состоянии, он провёл по меньшей мере тринадцать лет. В то же время он отмечал, что ему стало несколько легче. Конечно, впереди был долгий и мучительный курс реабилитации, но Кустодиев не терял веры, что болезнь отступит.

Оказавшись после операции в инвалидной коляске, Борис Михайлович не прекращал работать
Оказавшись после операции в инвалидной коляске, Борис Михайлович не прекращал работать

Картина-праздник

Долгие месяцы вынужденного бездействия были проведены не напрасно. За это время у Бориса Михайловича скопилась масса идей. Когда ему разрешили передвигаться в инвалидной коляске, он снова вернулся к работе – теперь именно она была его счастьем и спасением. Врачи категорически запрещали живописцу писать, однако он не слушал их.

Именно тогда, после долгих переживаний и мук, на свет появилось яркое и жизнерадостное полотно «Масленица». Эта работа получила высокую оценку Ильи Репина. Глядя на него, сложно представить, что столь радостное праздничное изображение было написано тяжело больным человеком, превратившимся в инвалида и страдающим от своего физического увечья.

Борис Михайлович Кустодиев «Масленица», 1916 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Борис Михайлович Кустодиев «Масленица», 1916 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Работа вопреки запретам

Несмотря на проблемы со здоровьем, эта пора оказалась одним из наиболее плодотворных периодов в жизни Кустодиева. В 1922 году он написал портрет знаменитого певца Фёдора Шаляпина, параллельно работал над полотном «Русь ушедшая», а также трудился над пропагандистскими плакатами и иллюстрациями к обложкам коммунистических изданий. Также Борис Михайлович занимался оформлением книг, создавал картины в качестве украшения календарей и делал листовки.

В эту пору он много работал над иллюстрациями к сборнику «Сказки Пушкина». Борис Михайлович с удовольствием находил идеи, ведь сами произведения великого русского поэта были источником его вдохновения. Эти сказки, волшебные и удивительные, были так непохожи на серую обыденность жизни Кустодиева. С помощью красок он старался придать своей жизни ярких тонов, и благодаря творчеству это удавалось. Борис Михайлович действительно «раскрашивал» свою жизнь.

Борис Михайлович Кустодиев «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина», 1922 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Борис Михайлович Кустодиев «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина», 1922 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

«Русская Венера»

Почти год Борис Кустодиев писал одну из самых знаменитых своих картин – «Русскую Венеру». Доктора запрещали ему работать подолгу, поэтому на полотно живописец выделял по паре часов в день. Для создания картины у него не было готового холста. Тогда художник взял свою же картину «На террасе» и начал писать на обратной стороне. Каждая минуты работы приносила ему невыносимые страдания, но живописец держался – он понимал, что «Русская Венера» может стать его последней работой. Умереть, не завершив творения, он не мог – не позволял себе.

На этой картине, как и на многих полотнах Кустодиева, изображена молодая женщина, деревенская красавица, пышущая здоровьем. «Кустодиевские женщины» – это пышногрудые полные дамы в поре своего расцвета. Наверное, здесь есть нечто общее с «рубенсовскими женщинами» в живописи.

При этом сам Борис Михайлович не мог сказать, что является ценителем пышных дам. Друг и биограф Бориса Михайловича Всеволод Воинов отмечал, что идеалом красоты для художника были вовсе не такие «Венеры» и «купчихи», которых он изображал на картинах. Но, собираясь написать изящную стройную барышню, он не чувствовал вдохновения:

«Изящные красавицы его не вдохновляют и не кажутся интересными».
Борис Михайлович Кустодиев «Русская Венера», 1925-1926 годы Местонахождение: Государственный художественный музей, Нижний Новгород, Россия
Борис Михайлович Кустодиев «Русская Венера», 1925-1926 годы
Местонахождение: Государственный художественный музей, Нижний Новгород, Россия

Последние месяцы жизни

«Русская Венера» стала своего рода итогом жизни Бориса Кустодиева, символом его вечной борьбы – теперь уже с самой смертью. Работа над картиной превратилась для него в мучение, но сила духа и стойкость, которые демонстрировал мастер, казались немыслимыми. Один из его друзей вспоминал:

«Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок… грядущую смерть…»

Состояние здоровья Бориса Михайловича становилось всё хуже. В начале 1927 года он обратился в Народный комиссариат просвещения, прося разрешения отправиться на лечение за границу, в Германию. Субсидию и разрешение он получил спустя месяц, но воспользоваться ими, увы, уже не успел. Загранпаспорт подготовили к началу июня, но десятью днями ранее живописца не стало. Очень точно о нём выразился Фёдор Шаляпин:

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-нибудь видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве…».
На обратной стороне этой картины была написана «Русская Венера» Борис Михайлович Кустодиев «На террасе», 1906 год Местонахождение: Государственный художественный музей, Нижний Новгород, Россия
На обратной стороне этой картины была написана «Русская Венера»
Борис Михайлович Кустодиев «На террасе», 1906 год
Местонахождение: Государственный художественный музей, Нижний Новгород, Россия

Завершая свой рассказ о Борисе Кустодиеве, я хочу попросить вас: пересмотрите его произведения, просто взгляните на самые разные его картины. В жизни этого человека было немало разочарований, потерь, боли, мучений. Но всё это он старался оставить за пределами творчества. С нами, зрителями, он делился лишь самыми светлыми чувствами и впечатлениями. Кустодиев считал своим долгом дарить яркость тонов и радость праздников, которые изображал на своих полотнах. Он был тем, кто безумно любил жизнь, и не боялся делиться этой любовью с каждым человеком.

На обложке: Фрагмент картины Бориса Михайловича Кустодиева «Автопортрет» («На охоте»), 1905 год. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий