Миф о Тантале – античная история преступления и наказания

Сказания

В мифах Древней Греции часто встречаются поучительные истории, рассказы о личностях, что осуждаются авторами за свои безрассудные поступки. Одним из таких отрицательных персонажей стал и Тантал. Я уверена, вам приходилось слышать крылатое изречение “Танталовы муки”, что означает нестерпимые мучения.

Что же произошло с Танталом? Об этом нам повествуют Гомер в своих пересказах древних преданий античные авторы – Гомер, Гигин, Диодор Сицилийский. А потому предлагаю узнать, чем же провинился перед богами Тантал. Кем же был: несчастной жертвой или преступником?

Тантал – сын Зевса

Родителями Тантала называют различных людей, однако наиболее распространённым мнением стало упоминание Зевса как отца этого царя. Несмотря на то, что Громовержец отличался любвеобильным нравом и имел немало внебрачных детей от смертных женщин, к Танталу он относился по-особенному.

Зевс старался отвращать от сына все беды и невзгоды, следил, чтобы подвластные Танталу земли Фригии неустанно процветали, регулярно приглашал на Олимп, где просил разделить трапезу с богами.

Джованни Баттиста Лангетти «Тантал» XVII век
Джованни Баттиста Лангетти «Тантал» XVII век

Как вы понимаете, подобных почестей не удостаивался ни один смертный, а потому Танталу такое благоволение верховного бога попросту вскружило голову.  Он стал считать, что не только выше любого из людей, но и равен самим богам, что вершили судьбы человечества.

Искренне любящий сына Зевс многое прощал ему. Как рассказывают мифы, Тантал нередко проявлял непозволительное неуважение к богам. Порой он уносил с собой питьё и пищу, что продлевали молодость. Эти продукты, предназначенные жителям Олимпа, Тантал раздавал своим приятелям.

Джоаккино Ассерето «Тантал», 1630-1640 годы Местонахождение: замок Эггенберг, Австрия
Джоаккино Ассерето «Тантал», 1630-1640 годы
Местонахождение: замок Эггенберг, Австрия

Несколько раз царю удавалось подслушать тайны, которыми делились друг с другом боги во время пиршества. Вскоре об этом знали уже все товарищи Тантала. Однако Зевс не обращал внимания на эти человеческие слабости сына.

Однажды Громовержец спросил сына, чего бы тот хотел пожелать для себя. Тантал же ответил, что ему и желать нечего, ведь его удел лучше, чем жизнь богов. Конечно, такие слова звучали обидно для небожителей, однако Зевс снова простил Танталу его гордыню.

Джован Баттиста Лангетти «Танталус» XVII век. Местонахождение: Частная коллекция, Германия
Джован Баттиста Лангетти «Танталус» XVII век
Местонахождение: Частная коллекция, Германия

Гнев богов

Однако, как известно, у всякого, даже божественного терпения, есть предел. Когда Тантал спрятал золотого пса, украденного у олимпийцев Пандареем, Зевс пришёл в ярость. Он отправил своего посланника Гермеса, что должен был потребовать от царя вернуть собаку.

Однако Тантал заявил, что понятия не имеет, о каком золотом псе идёт речь. Услышав ответ сына, Зевс крайне разозлился, но наказывать не стал, предупредив Тантала, что в следующий раз не обойдётся лишь словами. Увы, тот считал, что может позволить себе не меньше, чем сами боги.

Тантал посчитал, что боги, с которыми он не раз обедал за одним столом, далеко не всеведущие, а потому их крайне легко обмануть. На мой взгляд, так он хотел указать на собственное превосходство, унизив жителей Олимпа.

Но способ, что был выбран им, оказался поистине ужасным. Тантал пригласил в свой дворец богов-олимпийцев, заявив, что приготовит прекрасные блюда для пиршества. В качестве мяса он использовал своего сына Пелопа, которого убил и разрезал на куски.

Когда боги оказались за столом, во дворце повисло жуткое молчание. Одна лишь Деметра, богиня плодородия, что находилась в вечной печали из-за похищения своей дочери, потянулась к блюду и откусила небольшую часть. Боги были в ярости.

Ошеломлённые поступком Тантала, они воскресили его сына. Часть левого плеча, что досталась Деметре, была заменена слоновой костью. С тех пор у потомков Пелопа всегда было заметно белое пятно на плече.

Хьюгом Таравалем «Пир, данный богам Танталом», 1767 год Местонахождение: Большой Трианон в Версале, Франция
Хьюгом Таравалем «Пир, данный богам Танталом», 1767 год
Местонахождение: Большой Трианон в Версале, Франция

Наказание для Тантала

Но что же ожидало Тантала? Сам Зевс, несмотря на прежнюю свою снисходительность, был потрясён поступком сына. Его он обрёл на пребывание в царстве Аида и вечные мучения.

Как рассказывает Гомер, Тантал стоит по горло в воде, однако не может наклониться и утолить жажду. Над ним растут прекрасные сочные плоды, однако ни до одного из них Тантал не в силах дотянуться. Всё время он стонет от голода и жажды, не в силах утолить их.

Именно поэтому появилось крылатое выражение “Танталовы муки”, что используется в том случае, если человек испытывает мучения, однако не в состоянии удовлетворить свои потребности.

Голландский последователь Караваджо, «Тантал», XVII век Местонахождение: Аукционный дом "Sotheby's" Нью-Йорк США,
Голландский последователь Караваджо «Тантал», XVII век
Местонахождение: Аукционный дом “Sotheby’s”, Нью-Йорк, США

Образ Тантала

Первое упоминание о Тантале встречается в знаменитой «Одиссее» Гомера, а вот о краже амброзии со стола богов нам сообщает другой автор, Пиндар. Интересно, что и преступления Тантала у разных античных поэтов заметно разнятся.

Например, в пересказах Еврипида нет упоминания об убийстве ребёнка, а отмечается, что Зевс был разгневан разглашением тайн, предназначенных исключительно для богов.

С Танталом проводят самые разные ассоциации. Одна из самых интересных, на мой взгляд, – сравнение с библейским персонажем, Авраамом, что готов был принести в жертву Господу собственного сына.

Танталовы муки в современном арте / © Marco González / asfodelo.artstation.com
Танталовы муки в современном арте / © Marco González / asfodelo.artstation.com

Некоторые исследователи в поступке Тантала видят не преступление, а протест против человеческих жертвоприношений, что в те времена проводились в честь различных божеств. Нужно признать, что и в таком мнении есть доля истины.

Кем же всё-таки был Тантал: человеком, обречённым богами на мучения, или справедливо наказанным преступником? На этот вопрос ответы могут отличаться, но я склоняюсь к последнему. Гордыня и самоуверенность Тантала превратили его в убийцу, а ради чувства превосходства над богами он готов был пойти на самое страшное, лишив жизни собственного сына. Подобному поступку не может быть оправдания, а потому наказание Зевса можно считать вполне справедливым.

На обложке: «Танталовы муки» / © Imelda Wei Ding Lo / fortunusgames.artstation.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий