Сложно найти человека, который бы в детстве не любил слушать или читать сказки. При этом сказки Александра Сергеевича Пушкина занимают особое место – не только в отечественной литературе, но и в наших сердцах. Мастерски изложенные классиком истории, которые он ещё в юные годы слышал от своей няни, стали настоящей сокровищницей искусства. Но так ли просты пушкинские сказки, как может показаться на первый взгляд?
Большинство сказок Пушкина – это народные предания, пересказанные поэтом. Значительная их часть является древним фольклором, который уцелел благодаря Александру Сергеевичу. При этом в таких историях немало тайных символов, на которые мы при прочтении часто вовсе не обращаем внимания. Итак, что же «зашифровано» в сказках нашего любимого классика? Что общего между «Сказкой о царе Салтане» и «Махабхаратой»? Какие сакральные числа можно встретить в сказках?
Троица «мойр»
Сказки Александра Сергеевича все мы любим с детства, однако нередко мы попросту не замечаем сакральных символов, скрытых в них. Итак, самая таинственная, по мнению исследователей, «Сказка о царе Салтане». Начинается она с рассказа о трёх девицах, которые под окном пряли в вечернее время. При этом уже в этом начальном фрагменте мы видим священное для многих народов число «три».
Согласитесь, некая тройственность редкостью для русского фольклора не является. Но здесь нечто куда более интересное. Речь идёт о трёх пряхах, своего рода мойрах в славянской подаче, а именно – созданиях, которые прядут нити жизней и судеб. А так и выходит, что этот самый рукодельный процесс оказывается судьбоносным для одной из девушек.

Гвидон – бог?
Не менее интересна и тема странствий младенца, заточённого в бочку с матерью. О таких морских путешествиях рассказывается даже в древнеиндийском эпосе «Махабхарата». Там говорится, что Кунти, мать солнечного божества, кладёт сына в корзину, обмазанную воском, после чего отправляет по реке. Разумеется, речь идёт о движении солнца по небу. На некую «солнечность» князя Гвидона указывает и его облик – светлые глаза, золотистые волосы, красивая внешность.
Кроме того, учитывая то, как быстро растёт и развивается Гвидон, несмотря на заточение, его точно нельзя назвать «простым смертным». К слову, не стоит забывать и о пророке Моисее, который в детстве был оставлен на берегу Нила в просмоленной корзине. А ведь, согласитесь, до такого детального изучения сказки нам бы и в голову не пришло сравнивать Гвидона и Моисея.
Кстати, «сказочная» география у Пушкина уже давно стала предметом споров и обсуждений учёных. Как считают исследователи, царство царя Салтана располагается где-то на Востоке, а вот государство, построенное Гвидоном, в другой стороне – на Западе, где заходит солнце. При этом по пути из одного в другое царство необходимо проплыть мимо острова Буяна, который словно бы служит разделительной чертой между разными мирами.

Почти библейская история
Несколько иной выступает «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Здесь уже фигурирует иное «божественное» число, а именно – семёрка. Неслучайно злая мачеха в сказке разговаривает с зеркалом. Уже одно это указывает на тёмную сущность женщины. В народных поверьях зеркала были своего рода «дверью» между нашим и потусторонним мирами.
Кстати, здесь же мы видим и яблочко – плод, который предлагает отведать мачеха царевне. Ничего не напоминает? А ведь очень похоже на историю с Эдемским садом, запретным плодом и изгнанием Адама и Евы из рая. Наивная царевна, видя соблазнительное яблочко, переходит границы дозволенного, за что получает наказание в виде проклятия.

И дуб, и кот учёный
Немало символов нас встречает уже в начале поэмы «Руслан и Людмила». Тот самый дуб, с которого начинается история – не просто дерево. В древних славянских и скандинавских преданиях дуб выступает древом жизни, символом мощи и огромной жизненной силы. Как верили в древности, такое дерево объединяет несколько миров, а потому неудивительно, что чудеса, описываемые Пушкиным, творятся вокруг волшебного дуба.
Не стоит недооценивать и «Кота учёного», о котором говорится в поэме. Цепь, по которой он ходит, олицетворяет соединение разных эпох, времён, жизненных периодов, а круг, который совершает кот – это бесконечность. Получается, что зверь этот идёт от рождения и до смерти, после чего повторяет пройденный круг.
Само животное тоже было выбрано неспроста. В сказках кот Баюн представлялся как проводник между мирами. Он мог бывать в потустороннем царстве, при этом обладал многими знаниями, недоступными человеку – вот вам и «учёность».

Познавший тайны
Но знал ли обо всех этих тайнах сам Александр Сергеевич? Как мне кажется, несомненно. Неслучайно ведь свои произведения он отправлял даже великому Гёте, который в ответ прислал русскому поэту перо с надписью:
«Я могу спокойно умереть, ведь на земном шаре появился человек, который гораздо глубже меня вник в тайны мироздания».
Кроме того, не исключено, что добрая Арина Радионовна рассказывала своему воспитаннику не только сказки, но и некоторые интересные «тайные» их аспекты. Ласковая няня, делясь народной мудростью с маленьким Сашей Пушкиным, не подозревала, что благодаря ей обретут бессмертие старинные предания и сказки.

С чем у вас ассоциируются сказки Пушкина? Для меня это – домашнее тепло, мир удивительных историй, приключения героев и злодеев. А ведь ещё это и хранилище вековой мудрости, прошедшей через многие столетия и способной научить нас быть добрее, рассудительнее, человечнее.
На обложке: Николай Иванович Голиков. Фрагмент палехской миниатюры к «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, 1981 год