«Большая волна в Канагаве» – в чём секрет популярности японской гравюры?

Искусство

Создавая свою гравюру «Большая волна в Канагаве», её автор Кацусика Хокусай и представить не мог, что это творение станет невероятно популярным. Изображения на обложках книг, футболках, чашках, обоях – это только небольшой список того, что украшала «Большая волна». Неслучайно эту картину называют одной из самых известных работ восточного мастера.

Причём при первом взгляде на неё европейцы могут вовсе не понять, что же особенного в этой гравюре. Она напоминает скорее книжную иллюстрацию, нежели привычный для нашего глаза шедевр. Но дело здесь и в разнице культур, и в особенностях этого творения. Как же Хокусай создавал своё произведение? И почему оно приобрело популярность столь огромного масштаба?

Мастер гравюр

Начиная свой рассказ о «Большой волне в Канагаве», я хочу отметить, что в Японии гравюры были значительно популярнее, нежели обыкновенные картины, написанные на холсте. Первые росписи деревянных поверхностей встречаются уже в XIII веке, хотя в ту пору они чаще всего служили для отражения религиозных сюжетов. Однако ко времени Хокусая (а это XIX столетие) мастера гравюр всё чаще затрагивают светскую тематику. При этом авторы получили простор для творчества – они могли изображать и изящных гейш, и красоту японской природы, воспетую поэтами.

Над «Большой волной в Канагаве» Кацусика Хокусай работал достаточно долгий период. Он начал писать её ещё в 1823 году, а завершил работу лишь через восемь лет. Он постарался максимально ярко и при этом со свойственным работам азиатских мастеров колоритом изобразить мощь и высоту волны, грозную и величественную красоту стихии. Это был тот самый случай, когда художник переносил на полотно стихи поэтов, которые так ценились в Стране восходящего солнца. Как писал Окума Котмити:

«В мире у меня
Ничего нет своего –
Только, может быть,
Эти горы и моря,
Что в картину перенёс…».

Как мне кажется, эти слова в полной мере можно отнести и к творчеству Хокусая. Среди сотен тысяч гравюр японских мастеров именно «Большая волна в Канагаве» стала самым известным произведением искусства – по популярности она не уступает «Рождению Венеры» Боттичелли или «Сикстинской Мадонне» Рафаэля.

Кацусика Хокусай, «Большая волна в Канагаве», 1823-1831 годы Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Кацусика Хокусай, «Большая волна в Канагаве», 1823-1831 годы
Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Любовь и мастерство

Впервые публика увидела «Большую волну» в 1832 году. Она вошла в серию «Тридцать шесть видов Фудзи». Что интересно, картина, предназначенная для японского зрителя, поразила многих европейцев. Что же особенного было в этой картине?

Как мне кажется, «секрет» Хокусая крылся в двух особенностях его знаменитой работы. Во-первых, он искренне любил природу своей родины и старался изобразить её с душой, полностью проникаясь моментом, которому был посвящён сюжет гравюры. Несомненно, в этом заключалась часть успеха «Большой волны».

А вот второй «изюминкой» творчества Хокусая и конкретно этой работы стали символы. На переднем плане мы видим огромную волну, готовую обрушиться на небольшие баржи, которые изображены в центре гравюры. Такие судёнышки использовались во времена Хокусая рыбаками и, разумеется, нередко попадали в шторм. Каждый выход в море был связан с огромным риском для жизни, но эти отважные люди снова и снова отправлялись на борьбу со стихией.

В картине присутствуют динамика, драматизм борьбы человека и природы
В картине присутствуют динамика, драматизм борьбы человека и природы

«Когти» волны и две Фудзи

Вся грозная сила и мощь природы показана на этом творении мастера. Только посмотрите на вершину волны и изгибы на самом её краю. Они напоминают когти, и может показаться, что перед нами – вовсе не водная стихия, а какая-то огромная когтистая лапа хищника, желающего схватить людей. Те кажутся совершенно беззащитными, а сами лодки напоминают игрушки в руках суровой стихии.

Как истинный японец, Хокусай запечатлел на гравюре главную гордость и святыню своего народа – гору Фудзи. При этом увидеть её можно в двух местах гравюры. Ну конечно, вы заметили её на заднем плане – она высока и величественна. Кажется, что даже драма, которая разворачивается на переднем плане, не способна вызвать смятение этой могучей вершины.

Однако есть на гравюре и вторая Фудзи. Присмотритесь к малой волне, той, которая находится ниже, чем грозная громада с «когтями». Она словно бы повторяет очертания Фудзи. Такое загадочное повторение образа указывает и на единство природы, и на вечную силу священной горы.

Когтистая волна вот-вот обрушится на рыбацкие лодки
Когтистая волна вот-вот обрушится на рыбацкие лодки

Секреты Хокусая

Но всё-таки – почему именно «Большая волна в Канагаве» стала самой популярной работой Хокусая (ведь он создал немало прекрасных гравюр – но ни одна из них не превзошла эту работу)? Как считают искусствоведы, в этом творении соединились традиционный японский и европейский стили.

Несмотря на классический для Японии стиль изображения природы, Хокусай сделал акцент на отельном эпизоде и явлении, что больше соответствует принципам европейской живописи. Кроме того, «Большая волна» – гравюра, наполненная драматизмом.

И если прежде японские мастера писали своего рода «пасторальные» гравюры о повседневной жизни, странствиях или созерцании красот, то в этом произведении мы видим динамику, борьбу человека и природы, а это, конечно, не может не вызвать эмоций зрителя. Хокусай же совершил настоящую революцию, создав в стиле уктиё-э, который подразумевал изображение бытовых сцен и картинок для увеселения, гравюру, наполненную драматизмом и способную произвести сильнейшее впечатление на зрителя.

На картине будто две Фудзи - одна видна на горизонте, а вторая угадывается в очертаниях малой волны
На картине будто две Фудзи – одна видна на горизонте, а вторая угадывается в очертаниях малой волны

Надо признать, что «Большая волна в Канагаве» – работа своеобразная и удивительная. Конечно, далеко не каждому современному человеку придётся по душе стиль Хокусая, но это вовсе не умаляет заслуг автора. Согласитесь, не так-то просто создать гравюру-иллюстрацию, которая вызывает сильные эмоции у публики и является самым узнаваемым творением среди прочих работ соотечественников. «Большая волна» Хокусая позволяет нам задуматься о вечной борьбе, которую ведёт человек – как с природой, так и с самой судьбой.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий