Здесь и Библия, и «Махабхарата» – тайные смыслы сказок Пушкина

Сказания

Сложно найти человека, который бы в детстве не любил слушать или читать сказки. При этом сказки Александра Сергеевича Пушкина занимают особое место – не только в отечественной литературе, но и в наших сердцах. Мастерски изложенные классиком истории, которые он ещё в юные годы слышал от своей няни, стали настоящей сокровищницей искусства. Но так ли просты пушкинские сказки, как может показаться на первый взгляд?

Большинство сказок Пушкина – это народные предания, пересказанные поэтом. Значительная их часть является древним фольклором, который уцелел благодаря Александру Сергеевичу. При этом в таких историях немало тайных символов, на которые мы при прочтении часто вовсе не обращаем внимания. Итак, что же «зашифровано» в сказках нашего любимого классика? Что общего между «Сказкой о царе Салтане» и «Махабхаратой»? Какие сакральные числа можно встретить в сказках?

Троица «мойр»

Сказки Александра Сергеевича все мы любим с детства, однако нередко мы попросту не замечаем сакральных символов, скрытых в них. Итак, самая таинственная, по мнению исследователей, «Сказка о царе Салтане». Начинается она с рассказа о трёх девицах, которые под окном пряли в вечернее время. При этом уже в этом начальном фрагменте мы видим священное для многих народов число «три».

Согласитесь, некая тройственность редкостью для русского фольклора не является. Но здесь нечто куда более интересное. Речь идёт о трёх пряхах, своего рода мойрах в славянской подаче, а именно – созданиях, которые прядут нити жизней и судеб. А так и выходит, что этот самый рукодельный процесс оказывается судьбоносным для одной из девушек.

Вячеслав Михайлович Назарук «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»
Вячеслав Михайлович Назарук «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»

Гвидон – бог?

Не менее интересна и тема странствий младенца, заточённого в бочку с матерью. О таких морских путешествиях рассказывается даже в древнеиндийском эпосе «Махабхарата». Там говорится, что Кунти, мать солнечного божества, кладёт сына в корзину, обмазанную воском, после чего отправляет по реке. Разумеется, речь идёт о движении солнца по небу. На некую «солнечность» князя Гвидона указывает и его облик – светлые глаза, золотистые волосы, красивая внешность.

Кроме того, учитывая то, как быстро растёт и развивается Гвидон, несмотря на заточение, его точно нельзя назвать «простым смертным». К слову, не стоит забывать и о пророке Моисее, который в детстве был оставлен на берегу Нила в просмоленной корзине. А ведь, согласитесь, до такого детального изучения сказки нам бы и в голову не пришло сравнивать Гвидона и Моисея.

Кстати, «сказочная» география у Пушкина уже давно стала предметом споров и обсуждений учёных. Как считают исследователи, царство царя Салтана располагается где-то на Востоке, а вот государство, построенное Гвидоном, в другой стороне – на Западе, где заходит солнце. При этом по пути из одного в другое царство необходимо проплыть мимо острова Буяна, который словно бы служит разделительной чертой между разными мирами.

Князь Гвидон / fotografiya.site
Князь Гвидон / fotografiya.site

Почти библейская история

Несколько иной выступает «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Здесь уже фигурирует иное «божественное» число, а именно – семёрка. Неслучайно злая мачеха в сказке разговаривает с зеркалом. Уже одно это указывает на тёмную сущность женщины. В народных поверьях зеркала были своего рода «дверью» между нашим и потусторонним мирами.

Кстати, здесь же мы видим и яблочко – плод, который предлагает отведать мачеха царевне. Ничего не напоминает? А ведь очень похоже на историю с Эдемским садом, запретным плодом и изгнанием Адама и Евы из рая. Наивная царевна, видя соблазнительное яблочко, переходит границы дозволенного, за что получает наказание в виде проклятия.

Александр Михайлович Куркин. Иллюстрация к «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»
Александр Михайлович Куркин. Иллюстрация к «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»

И дуб, и кот учёный

Немало символов нас встречает уже в начале поэмы «Руслан и Людмила». Тот самый дуб, с которого начинается история – не просто дерево. В древних славянских и скандинавских преданиях дуб выступает древом жизни, символом мощи и огромной жизненной силы. Как верили в древности, такое дерево объединяет несколько миров, а потому неудивительно, что чудеса, описываемые Пушкиным, творятся вокруг волшебного дуба.

Не стоит недооценивать и «Кота учёного», о котором говорится в поэме. Цепь, по которой он ходит, олицетворяет соединение разных эпох, времён, жизненных периодов, а круг, который совершает кот – это бесконечность. Получается, что зверь этот идёт от рождения и до смерти, после чего повторяет пройденный круг.

Само животное тоже было выбрано неспроста. В сказках кот Баюн представлялся как проводник между мирами. Он мог бывать в потустороннем царстве, при этом обладал многими знаниями, недоступными человеку – вот вам и «учёность».

Знаменитый пушкинский персонаж - Кот учёный / artminsk.ru
Знаменитый пушкинский персонаж – Кот учёный / artminsk.ru

Познавший тайны

Но знал ли обо всех этих тайнах сам Александр Сергеевич? Как мне кажется, несомненно. Неслучайно ведь свои произведения он отправлял даже великому Гёте, который в ответ прислал русскому поэту перо с надписью:

«Я могу спокойно умереть, ведь на земном шаре появился человек, который гораздо глубже меня вник в тайны мироздания».

Кроме того, не исключено, что добрая Арина Радионовна рассказывала своему воспитаннику не только сказки, но и некоторые интересные «тайные» их аспекты. Ласковая няня, делясь народной мудростью с маленьким Сашей Пушкиным, не подозревала, что благодаря ей обретут бессмертие старинные предания и сказки.

Перо, которое Гёте прислал Пушкину, считается пропавшим, но в достоверности этого подарка сомнений нет / heromoney.ru
Перо, которое Гёте прислал Пушкину, считается пропавшим, но в достоверности этого подарка сомнений нет / heromoney.ru

С чем у вас ассоциируются сказки Пушкина? Для меня это – домашнее тепло, мир удивительных историй, приключения героев и злодеев. А ведь ещё это и хранилище вековой мудрости, прошедшей через многие столетия и способной научить нас быть добрее, рассудительнее, человечнее.

На обложке: Николай Иванович Голиков. Фрагмент палехской миниатюры к «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, 1981 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий