В адрес картины «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» её автору пришлось услышать немало критики. Одни считали, что Жак-Луи Давид лишь продемонстрировал «неприкрытую пропаганду», другие заявляли, что полотно «деревянное» и безжизненное, третьи отмечали, что среди работ мастера есть и гораздо более яркие и эффектные. Но даже среди критиков сложно найти человека, который бы поспорил с очевидным: картина Давида – лучший из портретов знаменитого французского императора.
Современники рассказывали, что во время работы над картиной «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» живописцу пришлось вступить в некое негласное противостояние с Наполеоном. Оба отличались непростыми характерами, а Бонапарт считал, что ему не стоит тратить время на позирование. Однако Жак-Луи одной фразой сумел переубедить его в этом. Что же он сказал Наполеону? И какова история этой известной картины?
Предшествующие события
Знаменитый портрет Наполеона создавался всего за четыре месяца – работу над ним Жак-Луи Давид начал в середине осени 1800 года, а завершил картину к январю следующего года. В ту пору Франция переживала важные исторические события – происходил переход от одной эпохи к другой, символизировавший кардинальные перемены в общественном и государственном устройстве.
После длительного постреволюционного террора и неопределённости Франция наконец стала крепнуть, накапливая силы. Немаловажную роль в этом преображении страны сыграл молодой полководец Наполеон Бонапарт. Он назначил себя первым консулом и по факту стал самым влиятельным человеком в государстве.
В мае 1800 года Наполеон провёл свои войска через перевал Сен-Бернар в Альпах. Затем, разгромив австрийские войска, захватившие Италию, он становил свою власть на новых территориях.

Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Заказ картины
Эта победа позволила Бонапарту сблизиться с королём Испании и укрепить отношения между двумя странами. Военный триумф Бонапарта должен был увековечить на своём полотне Жак-Луи Давид, которого император выбрал в качестве своего живописца. В дальнейшем именно Давид приобретёт прозвище «художник Наполеона», а также напишет ряд картин, посвящённых французскому императору.
Тогда же Наполеон, занимавший «скромную» должность первого консула, не слишком содействовал мастеру. Он считал, что позирование занимает слишком много времени, а потому попросил, чтобы Давид писал картину без его участия. Своё решение Бонапарт даже аргументировал определёнными доводами:
«Никто не знает, похожи ли портреты великих людей на них самих, достаточно того, что их гений живет в этих картинах».
Вот только и сам Жак-Луи был не промах. В качестве «реквизита» у него имелись мундир Наполеона и его конь. Но, согласитесь, этого было слишком мало, чтобы создать полноценный портрет. Современники вспоминали, что живописец ответил Наполеону в том же духе:
«Разумеется, через двести лет не будут знать, похож ли ваш портрет на вас или нет. Однако значительно раньше ваш портрет увидят люди, которые живут сейчас и хорошо вас знают. Полагаю, господин генерал, они будут весьма удивлены, если ваша лошадь будет похожа на себя, а вы – нет».

Местонахождение: Национальный музей, Мальмезон, Франция
Лучший из портретов
В конце концов Бонапарт сдался и даже выделил несколько дней на сотрудничество с Давидом. Стоит признать, не зря. Идея написать конный портрет принадлежала самому Наполеону. Необходимо было показать власть и величие нового правителя Франции.
Примечательно, что на самом деле Наполеон вовсе не возглавлял переход через перевал. Он прошёл через него спустя пару дней после войска, причём восседал вовсе не на коне, а на спине мулла, которому легче было идти в горной местности. Но, согласитесь, пропаганда существовала всегда, и Жак-Луи Давид просто немного приукрасил действительность.
Картина настолько понравилась французам и иностранцам, приезжавшим в Париж, что вскоре Давиду пришлось сделать ещё несколько версий полотна. Третий вариант работы мастера был помещён в библиотеке Дома инвалидов. Говорили, что многие приезжие посещали это место исключительно ради того, чтобы увидеть «тот самый портрет Наполеона».
После реставрации Бурбонов картина была спрятана в запасники Лувра, а в 1837 году, когда во Франции осталась лишь одна версия великого полотна, король Луи-Филипп приказал извлечь её из хранилища и разместить в Версальском дворце.

Поль Деларош «Бонапарт, пересекающий Альпы», 1850 год
Местонахождение: Художественная галерея Уокера, Ливерпуль, Великобритания
Особенности полотна
Как и многие верховые картины, «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» – полотно, ставшее символом власти. Мы видим Наполеона, который изображён на вставшем на дыбы скакуне. Перед ним возвышается гора, на заднем плане движутся французские солдаты. Правая рука Бонапарта поднята вверх. Он словно бы указывает путь войскам – к горе. А ещё этот жест олицетворяет движение самого Наполеона – к вершине славы.
На этой картине пейзаж не стоит воспринимать как самостоятельную составляющую. Он – лишь декорация для главного героя. Так, например, на скале слева внизу мы видим высеченные имена великих полководцев – Ганнибала, Карла Великого и Наполеона Бонапарта. Кроме того, Давид явно несколько искажает масштаб, позволяя своему герою и его коню доминировать на фоне элементов пейзажа. Всё здесь подчёркивает величие и власть Наполеона. Автор полотна с помощью кистей и красок говорит, что имя его героя будет бессмертно и останется в веках.

Местонахождение: Версальский дворец, Франция
«Бонапарт на перевале Сен-Бернар» – картина яркая и экспрессивная. Да, некоторые её ругают за обилие пропаганды и наличие художественного вымысла. Однако она в полной мере выполняет функцию живописного искусства – говорить без помощи слов и демонстрировать видение художника. Согласитесь, это действительно лучший из наполеоновских портретов.