«Большая одалиска» – зачем Жан Энгр намеренно «изувечил» героиню своего полотна?

Искусство

Когда мир впервые увидел знаменитую картину Жана Энгра «Большая одалиска», французские критики тут же разразились шквалом критики. Изображённую на полотне девушку называли уродиной и «безжизненной тенью», заявляли, что она выглядит больной и бескровной. Но к таким нападкам живописцу было не привыкать. Его уже давно освистали на родине, а потому он переехал в Неаполь.

Именно там он и создавал своё полотно, заказанное королевой Каролиной Мюрат, сестрой Наполеона Бонапарта. Но правительница так и не получила своего заказа. Она была свергнута и пустилась в бега. Картина Энгра так и осталась в его мастерской. Конечно, уродиной героиню полотна назвать нельзя. Но почему и сегодня учёные (а именно – врачи) говорят, что Энгр изобразил «увечную» женщину, причём сам намеренно «искалечил» её на полотне?

Одалиска и критики

Как я уже сказала, «Большая одалиска» стала заказом королевы Неаполя Каролины. Но после падения Наполеона произошли кардинальные изменения в политической обстановке Европы – теперь уже многим правителям было не до произведений искусства. Именно тогда Энгр и решил представить публике свою работу на выставке.

«Выпуклость мышц, бугорки и впадины, ямочки и изгибы – всё здесь совершенство!».

Эти слова принадлежат знаменитому французскому поэту Шарлю Бодлеру. Однако не все соотечественники разделяли его мнение. Многие критики тут же заметили, что на этой картине Энгра «рука без костей». Его уже не раз обвиняли в том, что он изображает женские руки настолько гибкими, будто в них вовсе отсутствует костная основа.

Жан Огюст Доминик Энгр «Большая одалиска», 1814 год Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Жан Огюст Доминик Энгр «Большая одалиска», 1814 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Кроме того, критики придрались и к левой ноге. Как показали исследования, нога не может лежать под таким углом, если с ней всё в порядке. Выходит, Энгр намеренно «вывихнул» ногу своей одалиски, чтобы продемонстрировать её изящество и красоту. Но зачем?

Дело в том, что Жан Огюст Доминик Энгр был сторонником «совершенной» живописи. Он стремился изображать поистине идеальных женщин, причём нередко приукрашивал некоторые особенности их фигуры – во имя красоты и эффекта. Нравились эти приёмы далеко не всем.

Его учителем был Жак Луи Давид, который считал, что на картинах необходимо демонстрировать анатомически идеальное тело. Но Энгр в этом стремлении пошёл дальше – он решил, что иногда позволительно и несколько видоизменить анатомию, чтобы достигнуть совершенства. Тем не менее поза одалиски стала заимствованием с картины Жака Луи Давида «Портрет мадам Рекамье».

Жак Луи Давид «Портрет мадам Рекамье», 1800 год Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Жак Луи Давид «Портрет мадам Рекамье», 1800 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Лишние позвонки

Но самой интересной особенностью является спина изображённой одалиски. Уже во время той самой первой выставки, когда Энгр продемонстрировал свою картину публике, критики заметили, что тело изображённой женщины кажется слишком длинным. Наблюдалось явное несоответствие нормальным пропорциям.

А уже в нашем веке учёные решили поставить эксперимент, чтобы выявить, что же изменил в теле одалиски живописец. В опыте приняли участие несколько десятков моделей, чей рост превышал 175 см. После изучения особенностей женщины и сравнения позы с реальным вариантом оказалось, что Энгр добавил своей одалиске минимум 3 дополнительных позвонка.

Кроме того, у современных женщин таз не позволял скручиваться таким образом, чтобы полностью воссоздать позу героини полотна Энгра. Впрочем, здесь я могу добавить, что у восточной танцовщицы явно вышло бы повторить этот изгиб. Но, конечно, длину тела воспроизвести нельзя.

Что интересно, на самом деле среди людей можно встретить обладателей лишних позвонков, причём далеко не всегда это является увечьем. Вот только в этом случае речь идёт об одном дополнительном позвонке, но вовсе не о 3-5, как у красавицы, написанной Энгром.

Энгр добавил своей одалиске минимум три дополнительных позвонка
Энгр добавил своей одалиске минимум три дополнительных позвонка

Совершенство Энгра

Но для чего мастер решил «нарастить» целый позвоночный отдел? И снова ответ прежний – во имя красоты. Художник был неравнодушен к женским спинам (впрочем, как и многие мужчины), а потому решил изобразить одалиску наиболее эффектно и ярко. Чтобы достигнуть максимальной выразительности, он даже отошёл от анатомических норм.

Кстати, врачи говорят, что если бы женщина, изображённая Энгром, существовала на самом деле, она вряд ли смогла бы дожить до взрослого возраста и была бы совершенно беспомощна. Но, конечно, позировал мастеру совершенно здоровый человек – «изувечена» одалиска была уже в процессе работы.

Несмотря на эти отступления от природных канонов, картина «Большая одалиска» продолжает вызывать восхищение. Критики называли её уродливой, но она, напротив, очень мила и имеет привлекательную внешность. Быть может, удлинённое тело стало в этом варианте неким символом отдалённости разума и чувств.

Взгляните на лицо красавицы – её глаза холодны и бесстрастны, а вот в теле заметен чувственный изгиб. В ту пору в Европе считали, что одалисками в Турции называют наложниц (на самом деле они были служанками). Как мне кажется, Энгр стремился показать непростую участь этих девушек. Они должны были жить не чувствами, но рассудком, а в их жизни не было место собственным желаниям и любви.

Глаза красавицы холодны и бесстрастны, хотя в теле заметен чувственный изгиб
Глаза красавицы холодны и бесстрастны, хотя в теле заметен чувственный изгиб

Вывернутая нога, лишние позвонки, бескостная рука – может показаться, что описывается некое страшное увечье. Однако «Большая одалиска» Энгра демонстрирует нам красивую соблазнительную женщину. Художник намеренно отошёл от анатомических канонов, чтобы создать некий собственный идеальный образ. Стоит ли его за это осуждать? Я считаю, нет. О творении Энгра очень точно высказался Клод Роже-Маркс, с которым сложно не согласиться:

«Разве не возникает при виде его (Энгра) одалисок чувство, что он пронзён желанием и сами его деформации полны неги?».
МУСАГЕТ
Добавить комментарий