Безумие, нищета, самоубийство – печальные судьбы муз великих художников

Искусство

Истории женщин-муз, которые вдохновляли на создание великих творений живописцев, всегда интересны. Но чаще всего нам приходится слышать о любви и счастье, окрылявших живописцев. А вот о тех музах, которые были погублены гениями, почему-то часто умалчивают.

А ведь было немало таких женщин, которые положили на алтарь искусства собственные жизни. Ими восхищались, их красоту воспевали, их образы стали бессмертными на знаменитых полотнах, однако ни личного счастья, ни любви они так и не познали. Именно о таких несчастных вдохновительницах, погубленных художниками, я расскажу сейчас. Итак, для кого оказалась роковой встреча с Ван Гогом? Кого довёл до безумия Роден? И чьим «проклятием» стал Пабло Пикассо?

«Спаситель» Ван Гог

Винсент Ван Гог принадлежал к тем людям, которые в зрелые годы страстно мечтают о семейной жизни и личном счастье. Как он отмечал в письмах к приятелям, «лучше плодить детей, нежели картины». Однако своих муз художник искал в весьма сомнительных местах, а именно – в публичных домах. При этом Ван Гог стремился общаться исключительно с немолодыми и некрасивыми проститутками, которых ему нравилось воспитывать и вести с ними душеспасительные беседы.

Во время одной из прогулок по борделям он встретил беременную Клазину Хорник. Отец будущего ребёнка не желал иметь ничего общего с женщиной, а потому она, по сути, оказалась на улице. Ван Гог пожалел несчастную и нанял её в качестве модели для своих картин. Когда Клазина произвела на свет ребёнка, живописец принял его как своего и стал заботиться о всех членах внезапно обретённой семьи.

Винсент Ван Гог «Автопортрет», 1887 год Местонахождение: Художественный институт, Чикаго, США
Винсент Ван Гог «Автопортрет», 1887 год
Местонахождение: Художественный институт, Чикаго, США

Для Хорник встреча с живописцем стала настоящим спасением. В то же время отношения её с мастером нельзя было назвать безоблачными. Винсент не раз подумывал о женитьбе, но решиться на такой шаг не мог. Он не считал, что по-настоящему любит Син (так художник называл свою музу), да и родные воспротивились бы его браку с бывшей проституткой. Как писал сам живописец:

«Оставить её – значит снова толкнуть на путь проституции, а этого та рука, которая пыталась спасти её, сделать не может».

В конце концов, поддавшись на уговоры брата, Ван Гог просто разорвал отношения с женщиной, благодаря которой создал немало прекрасных картин. Она снова вернулась в бордель, а потом, уже в старости, оказалась на улице. На склоне лет нищая Клазина занималась попрошайничеством и бродяжничеством. Однако ей, как оказалось, ещё повезло – участь других муз оказалась ещё более печальной.

Винсент Ван Гог «Син с сигарой, сидящая на полу напротив огня», 1882 год Местонахождение: Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
Винсент Ван Гог «Син с сигарой, сидящая на полу напротив огня», 1882 год
Местонахождение: Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды

Горе и безумие

А вот вдохновительницей знаменитого скульптора Огюста Родена стала его ученица Камилла Клодель. Способная девушка в девятнадцать лет перебралась жить к своему учителю, который годился ей в отцы. Камилла устроилась подмастерьем у скульптора, но верила, что он вскоре сделает ей предложение. Однако сам Роден не хотел разрывать отношения с супругой, о которой Клодель ничего не знала.

А потом из-за несчастного случая у Камиллы прервалась беременность. Потеря ребёнка так потрясла молодую женщину, что та погрузилась в глубокую депрессию. Узнав всю правду о своём возлюбленном, Камилла обвинила Родена в краже её идей.

Она ушла от учителя и стала самостоятельно заниматься творчеством. Но, несмотря на коммерческий успех работ Клодель, состояние её здоровья становилось всё хуже и хуже. Во время одного из нервных припадков Камилла уничтожила все работы в своей мастерской, а спустя время превратилась в отшельницу, которая избегала людей. Свои дни женщина закончила в психиатрической лечебнице, где провела целых 30 лет.

Камилла Клодель, 1886 год
Камилла Клодель, 1886 год

Погубленная жизнь

Пабло Пикассо, знаменитый живописец и ловелас, тоже разбил не одно нежное женское сердце. Сам он не скрывал этого, а напротив, говорил:

«Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость».

Одной из жертв и по совместительству вдохновительницей прославленного мастера стала Дора Маар. Она была фотохудожницей, причём именно благодаря этой женщине Пикассо сумел выйти из творческого кризиса, переключившись на авангард. Дора была особой эмоциональной, а порой позволяла себе устраивать истерики, что уж точно не нравилось живописцу. Сам Пикассо признавался, что несколько раз бил Маар, причём отмечал, что в слезах она становится ещё прекраснее.

Их роман завершился через семь лет, причём в ту пору Дора уже имела серьёзные психические проблемы. Лишь благодаря поддержке давнего приятеля Маар смогла покинуть лечебницу, в которой некоторое время находилась. Однако прежней женщина так и не стала. Она практически не общалась с людьми, не выходила из дома, многие годы страдала от одиночества и нищеты. Только после её смерти был обнаружен фотоальбом, полный удивительных работ. Несомненно, Дора Маар стала бы известной и популярной фотохудожницей, если бы на её пути не появился Пикассо.

Дора Маар, 1948 год
Дора Маар, 1948 год

Он был её смыслом жизни

А вот жизнь музы и возлюбленной живописца Амедео Модильяни, Жанны Эбютерн, завершилась и вовсе трагически. Она училась в Академии Коларосси, а также подрабатывала моделью, позируя художникам. Обаятельный Модильяни сразу же покорил сердце Жанны, и между ними вспыхнул бурный роман.

Современники описывали Эбютерн как девушку застенчивую, скромную и добрую. Её образ стал главной темой в творчестве Амедео. Вопреки воле своих родителей Жанна переехала жить к Модильяни, а спустя некоторое время в Ницце на свет появилась их дочь Жанна. Когда пара вернулась в Париж, Эбютерн сообщила возлюбленному, что ждёт второго ребёнка. Но родиться ему было не суждено.

В ту пору живописец страдал от туберкулёза, его состояние стремительно ухудшалось. 24 января 1920 года Модильяни умер. На следующий день за Жанной приехали её родственники и увезли женщину домой. Но несчастная так и не смогла смириться с потерей любимого человека. Беременная Жанна покончила с собой, выбросившись из окна.

Жанна Эбютерн, 1916 год
Жанна Эбютерн, 1916 год

Как видите, далеко не всегда женщины, чьи образы увековечены на полотнах живописцев, были счастливы и любимы. Порой их постигала трагическая участь несчастных муз, которые отдали всё во имя служения гению, но усилия эти так и остались неоценёнными.

На обложке: Пабло Пикассо и Дора Маар

МУСАГЕТ
Добавить комментарий