Бережливый человек, фанатичный приверженец здорового образа жизни, ценитель творчества Толстого и обладатель репутации настоящего скупердяя – именно таким был знаменитый русский художник Илья Репин. Многим из нас знакомы его картины, однако очень редко мы задумываемся о том, каким же был автор известных полотен. Как правило, всё ограничивается лишь знакомством с определённым творческим периодом и детальным изучением картины.
А ведь жизнь самого Ильи Ефимовича была насыщенной и интересной – не менее, чем его творения. И в творчестве, и в жизни он умел быть настоящим реалистом, видевшим всё без прикрас и не смотревшим на мир через «розовые очки». Он тонко чувствовал настроения в обществе, перемены, происходившие в России, и с особенной точностью воспроизводил детали в своих работах. А ещё Репин был крайне неординарным человеком, имевшим немало странностей. Каким же был творческий путь русского живописца? Как Илья Репин вызвал недовольство императора и стал «царским художником»?
Семья Репиных
В 1844 году в городке Чугуеве, расположенном в Харьковской губернии, в семье военнослужащего родился мальчик. Малыша решили крестить под именем Илья – тогда, принимая поздравления от родственников, Ефим Репин не подозревал, что его сын прославится на всю Россию, а известность его распространится далеко за пределы родной страны.
Дед Репина по отцовской линии занимался торговлей, отец был «билетным солдатом». Став старше, Илья Ефимович часто вспоминал, как родитель нередко отправлялся на Донщину и оттуда пригонял табуны лошадей.
В пору службы Ефим Репин принимал участие во многих сражениях, был отмечен наградами. Пройдёт много лет, но тот самый малец Илья сохранит на всю жизнь память о харьковских землях и особенном малороссийском колорите, который передаст зрителю через многие свои картины.

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Дед живописца по материнской линии тоже имел прямое отношение к военному делу. Много лет он отдал военной службе. Своей дочери и матери будущего живописца, Татьяне Степановне, он дал хорошее образование. Знакомые Репиных вспоминали, что Татьяна была чутким и внимательным человеком, женщиной умной и доброй. Детям она нередко читала произведения знаменитых классиков – Пушкина, Толстого, Лермонтова.
В дальнейшем Татьяна Степановна даже организовала небольшую местечковую школу, куда могли приходить и дети, и взрослые. Поскольку семья Репиных жила небогато, периодически мать Ильи занималась пошивом шуб на заячьем меху. Как вспоминал художник, она всё время много работала, не позволяя себе и минуты отдыха. Эта женщина видела смысл жизни в помощи своим близким и людям, которые нуждались в ней.

Местонахождение: Национальная галерея, Прага, Чехия
Преображение мира
В доме Репиных частым гостем был двоюродный брат Ильи Трофим. Именно он однажды принёс юному Илюше акварельные краски. «Это что такое?» – удивился мальчик. Вместо ответа Трофим раскрасил арбуз в детской азбуке. Прямо на глазах юного Репина произошло, как он писал, «оживление» арбуза, превратившегося из чёрно-белого изображения в совершенно яркий «настоящий» плод. С той поры Илья уже не мыслил свою жизнь без красок. Они были для него не только способом изобразить какую-то идею, но и возможностью преобразить мир. Как отмечал сам живописец:
«Чтобы меня утешить, Трофим оставил мне свои краски, и с этих пор я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни».
Уже тогда, глядя на маленького Илью, увлечённо рисующего в своём альбомчике, родители понимали, что его будущее непременно должно быть связано с рисунками. Однако о живописи тогда никто не думал – востребованными считались более «приземлённые» профессии. После окончания обучения Илья Ефимович поступил в школу топографов.
Эта специальность требовала «твёрдой руки» для произведения измерений и создания чертежей. Вероятно, Репин бы и правда стал топографом, однако через некоторое время учебное заведение было упразднено, а его прежним «неприкаянным» учащимся нужно было искать новое место работы или учёбы.

Илья Ефимович Репин «Портрет Трофима Петровича Чаплыгина», 1877 год
Местонахождение: Художественный музей, Харьков, Украина
Молодой иконописец
Видимо, сама судьба вела Илью Репина. Через некоторое время он устроился в иконописную мастерскую к художнику И.М.Бунакову. Спустя несколько месяцев слава о талантливом ученике иконописца уже распространилась за пределы Чугуева.
К молодому мастеру стали обращаться приезжавшие сюда подрядчики и позолотчики. Через некоторое время Репин решил оставить мастерскую – ему предложили работать в иконописной артели, которая ездила по городам.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Надо признать, что уже тогда он стал получать достаточно большую оплату за работу – 25 рублей в месяц, что в то время для простой крестьянской семьи было целым состоянием, а для военнослужащих считалось небольшим жалованием.
По мере выполнения заказов артель перемещалась из города в город. Так однажды Репин оказался в Острогожске. Там он узнал, что один из местных жителей, выучившись в Академии художеств, уже получил золотую медаль за свою картину. Речь шла об Иване Крамском, и именно он, сам того не ведая, стал вдохновителем Ильи Ефимовича. Когда пришла осень, молодой иконописец собрал все средства, заработанные за лето, и отправился в столицу Российской империи.

Местонахождение: Дом Репиных, Чугуев, Украина
Неудачи и учёба
Прибыв в Петербург, воодушевлённый юноша тут же отправился в Академию художеств. Ему в ту пору было всего девятнадцать лет, да и опыт работ у Репина имелся совсем небольшой, однако он верил, что сумеет «пробиться» в художники. Увы, первый визит в учебное заведение оказался совсем неудачным. «В целом, неплохо, – сдержанно заявили преподаватели, ознакомившись с работами Ильи. – Однако вы не владеете тушёвкой и крайне скверно создаёте штрихи». А потом ему просто дали понять, что в Академии ему не место.
Как же поступил Репин? Согласитесь, многие на его месте просто сдались бы и вернулись в родной город, так и оставшись неизвестными мастерами, о которых знали лишь люди в определённом регионе, но Репин не собирался останавливаться на полпути к мечте. «Плохо владею тушёвкой? – думал он. – Не беда! Всему выучиться можно!». После неудачи в Академии он с ещё большей страстью стремился получать новые знания. Илья Ефимович снял небольшую комнатку, жил впроголодь, однако устроился в вечернюю школу, где учили рисованию.
Проучившись там несколько месяцев, он снова попытал счастья в Академии художеств и на этот раз был принят. Вот только возникла сложность – каждый вольнослушатель должен был внести сумму в 25 рублей. Таких денег у Репина не было, однако ему помог руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому молодой живописец обратился за помощью. Интересно, предполагал ли тогда Прянишников, что вносит деньги за учёбу будущего выдающегося живописца? Не исключено, что уже в ту пору Фёдор видел, что из Репина будет толк.

Местонахождение: Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск, Россия
Друзья Репина
Восемь лет обучения в Академии подарили Репину не только бесценный опыт и знания, но и немало друзей. Одним из самых верных приятелей живописца стал Марк Антокольский, молодой скульптор, приехавший в столицу из Вильны. Сам Репин говорил, что это был дружеский союз двух одиноких людей:
«Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине».
Был дружен Илья Ефимович и с критиком Владимиром Стасовым, который многие годы считался одной из главных фигур репинского «ближнего круга». А вот своим наставником Репин считал Ивана Крамского. Он часто показывал ему свои эскизы, бывал в творческой артели Крамского, получал оценки новых работ. После смерти своего наставника и воодушевителя Репин некоторое время не мог писать – потеря оказалась слишком тяжёлой. Через некоторое время Илья Ефимович написал воспоминания о Крамском, в которых называл того своим главным учителем.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Заслуженная награда
Большая золотая медаль стала заветной наградой для Ильи Репина. Её он получил за картину «Воскрешение дочери Иаира». Примечательно, что с этой работой была связана интересная предыстория.
У Репина совершенно не было средств для создания нового полотна. Чтобы приобрести хотя бы небольшую сумму, он решил написать «лёгкую» жанровую картину, на которой студент, готовясь к экзаменам, подглядывал за девушкой из соседнего дома. Отнеся работу в небольшой комиссионный магазинчик, он спустя пару дней получил деньги за свою картину, причём сумма была немалой. Репин признавался:
«Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!»

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
«Бурлаки на Волге»
Как часто бывает, сюжеты для полотен Репину подсказывала сама жизнь. Во время одной из прогулок по набережной Невы живописец увидел бурлаков. Он был потрясён контрастом между праздной публикой, неспешно гуляющей по берегу, и измученными рабочими, выполняющими ежедневный тяжелейший труд. Несколько лет Репин вынашивал идею создания картины, которая была бы посвящена этим несчастным труженикам.
В 1870 году Илья Ефимович вместе с приятелями отправился на Волгу. Бескрайние просторы и живописные виды действительно впечатляли. Именно здесь живописец начал работу над своей знаменитой картиной «Бурлаки на Волге». Но найти подходящие типажи для будущей картины оказалось не так просто.
Однажды Репин увидел человека по фамилии Канин – он был тем самым «совершенным типом бурлака». Спустя пару дней, как и просил художник, Канин пришёл к нему в мастерскую. Позднее, вспоминая о работе над полотном, Репин писал:
«Какое счастье, что Канин не вздумал сходить в баню или подстричься, как бывало с некоторыми моделями, приходившими подстриженными, побритыми до неузнаваемости. Он был извещён заранее и, как все серьёзные люди, позировал серьёзно: умело выносил непривычное положение и легко приспособлялся, без помехи ко мне».
В «Бурлаках на Волге» Канин изображён в первой тройке, с тряпицей, повязанной на голове. Впрочем, здесь достоин особого внимания каждый из героев. Здесь нет персонажей «для количества» – в этой картине каждый выполняет свою роль и отличается индивидуальностью. Картина Репина произвела фурор в обществе – впервые столь реалистично была показана жизнь «низов» – да ещё и в такой монументальной сцене.

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Серьёзный заказ
После успешной сдачи экзаменов и первых успехов Репин начал приобретать известность в столице. А спустя некоторое время о молодом талантливом живописце узнали и в Москве. Одним из заказчиков Репина стал хозяин московской гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков, который попросил мастера написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов». За это полотно заказчик платил 1500 рублей. Сумма по тем временам была немалая, но Константин Маковский, к которому Пороховщиков обращался ранее, заявил, что эти деньги не окупят всех затрат.
Репин же в этом заказе увидел для себя шанс вырваться из постоянной нужды. Помощником Репина при написании творения стал верный друг Стасов, который прекрасно разбирался в музыке. Позировали мастеру многие известные музыканты того времени – Николай Римский-Корсаков, Милий Балакирев, Николай Рубинштейн. Публика с восторгом приняла картину. Во время открытия «Славянского базара» работа Репина получила немало положительных отзывов. Одним из немногих, кто негативно высказался о полотне, стал писатель Иван Тургенев. В одном из писем Стасову он заявлял:
«(Картина оказалась) холодным винегретом живых и мёртвых — натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова».

Местонахождение: Большой зал Московской консерватории, Москва, Россия
Семейные проблемы
Неразрывно с творчеством была связана и личная жизнь художника. Его первой супругой стала сестра товарища по рисовальной школе Вера Шевцова. С портрета невесты живописца, написанного в 1869 году, она смотрит на нас внимательными карими глазами. Девушка эта и правда была хороша собой. Вот только семейная жизнь для неё оказалась совсем не такой, как мечтала Вера.
Вместо свадебного путешествия она с мужем отправилась в рабочую поездку по городам России, где Репин создавал свои новые работы. За пятнадцать лет брака у пары родилось четверо детей, которых после развода супруги начали делить, разрывая семью. Вера так и не смогла смириться с «беспокойным» образом жизни мужа, светскими приёмами, которые ей были чужды. Близкий друг Репина Корней Чуковский считал:
«(Первая семья Ильи Ефимовича) по своей некультурности проявляла мало интереса к его творчеству».
Старшие дети остались с отцом, младшие перешли на попечение к матери. Однако эта семейная драма оказалась тяжёлым испытанием для живописца. В одном из писем Стасов выражал беспокойство за состояние друга. В послании Антокольскому он писал:
«Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье?»

Местонахождение: Частная коллекция
Парижский период
В 1873 году вместе с детьми Репин посетил Париж. В письмах своим приятелям он писал, что французская столица разочаровала его. Он говорил, что здесь галерей много, но «не хватит никакого терпения докапываться до хороших вещей». Творения Рафаэля ему показались «устаревшими». Словом, Илья Ефимович был истинным патриотом, и никакие европейские прелести жизни не могли оказаться для него краше России.
Тем не менее к концу парижской поездки живописец начал интересоваться работами французских импрессионистов. Считается, что под влиянием этого творчества была создана работа «Парижское кафе». Правда, приятели Репина говорили, что «импрессионисты часто приводили его в раздражение».

Местонахождение: Частная коллекция
Репин в Москве
Вернувшись в Россию, художник некоторое время жил в родном Чугуеве, а затем решил перебраться в Москву. Переезд оказался непростым делом, однако облегчение принесло вступление Репина в товарищество передвижников. Одним из первых московских творений стала картина «Царевна Софья».
Говорят, что для большего погружения в атмосферу того времени живописец даже снимал квартиры неподалёку от монастыря, в который была заточена Софья. Работа над полотном продолжалась более года, но она стоила этих усилий. Искусствовед В.Н.Москвинов отмечает:
«Фигура царевны и серебряная парча её платья, и полумрак тесной и душной кельи, и прекрасно переданная борьба тёплого лампадного света с холодным дымчатым светом, струящимся из узкого окна, и фигура испуганной послушницы в глубине…».

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Скандальная картина
Московский период в творческой жизни Репина ознаменовался созданием немалого числа выдающихся работ, однако самая известная (и спорная) картина Ильи Ефимовича была написана в Петербурге. Речь идёт о полотне «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года».
В качестве основы для сюжета автор взял «Историю государства Российского», где преподносится версия ненамеренного убийства царём собственного сына. Работа началась с поиска натуры. Для картины Репину позировали художник Владимир Менк и писатель Всеволод Гаршин. Сам мастер писал:
«В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича».
После завершения работы Репин представил свою картину на 13-й выставке передвижников. Император Александр Третий был крайне недоволен интерпретацией сюжета (есть версия, что Иван Грозный не убивал сына). Царь даже запретил демонстрировать работу Репина на всевозможных выставках, однако в защиту художника выступили многие известные деятели искусств, и император вынужден был сдаться.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
«Царский художник»
В 1884 году Репин получил свой первый «государственный заказ» – ему предложили написать полотно «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». И хотя само понятие «заказ» несколько тяготила мастера, в письмах своим друзьям он отмечал, что эта работа даёт ему возможность проявить себя в новом направлении. После успешного выполнения первой работы последовали новые царские заказы.
Как правило, работу нужно было выполнить в краткие сроки, и если у другого живописца такие особенности могли бы вызвать затруднения, то Репину они принесли лишь положительные плоды. Игорь Грабарь отмечал, что именно эта «бешеная гонка» стала новым источником вдохновения:
«Вынужденный работать быстро, так быстро, как никогда раньше, он (Репин) постепенно выработал особую манеру односеансного письма. По существу это — потрясающие наброски кистью, почти мимолётные впечатления, но в то же время они и последний синтез многолетних пристальных наблюдений».

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Вторая любовь и последние годы
Однажды в мастерскую к Репину пришла литератор и фотограф Наталья Нордман. Женщина эта, не блиставшая красотой, сумела чем-то поразить художника. Возможно, в ней он почувствовал родственную творческую душу, которой никогда не находил в первой супруге.
В начале 1900-х годов живописец переехал к своей новой супруге в её имение «Пенаты». Именно здесь проходили «среды», на которых собирались представители творческой интеллигенции и известные личности столицы. Современники называли Нордман экзальтированной взбалмошной особой, однако она немало сделала для Репина, став для него и другом, и вдохновительницей.
Кстати, под влиянием Натальи Илья Ефимович проникся идеями вегетарианства. Впрочем, знакомые семьи говорили, что и Репин, и Нордман периодически тайком предавались поеданию мяса, однако старались скрывать это от «второй половинки». А ещё, несмотря на неплохие заработки художника, его семейство постоянно экономило и старалось вести «демократичный» образ жизни. Из-за этого Репина нередко называли скупердяем.

Местонахождение: Атенеум, Хельсинки, Финляндия
Наталья Нордман умерла в 1914 году. Илья Ефимович пережил свою вторую супругу на шестнадцать лет, застав и времена революции, и Гражданскую войну, и социальные потрясения в России. В последние годы, уже став пожилым человеком, он чувствовал, что силы покидают его. Рядом с ним до последних дней оставались дети. Сердце художника перестало биться в 1930 году – в ту пору ему исполнилось 86 лет. Он прошёл долгий и непростой путь, однако был по-настоящему счастливым человеком, сумевшим в полной мере раскрыть свой талант и оставить бессмертное наследие будущим поколениям.
На обложке: Фрагмент картины Валентина Александровича Серова «Портрет художника Ильи Репина», 1892 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия