Без хромакея и компьютерной графики – как снимали высотные сцены в фильме «Высота»?

Искусство

Художественный фильм «Высота» вышел на экраны в 1957 г. Картина рассказывает о бригаде монтажников, приехавших на строительство доменной печи.

По сюжету герои работают на металлургическом заводе, поэтому и съемки проходили на настоящем заводе в Днепродзержинске. А так как главные герои – верхолазы, то без множества высотных сцен в фильме не обошлось.

Метод блуждающей маски

Конечно, в кинематографе 50-х гг. и слыхом не слыхивали про хромакей и компьютерную графику. Когда нужны были эпизоды, которые сложно или невозможно снять в реальных условиях, прибегали к помощи комбинированной съемки. Существовало несколько методов такой съемки. Один из них – «блуждающая маска». Эта техника была передовой для советского кино тех времен и позволяла совмещать в одном кадре актеров, снятых отдельно от фона.

«Блуждающую маску» применили для съемок высотных сцен в фильме «Высота». Сейчас эту технологию полностью вытеснил хромакей. Для современного зрителя старый способ съемки, конечно, выглядит нелепым и непривычным. Но для зрителей 50-х это было новаторским методом. Размытая и явно неестественная картинка на фоне более четкого изображения актеров и декораций в кадре воспринималась вполне реалистично.

Главным «кудесником» высотных сцен был оператор комбинированных съемок Б. Горбачев. Он снимал актеров в павильоне «Мосфильма», а затем совмещал с панорамой настоящего завода. Работа была непростая. Несмотря на то, что фильмы тогда были черно-белые, все равно нужно было подогнать две картинки по освещению и оттенкам. «Высота» изначально снималась на цветную пленку, поэтому требовалась еще работа с цветом. Горбачев был специалистом, прикрепленным к съемочной группе именно для съемки сцен, связанных с риском для жизни. А в «Высоте» таких эпизодов множество.

Многие высотные сцены были сняты вживую, а актеры выполняли трюки без помощи каскадеров
Многие высотные сцены были сняты вживую, а актеры выполняли трюки без помощи каскадеров

Актерский подвиг Рыбникова и Макаровой

Передовые технологии – это, конечно, хорошо. Но фильму все равно не хватило бы достоверности, если бы герои-верхолазы на самом деле не забирались на многометровую высоту. Возможно, о том же думали и актеры, исполнившие главные роли. Если общие кадры и самые сложные сцены снимали методом комбинированной съемки, то многие трюки актеры выполняли сами.

Так, во время съемок на строительстве настоящей доменной печи Николай Рыбников расцарапал себе ладони, когда спускался вниз по канату с 60-метровой высоты. Инна Макарова, исполнявшая главную женскую роль, рассказывала: «Коля пронесся мимо меня со скоростью ветра, так, что я отшатнулась». Сам Рыбников вспоминал, что после дубля еле-еле смог унять дрожь в коленях.

Николай Рыбников стёр руки в кровь, но сцену спуска с высоты по канату со второго дубля сняли
Николай Рыбников стёр руки в кровь, но сцену спуска с высоты по канату со второго дубля сняли

Однако на этом подвиг актера не закончился. Оказалось, что он забыл надеть перчатки и слишком быстро спустился. Необходимо было переснимать, хотя такие сложные сцены обычно снимают с одного раза. Кожа на ладонях актера была стесана, но он надел перчатки и выполнил трюк еще раз. В фильм как раз и попал второй дубль этой сцены.

Еще один сложный трюк, который Николай Рыбников исполнил сам, был в сцене с креплением большой железной детали. Поднялся сильный ветер, деталь раскачалась, и герой Рыбникова должен был, обмотавшись тросом, прыгнуть на эту деталь. Съемки проходили на настоящей высоте. Рыбников великолепно исполнил трюк. Однако режиссер Александр Зархи больше не хотел испытывать удачу и в самых опасных сценах все же заменял артистов каскадерами.

Инна Макарова тоже успела довести второго режиссера чуть ли не до сердечного приступа. Он панически боялся высоты, но должен был лезть за актрисой на доменную печь. Сцены, где героиня Инны Макаровой отплясывает на доске, прикуривая сигаретку, снимались вживую. Актриса не побоялась подняться на 60-метровую высоту. Макарова вспоминала:

«Конечно, было страшно. Главное было – не смотреть вниз во время работы, чтобы голова не закружилась».
Танцы Инны Макаровой на доске довели второго режиссёра чуть ли не до сердечного приступа
Танцы Инны Макаровой на доске довели второго режиссёра чуть ли не до сердечного приступа

Возможно, именно из-за таких сцен, снятых благодаря самоотверженности артистов и съемочной группы, фильм получился душевным и настоящим. И пусть некоторые кадры в техническом плане выглядят несовершенно, вся съемочная команда в прямом и переносном смысле отработала на высоте.

На обложке: Кадр из фильма «Высота», 1957 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий