«Бахчисарайский фонтан» – «памятник» Пушкину в картине Брюллова

Искусство

Живописца Карла Брюллова и великого поэта Александра Сергеевича Пушкина связывали узы тёплой дружбы. На сюжеты своего гениального друга Брюллов создал два знаменитых полотна, одним из которых стал «Бахчисарайский фонтан». Эта картина являет собою умиротворяющее зрелище – на ней мы видим дневной отдых ханских жён. Но недооценивать полотно из-за столь мирного сюжета не стоит.

Брюллов неспроста работал над «Бахчисарайским фонтаном» на протяжении десяти лет. Это произведение искусства интересно незначительными, но красноречивыми деталями. А главное – оно открывает нам совершенство слияния работы двух великих мастеров, воплощённого в произведениях искусства. Что же показывает нам «Бахчисарайский фонтан»? Чем интересна эта картина?

Единство Пушкина и Брюллова

«Бахчисарайский фонтан» – одна из самых известных картин Карла Брюллова. Она была написана в 1838-1849 годы. Сегодня увидеть её можно в музее А.С.Пушкина в Москве, где произведение искусства хранится по сей день. Интересно, что «Бахчисарайский фонтан» стал своего рода «памятником» великому поэту. Как я уже отметила, Брюллов и Пушкин дружили на протяжении многих лет.

Проводить в последний путь погибшего друга живописец не смог по причине ухудшившегося состояния здоровья. В качестве дара своему павшему товарищу Брюллов создал свою знаменитую картину. Несложно сосчитать, что над «Бахчисарайским фонтаном» он работал более десяти лет. Написание картины было начато вскоре после похорон Александра Сергеевича Пушкина.

В качестве сюжета для своего произведения Брюллов избрал поэму Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Исследователи предполагают, что история эта была услышана Пушкиным от Софьи Станиславовны Потоцкой. Женщина рассказывала, что среди её дальних родственниц была девушка по имени Мария.

Её пленил хан Керим-Гирей. Несчастная невольница не смогла жить на чужбине, она умерла в стенах гарема. Современники вспоминали, что история эта произвела сильнейшее впечатление на поэта. Он отправился в Бахчисарай. И хотя дворец хана находился в плачевном состоянии, Пушкин всё равно поддался очарованию старины. Вскоре родилась и сама поэма.

Карл Павлович Брюллов «Автопортрет», 1833 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Карл Павлович Брюллов «Автопортрет», 1833 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Что на картине?

При этом художник поступил весьма неординарно. Самым драматичным моментом литературного творения является столкновение Марии и её соперницы – грузинки Заремы. Но если в поэме этот момент являет собою ключевой фрагмент, то в произведении Брюллова всё несколько иначе. Он не стал показывать противостояние двух женщин, безответную любовь грузинки к хану. Нет, на картине всё кажется безмятежным и спокойным, однако ощущение это обманчиво.

Первое, что мы можем заметить при взгляде на «Бахчисарайский фонтан» Брюллова – неяркие краски и нежные тона. Они словно вовлекают нас в мир расслабленности и нехитрых развлечений, которым предаются «робкие жёны». Здесь очень точно подходят слова А.С.Пушкина из поэмы:

“Вокруг игривого фонтана,

На шёлковых коврах оне

Толпою резвою сидели

И с детской радостью глядели,

Как рыба в ясной глубине

На мраморном ходила дне.

Нарочно к ней на дно иные

Роняли серьги золотые…”

Карл Павлович Брюллов «Бахчисарайский фонтан», 1849 год Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия
Карл Павлович Брюллов «Бахчисарайский фонтан», 1849 год
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия

Главные персонажи

Интересно рассмотреть каждую из женщин, изображённых Брюлловым. Они кажутся безмятежными и расслабленными, но, приглядевшись, можно понять, что это далеко не так. Позади фонтана мы можем заметить ту самую Зарему, о которой нам так ярко поведал Пушкин. Женщина держит кинжал, в её взгляде – злоба и отчаяние. Глаза Заремы устремлены на окно. Интересно, что в поэме Пушкина не говорится, будто Мария умерла от рук Заремы.

Но не исключено, что это было действительно так. На картине Брюллова явно изображено страдание Заремы. Грузинская наложница страдает оттого, что хан разлюбил её, выбрав себе новую прелестницу – дочь польского шляхтича Марию. Именно она показана нам в окне, от которого Зарема не может оторвать глаз. Несчастная пленница печальна и молчалива. Она не разделяет всеобщих развлечений и праздной беззаботности. Между смертью и отказом от своих ценностей и веры Мария предпочитает выбрать первое.

Удивительно ярко Брюллов показал контраст между азиатской пестротой гарема и скромной сдержанностью европейского платья Марии. При одном только взгляде на её фигуру становится ясно – она никогда не станет частью этого общества. Марии чужды нравы и обычаи страны, где она оказалась – вовсе не по своей воле. Она чувствует себя невольницей, и таковой действительно является. Несмотря на то, что положение Марии крайне высоко из-за благосклонности хана, она никогда не даст согласия стать наложницей иноверца.

Несчастная пленница Мария одинока, печальна и молчалива
Несчастная пленница Мария одинока, печальна и молчалива

Согласно поэме, вскоре после стычки Марии и Заремы польскую красавицу нашли мёртвой в её покоях. Была ли виновна в смерти Марии её соперница? На этот вопрос ни Брюллов, ни Пушкин не дают нам ответа. Тем не менее, Зарема была казнена – её бросили в море. Даже те представительницы гарема, что не относились слишком доброжелательно к грузинке, с сожалением вздыхают:

 “Какая б ни была вина, ужасно было наказанье”.
Зарема держит кинжал, в её взгляде - злоба и отчаяние
Зарема держит кинжал, в её взгляде – злоба и отчаяние

«Бахчисарайский фонтан» – картина, которая стала не просто произведением искусства, но «памятником» погибшему поэту, соединив в себе гении двух мастеров. Брюллов ярко и поистине виртуозно передал идею и содержание поэмы Пушкина, который, в свою очередь, раскрыл нам трагедию прошлого. Я рекомендую вам задержать свой взгляд на каждой героине «Бахчисарайского фонтана». Именно так можно лучше проникнуться столь трогательной и трагической историей, не оставившей равнодушной ни художника, ни поэта.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий