Афродита Книдская – совершенное творение, которое мы никогда не увидим

Искусство

Богиня любви Афродита была одной из самых почитаемых в античном мире. Однако среди самых разных её скульптур выделяется Афродита Книдская, которую ценители этого искусства называют лучшим изваянием. Несмотря на свой почтенный возраст, творение это поражает реалистичностью и невероятной красотой.

Увы, подлинная скульптура не сохранилась до наших дней. Однако и её копии позволяют понять, насколько древние греки восхищались своей прекрасной богиней. Неспроста ведь Афродиту Книдскую называют воплощением абсолютной красоты – как в человеческом, так и в божественном облике. Что же рассказывает история о великолепном произведении скульптурного искусства?

Уникальное творение Праксителя

Мы привыкли, что Афродита на свои изображениях нередко предстаёт в обнажённом облике. Но подобный образ ваятелями прошлого использовался далеко не всегда. Первым изобразить Афродиту полностью обнажённой решил Пракситель, что и стал автором одной из самых знаменитых скульптур богини.

Афродиту Книдскую Праксителю заказали создать жители острова Кос. Она предназначалась для местного святилища богини. Что интересно, Пракситель выполнил два варианта скульптуры, причём в одном из них отошёл от канона.

Скульптор Пракситель. Рельефный медальон на жилом доме, IV век до н.э. Местонахождение: Барселона, Испания
Скульптор Пракситель. Рельефный медальон на жилом доме, IV век до н.э.
Местонахождение: Барселона, Испания

Когда заказчики пришли посмотреть на результат работ, они увидели две одинаковых статуи, вот только одна Афродита была задрапирована в длинные одежды, а вторая сияла обнажённой красотой.

Как несложно догадаться, чопорные жрецы предпочли выбрать более традиционный вариант, оставив обнажённую красавицу в мастерской автора. Увы, тот самый оригинал статуи, что был создан Праксителем и передан в храм, так и не смог сохраниться до наших дней. Не уцелело даже малейших набросков или описаний этого изваяния.

Афродита Книдская, римская копия с оригинала Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия
Афродита Книдская, римская копия с оригинала
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

История скульптуры

Судьба Афродиты Книдской (обнажённого варианта образа богини) была несколько иной. Её приобрели жители малоазийского города Книд. Конечно, можно не верить в могущество древних богов, но появление облика богини в Книде способствовало развитию местной экономики. Почему же?

Руины античного города Книд, в храме которого была установлена статуя Афродиты работы Праксителя / alantatour.com
Руины античного города Книд, в храме которого была установлена статуя Афродиты работы Праксителя / alantatour.com

Дело в том, что посмотреть на столь необыкновенный и, несомненно, притягательный образ божественной красавицы приезжали паломники из самых разных уголков Греции и окрестностей.

Плиний Старший в своей “Естественной истории” пишет:

“Выше всех произведений не только Праксителя, но вообще существующих во вселенной, является Венера его работы. Чтобы увидеть её, многие плавали на Книд”.

Слава Афродиты Книдской быстро распространилась по всей Элладе и вышла за её пределы. Множество людей, которым посчастливилось увидеть её, отмечали невероятную красоту произведения искусства. Даже царь Вифинии, Никомед Первый, предлагал жителям Книда продать ему прославленное творение, однако те наотрез отказались.

Плиний Старший не скрывал своего восхищения творением Праксителя / stihi.ru
Плиний Старший не скрывал своего восхищения творением Праксителя / stihi.ru

С историей создания Афродиты Книдской связано предание, которое вполне могло иметь место в реальности. Как утверждают некоторые исследователи, Пракситель создавал свою прекрасную богиню с натуры. Для статуи ему позировала Фрина, возлюбленная скульптора и знаменитая древнегреческая гетера.

Отвергнутый красавицей оратор Евфий заявил, что подобное изображение богини как прообраза смертной женщины, является кощунством. Дело дошло до суда, на котором защитник безуспешно пытался оправдать Фрину. Тогда, в отчаянии, он сдёрнул покрывало с Фрины, и она предстала перед судом в обнажённом облике.

Присутствующие были настолько поражены поистине божественной красотой этой женщины, что единогласно оправдали её. Кроме того, в Древней Греции существовал культ физической красоты. Считалось, что именно её боги даруют человеку. Разве можно было обвинять любимицу богов? В дальнейшем во время празднеств именно Фрина выступала в качестве земного олицетворения Афродиты.

Жан-Леон Жером «Фрина перед ареопагом», 1861 год Местонахождение: Кунстхалле, Гамбург, Германия
Жан-Леон Жером «Фрина перед ареопагом», 1861 год
Местонахождение: Кунстхалле, Гамбург, Германия

Описание творения

Но как же выглядела Афродита Книдская? Оригинал изваяния не сохранился до наших дней, но благодаря множеству копий можно составить мнение о том, каким был облик богини в подаче Праксителя. Скульптура была выполнена из паросского мрамора и имела высоту около 2 метров.

На ней изображена обнажённая Афродита, что стыдливо прикрывается правой рукой (её иногда называют Афродита Стыдливая). Рядом с нею находился кувшин, на который плавно спадала ткань из руки богини. Вероятно, этот элемент не только исполнял декоративную функцию, но и служил дополнительной опорой.

Афродита Браски, копия Афродиты Книдской, I в.до н.э. Местонахождение: Глиптотека, Мюнхен, Германия
Афродита Браски, копия Афродиты Книдской, I в.до н.э.
Местонахождение: Глиптотека, Мюнхен, Германия

Сюжет скульптуры словно намекает нам, что сейчас Афродита приступит к своему ежедневному купанию. Согласно легенде, она каждый день принимала волшебную ванну, после которой возвращала себе непорочность.

На сегодняшний день сохранилось более пятидесяти копий знаменитой скульптуры Праксителя. Разные авторы по-разному пытались передать волшебное очарование оригинала, однако в полной мере это не удалось никому. Наиболее точным вариантом работы античного мастера считается Венера Колонна, находящаяся в Музее Пия-Климента. Вот только на ней ноги богини задрапированы в одеяние, чего не было у Праксителя.

Со временем из книдского храма статуя богини была перевезена в Константинополь. Увы, там она совсем недолго украшала собой местное святилище. Во время одной из осад города Афродита Книдская погибла в пожаре, оставив нам лишь возможность представлять, какой могла быть её истинная красота.

Венера Бельведерская, копия Афродиты Книдской, III век Местонахождение: Музей Пио-Клементино, Ватикан, Рим, Италия
Венера Бельведерская, копия Афродиты Книдской, III век
Местонахождение: Музей Пио-Клементино, Ватикан, Рим, Италия

Несмотря на то, что мы никогда не увидим оригинальный вариант творения Праксителя, Афродита Книдская стала не просто произведением искусства, а важной вехой в истории. Она раскрыла мастерство древнего скульптора, “рассказала” нам историю Фрины, а главное – дала понять людям, насколько важными в их жизни являются красота и поклонение ей.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий