«Апоксиомен» – скульптура, нарушившая прежние каноны

Искусство

Среди греческих скульпторов самым разносторонним можно назвать Лисиппа, который творил и в классической манере, и в традиционном эллинистическом стиле. Многие работы его обращены к теме атлетов, и одной из самых ярких среди них является «Апоксиомен».

Эта фигура достаточно необычна. Если чаще всего скульпторы изображали атлетов в момент состязаний, то здесь всё несколько иначе. «Апоксиомен» не занят метанием диска или копья, однако его поза говорит о не менее важном аспекте. С помощью специального скребка он очищает своё тело от пота и пыли.

Такая процедура не являлась интимной, однако демонстрировала иную сторону жизни спортсменов античной эпохи. Впрочем, эта особенность – лишь одна из “изюминок” творения Лисиппа. Как же был создан “Апоксиомен” и в чём кроются его отличительные особенности?

«Апоксиомен», римская копия I века н.э. с оригинала Лисиппа, 330 год до н.э.<br /> Местонаождение: Ватиканские музеи, Музей Пия-Климента, Рим, Италия
«Апоксиомен», римская копия I века н.э. с оригинала Лисиппа, 330 год до н.э.
Местонаождение: Ватиканские музеи, Музей Пия-Климента, Рим, Италия

Создание “Апоксиомена”

Лисипп был одним из самых известных греческих скульпторов. Он служил при дворе Александра Македонского, который, как утверждают историки, был неравнодушен к эллинистическому стилю в искусстве. Согласно самому распространённому предположению, «Апоксиомен» был создан в 330 году до нашей эры.

Изначально скульптура была изготовлена из бронзы, но оригинал в дальнейшем был утерян, хотя некоторые копии атлета, созданного Лисиппом, сохранились до наших дней. Как рассказывает Плиний Старший, первым владельцем статуи стал знаменитый военачальник Агриппа, что велел установить «Апоксиомена» в сводных римских термах.

Позднее обладателем скульптуры стал император Тиберий, который приказал перенести статуи в свою спальню. Вероятно, «Апоксиомен» вдохновлял императора, казался ему истинным воплощением красоты и силы.

Изначально скульптура Апоксиомена находилась в римских термах / par-torg.com
Изначально скульптура Апоксиомена находилась в римских термах / par-torg.com

Известная копия

Одна из самых известных копий носит имя «Апоксиомена Ватиканского». Она была найдена неподалёку от Ватикана, а сегодня хранится в местном музее. Выполнено изделие из пентелийского мрамора. Несмотря на то, что оригинал в наше время мы, увы, не можем увидеть, этот вариант копии ярко выражает технику Лисиппа.

Скульптор придерживался следующих особенностей: он стремился уравновесить фигуру за счёт незначительного уменьшения головы и придания изящности конечностям. Важную роль играл и изгиб теле атлета, которого Лисипп изображал.

Рука атлета протянута вперёд, из-за чего создаётся ощущение лёгкости и динамики
Рука атлета протянута вперёд, из-за чего создаётся ощущение лёгкости и динамики

В то же время можно отметить вытянутые линии «Апоксиомена». Его рука протянута вперёд, из-за чего создаётся ощущение лёгкости и динамики. От себя хочу сказать, что подобные творения являются примером бесконечного мастерства гениев данного искусства.

Фигура юноши вся как будто пронизана движением
Фигура юноши вся как будто пронизана движением

Только подумайте: изначально «Апоксиомен» был лишь куском камня (если говорить об оригинале – бронзы), однако превратился в изящного юношу, образец красоты тела и прекрасного внешнего облика.

Уникальность скульптуры

Обывателю может показаться, что «Апоксиомен» напоминает схожую с ним скульптуру «Дорифора». Казалось бы, действительно общего у этих творений немало. Во-первых, они демонстрируют нам античных атлетов. Во-вторых, наполнены динамикой образа.

Однако эти аспекты – единственное, что объединяет творения. Если присмотреться к скульптурам, станет ясно, что «Дорифор» гораздо тяжеловеснее «Апоксиомена». Кроме того, последний вариант отличается уникальными особенностями.

«Дорифор», римская копия с греческого оригинала Поликлета, V век до н.э. Местонахождение: Национальный археологический музей, Неаполь, Италия
«Дорифор», римская копия с греческого оригинала Поликлета, V век до н.э.
Местонахождение: Национальный археологический музей, Неаполь, Италия

Пропорции головы по отношению к телу не совсем верны – они немного меньше. Это не портит впечатления и не нарушает эстетизма, однако указывает на отклонение от классического греческого стиля. В этом Лисипп демонстрирует свой универсальный подход к творчеству. Как истинный мастер, он не зависел от установленных норм и рамок.

Важным является и “принцип вращения”, использованный в скульптуре «Апоксиомена». На мой взгляд, это – самый совершенный вид ваяния. Его особенности подразумевают, что у статуи нет определённого положения, при котором она смотрелась бы выигрышнее, чем в других вариантах.

Чтобы рассмотреть каждую деталь творения, его необходимо обойти со всех сторон – лишь тогда можно в полной мере оценить абсолютную точность и идеальный стиль работы.

Статую необходимо обойти со всех сторон - лишь тогда можно в полной мере оценить абсолютную точность и идеальный стиль работы
Статую необходимо обойти со всех сторон – лишь тогда можно в полной мере оценить абсолютную точность и идеальный стиль работы

Отличительные черты «Апоксиомена»

Интересной особенностью «Апоксиомена» являются руки. Я уже отметила, что они вытянуты и демонстрирую динамику. Однако главным аспектом является не только это. Руки и ноги скульптуры словно “вырываются” из общей плоскости полотна тела. Они вторгаются в пространство зрителя.

В наше время подобный эффект назвали бы 3D, хотя, наверное, к объемному творению применять подобное некорректно. Впрочем, ощущения от особенностей названия не меняются – «Апоксиомен» словно взаимодействует с нами.

Лисипп показывает своего героя уже после борьбы, но еще полного нервной напряженности
Лисипп показывает своего героя уже после борьбы, но еще полного нервной напряженности

И конечно, необычен сам сюжет творения. Здесь нет монументальной уверенности, силы и мощи, что буквально исходит от многих античных статуй атлетов. «Апоксиомен», напротив, демонстрирует незначительную усталость после изнурительного состязания. Мы видим, что соревнования остались позади, а теперь один из участников специальным скребком очищает своё тело от загрязнений и пота.

Многие знают, что в Древней Греции и Древнем Риме арены, где происходили состязания, посыпали песком, а потому по окончанию спортивной “битвы” на телах атлетов оставался значительный слой этого покрытия. Однако не вызывает сомнения, что «Апоксиомен» и является тем самым победителем соревнований – это чувствуется по исходящей от него скрытой силе.

Древнегреческий "собрат" Ватиканского Апоксиомена - Хорватский Апоксиомен, поднятый со дна моря, I-II век до н.э.<br /> Местонахождение: Музей Мимара, Загреб, Хорватия
Древнегреческий “собрат” Ватиканского Апоксиомена – Хорватский Апоксиомен, поднятый со дна моря, I-II век до н.э.
Местонахождение: Музей Мимара, Загреб, Хорватия

«Апоксиомен» – знаменитое творение скульптора Лисиппа, оригинал которого сегодня нам, увы, увидеть не суждено. Несколько сохранившихся копий демонстрируют нам несомненное мастерство античных ваятелей, но, на мой взгляд, они не могут передать той красоты и изящества, что присутствовали в работе Лисиппа. Нам остаётся лишь представлять того самого, настоящего «Апоксиомена».

МУСАГЕТ
Добавить комментарий