Мифы скифов – потомки Геракла и дары с угрозами

Сказания

Скифские племена были воинственными кочевниками, в противостояние с которым не решались вступать даже могущественные древние государства. Однако жизнь этого народа, его мировоззрения во многом определяла религия, мифы скифов, в которых столько же причудливых элементов, как и в найденных археологами скифских золотых украшениях. 

О культуре этого народа нам известно из европейских источниках, среди которых стоит выделить записи древнегреческого историка Геродота. Пусть и не в полной мере, но они открывают мир кочевых племён, что некогда властвовали на обширных степных территориях. Каким богам поклонялись скифы? Что за легенды указывают нам на древний народ?

Табити - скифская богиня
Табити – скифская богиня

Во главе богов – женщина

Знакомясь с религией скифов, сразу замечаешь некоторые особенности, которые были не свойственны многих другим народам древности. Самая яркая – верховное божество. В мифах скифах огромное внимание уделяется Табити, богине очага и плодородия, которая в греческом пантеоне отождествлялась с Гестией. 

В то время как у многих соседних народов во главе пантеона стояли мужские божества, скифы поклонялись богине-женщине. А вот имя Табити, как ни странно, можно встретить в древнеиндийском эпосе “Махабхарата”. Там упоминается дочь Солнца Топати, имя которой, без сомнения, было заимствовано и несколько изменено скифскими племенами.

Как выглядела скифская богиня, сказать сложно. На мой взгляд, отсутствие изображений её говорит о том, что её образом был сам огонь, что почитался кочевниками. По сути, Табити не требовала создания портрета – глядя на пламя, скифы видели в нём свою защитницу и покровительницу. 

Наряду с огнём очага скифские предания обожествляют и небесное пламя. Молния была божественным знаком. Даже зола воплощала силу Табити, в честь которой разжигали костры на вершинах холмов.

Не менее скифы почитали и Папая, бога небес (Геродот сравнивает его с Зевсом). Он считался прародителем народа, олицетворением всего мира и отцом скифов.

Его супругой была повелительница водной стихии, Апи-змеедева, изображения которой часто встречаются археологам на Кубани. На одной из найденных чаш Апи показана молодой женщиной, на плечах которой развевается хитон, украшенный головами змей. 

Легенды рассказывают, что Апи родилась из земли. Я думаю, скифы сравнивали её с источником, что пробивается из земли и дарит воду земле.

Колаксай - первый скифский правитель
Колаксай – первый скифский правитель

Мифы о появлении скифов

В записках древних греков есть упоминания об Анахарсисе, скифском мудреце который делился с ними притчами и легендами, что узнавал с раннего детства. Один из самых интересных мифов переносит нас во времена, когда на земле не было жизни, а существовала лишь мёртвая пустыня. 

Тогда бог неба породил сына, названного Таргитаем. Когда и у Таргитая родилось трое сыновей, с небес на землю упали три священных предмета: плуг, топор, чаша. 

Старшие братья захотели взять их в руки, но чудесные золотые предметы тут же охватил огонь, не подпуская к себе. Тогда младший Колаксай сделал шаг вперёд. 

Лишь ему удалось коснуться секиры, чаши и плуга, после чего братья объявили его царём Скифии. Позднее трёх братьев стали связывать с тремя родственными племенами, что создал основу скифского народа. А вот имя Колаксай некоторые исследователи связывают со славянским словом “коло”, которым определяли не только круг, но и солнце.

Не исключено, что скифским прародителем Таргитаем мог быть герой, подобный Гераклу. Именно его Геродот и называет предком скифских племён. 

Когда неподалёку от Скифии стали возникать греческие колонии, мифы о появлении народа Геракла приобрели ещё большую популярность. Он был воплощением силы и храбрости, совершенным воином, однако оставался близким к людям, в отличие от многих богов.

А вот бог Таргимасад у скифов очень напоминает греческого Посейдона. Он управлял морскими водами и был покровителем лошадей, без которых кочевники не мыслили своей жизни. В честь Таргимасаа создавали святилища, приносили жертвы, стараясь задобрить сурового бога с переменчивым нравом.

Легенды, связанные с историей

Среди мифов скифов стоит выделить предания о прошлом, о героических событиях своей истории. Многие знают, что персидское войско собралось сразиться со скифами, однако в интерпретации кочевников этот момент выглядит оригинально. 

Предания рассказывают, что скифы долгое время изматывали персов в степях и лесах, однако потом решили сразиться с ними. Но вдруг перед скифским войском пробежал заяц, а потому, позабыв о противнике, кочевники ринулись за ним. 

В такой изящной и даже забавной форме скифы показывали, насколько пренебрежительно они относятся к другим народам – пусть и таким могущественным, сильным как персы.

А самая знаменитая легенда о скифах вполне могла быть описанием реальных событий. Согласно ей, в дар от кочевников царь Дарий получил птицу, лягушку и мышь. Перс решил, что это – знак покорности со стороны степного народа, однако его советники истолковали подарок скифов иначе. 

Грозный кочевой народ призывал царя скорее улететь, словно птица, убежать как мышь или ускакать как лягушка. В случае отказа Дарий лишился бы всего своего войска, однако он всё-таки всерьёз воспринял угрозу скифов.

Воинственных скифов опасались даже персы
Воинственных скифов опасались даже персы

Я уверена, вы заметили, что мифология скифов во многом напоминает греческую. Возможно, эта особенность была следствием пересказа скифских историй греками, которые понимали мир богов по-своему. Сегодня всё больше исследователей склоняется к тому, что скифы стали одним из племён-предков современных славянских народов. Так ли это? Быть может, на этот вопрос мы найдём ответы в мифах.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий