«Ахиллес убивает Гектора» – главный бой Троянской войны на картине Рубенса

Искусство

Питер Пауль Рубенс был настоящим мастером изображения сцен из известных мифов и сказаний. Одним из самых колоритных его полотен, посвящённых преданиям Древней Греции, стала картина «Ахиллес убивает Гектора» (существует и иной вариант названия «Победа Ахиллеса над Гектором»). Несомненно, Рубенса вдохновляли сюжеты, повествующие о Троянской войне и её героях, однако это полотно отличается особенной экспрессией и динамикой.

Конечно, изображённый Рубенсом момент оказался кульминацией противостояния двух героев. Как мне кажется, перед знакомством с самой картиной стоит немного узнать о самом мифе, вдохновившем живописца. Как же описывалась битва Ахилла и Гектора? И какие приёмы для усиления впечатления зрителя использовал Рубенс на своём полотне?

Предание древних греков

Легендарное противостояние греков и троянцев было описано многими античными авторами, но, конечно, более остальных отличился Гомер, у которого Троянская война приобретает поистине эпические черты. Известно, что переломным моментом в ней стал раздор в стане греков. Лучший воин греческого войска Ахилл поссорился с предводителем армии Агамемноном. Тем временем троянцы начали одерживать верх над противником.

Тогда Агамемнон отправился к греческому богатырю, умоляя его вернуться в ряды войск – эллины понимали, что без Ахилла им не одержать победу над противником. Однако знаменитый воин ответил отказом оскорбившему его военачальнику. Вот только верный друг и подопечный Ахиллеса, юный Патрокл, попросил дать ему доспехи.

Он мечтал хотя бы однажды побывать в бою. К своему несчастью, Ахиллес уступил требованиям товарища. Когда Патрокл появился в доспехах Ахилла, в рядах греческого войска началось ликование. В битве с Гектором, великим троянским бойцом, юноша пал. Лишь после его смерти, когда шлем упал с головы воина, все поняли, что перед ними – вовсе не Ахилл.

Оплакивая погибшего друга, Ахилл принял решение. Он вернулся на поле боя. Его главной целью стал Гектор, человек, который убил Патрокла. Когда троянец вышел за городские ворота, началась долгая погоня. Понимая, что в силе ему не превзойти Ахилла, воин всё-таки пытался сражаться с этим могучим противником. Но итог боя оказался неутешительным для Гектора. Догнав его, Ахилл нанёс несколько ударов. Раны оказались смертельными для троянца. Ахилл же вышел из сражения абсолютным победителем.

Питер Пауль Рубенс «Ахиллес убивает Гектора», 1630-1635 годы Местонахождение: Музей изящных искусств, По, Франция
Питер Пауль Рубенс «Ахиллес убивает Гектора», 1630-1635 годы
Местонахождение: Музей изящных искусств, По, Франция

Особенности картины

Теперь, когда мы познакомились с преданием о поединке Ахиллеса и Гектора, я предлагаю внимательно посмотреть на картину Рубенса. Я не погрешу против истины, если замечу, что она стала одним из самых ярких воплощений мифологического сюжета. Прямо перед нами разворачивается драматическое действо. Главная особенность картины «Ахиллес убивает Гектора» – её поразительная динамика. Создаётся впечатление, что герои вот-вот оживут и начнут двигаться.

Питер Пауль Рубенс использовал традиционное стилистическое оформление в виде узоров и маленьких Купидонов. Кроме того, своеобразную «рамку» дополняют статуи античных царей. Поразительно, но за счёт столь простого приёма обрамления картина приобретает яркость и особенный колорит. Всё внимание концентрируется на центральной сцене, которая находится прямо перед нами.

Древнегреческий килик «Ахилл и Патрокл», 500 год до н.э. Местонахождение: Антикенсаммлунг, Берлин, Германия
Древнегреческий килик «Ахилл и Патрокл», 500 год до н.э.
Местонахождение: Антикенсаммлунг, Берлин, Германия

Ахиллес и Гектор

Рубенс запечатлел тот самый момент, когда происходит решающий взмах руки Ахиллеса. Воин держит копьё, которое вот-вот пронзит поверженного Гектора. Здесь не возникает вопросов, где находится каждый из героев. Всё и так ясно. А вот диагонально построенная композиция добавляет эффекта экспрессии и динамичности.

Взгляните на Гектора. По его облику видно, что это опытный воин, участвовавший во многих сражениях. Он понимает, что через мгновение умрёт, но в глазах нет страха или мольбы о пощаде. Он упал на одно колено, но упирается в землю другой ногой. Если бы не это роковое мгновение, можно не сомневаться: Гектор мог бы подняться и ответить ударом на удар. Однако этому не суждено произойти.

Опытный воин Гектор понимает, что через мгновение умрёт, но в глазах нет страха или мольбы о пощаде
Опытный воин Гектор понимает, что через мгновение умрёт, но в глазах нет страха или мольбы о пощаде

Теперь стоит перейти к Ахиллесу. Он намного младше своего противника. Конечно, это красивый молодой человек, обладающий большой силой (не будем забывать, что Ахилл имел наполовину божественное происхождение). В миг, изображённый Рубенсом, греческий герой представлен истинным триумфатором. Он уверенно направляет копьё, которое вот-вот пронзит противника. Примечательно, что в лице Ахилла нет злобы или ненависти. В этот момент он только воин, который должен одержать победу над врагом, ведь в ином случае падёт он сам.

Над схваткой парит богиня Афина. Рядом с ней Рубенс изобразил священную птицу этой небожительницы – сову. Судя по исходу сражения, Афина поддерживает Ахиллеса, а потому довольна результатом боя.

Картина «Ахиллес убивает Гектора» заставляет нас замечать и мелкие детали. За каждым из героев изображена особая сцена. Позади Гектора стоят люди. Это троянцы, которые едва сдерживают отчаяние, видя гибель своего лучшего воина. За Ахиллесом виднеется колесница с белыми конями. Именно к ней он привяжет тело поверженного Гектора, после чего провезёт его вокруг Трои.

Богиня Афина, парящая над схваткой, поддерживает Ахиллеса и довольна итогом боя
Богиня Афина, парящая над схваткой, поддерживает Ахиллеса и довольна итогом боя

«Ахиллес убивает Гектора» – картина, которая способна удивить своей простотой (композиция построена по базовым элементам), однако поражает наше воображение. Греческий и троянский герои настолько образно и живо представлены на полотне Рубенса, что поневоле переносишься в те далёкие времена, описанные Гомером.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий