Ганимед – земной красавец на Олимпе

Сказания

Тем, кто интересуется астрономией, Ганимед известен как один из спутников Юпитера, крупнейший спутник в Солнечной системе. Но в Древней Греции рассказывали предания о юноше, который в дальнейшем дал своё имя небесному объекту. Ганимед, как рассказывают легенды, был ослепительно красивым троянским царевичем. Греки рассказывали о необыкновенной красоте этого юноши. 

Оказалось, что не только люди, но и боги искренне восхищались обликом Ганимеда. Более того, интерес к царевичу проявил один из самых грозных и величественных обитателей Олимпа. Кто же? Об этом я и хочу рассказать. История Ганимеда позволяет нам иначе взглянуть на вполне привычных героев древнегреческих мифов. Каким же был этот юноша? И что связывало его с самим владыкой Олимпа?

Ганимед и орёл

Легенды о Ганимеде рассказывают, что он был сыном троянского царя Троса и прекрасной нимфы Каллирои. Такие союзы не были редкостью, если верить преданиям. Нередко земные правители, не обделённые внешней привлекательностью и властью, становились возлюбленными богинь-покровительниц лесов и чащ. В случае с Каллироей всё вышло и вовсе крайне удачно. Рождённый ею Ганимед с первых дней жизни покорял окружающих своей красотой. 

О ранних годах Ганимеда известно немного, а самое известное предание о нём переносит нас в пору его юности. Известно, что это сказание было крайне популярно в Древней Греции и Риме. Согласно мифу, Ганимед был «прекраснейшим из смертных». Он любил проводить время вдали от дворца и суеты города. Нередко Ганимед выполнял работу пастуха, присматривая за отцовским стадом. Во время одного из таких дней юношу увидел сам верховный бог Зевс

Вероятно, красота Ганимеда произвела неизгладимое впечатление на небожителя, поскольку он тут же стал думать над тем, как похитить юношу. План был придуман очень быстро, однако здесь версии поэтов, пересказывающих предание, разнятся. Одни утверждали, что Зевс направил на землю орла, который похитил Ганимеда (орёл – священная птица Громовержца). Другие авторы писали, что сам Зевс принял облик орла, оказался перед Ганимедом, которого схватил и унёс на Олимп. Овидий в своих «Метаморфозах» пишет:

“В оные дни небо­жи­те­лей царь [Зевс] к Гани­меду фри­гий­цу

Стра­стью зажег­ся; и вот изо­брел он, во что́ пре­вра­тить­ся,

Чтобы собою не быть; ника­кой ста­но­вить­ся иною

Пти­цею сан не велел, — лишь его же нося­щей перу­ны.

И не помед­лил: рас­сек заем­ны­ми кры­лья­ми воздух

И Или­а­да [Гани­меда] унес…”

Антонио да Корреджо «Похищение Ганимеда», около 1531-1532 годов Местонахождение: Музей истории искусств, Вена, Австрия
Антонио да Корреджо «Похищение Ганимеда», около 1531-1532 годов
Местонахождение: Музей истории искусств, Вена, Австрия

Виночерпий богов

Примечательно, что на священной горе, где проживали боги, для Ганимеда нашлось вполне достойное занятие – он стал виночерпием Олимпа. В гимне Гомера «К Афродите» говорится:

“Так златокудрого некогда Зевс Ганимеда похитил[101]

Ради его красоты, чтобы вместе с бессмертными жил он

И чтобы в Зевсовом доме служил для богов виночерпцем, —

Чудо на вид и богами блаженными чтимый глубоко, —

Из золотого кратера пурпуровый черпая нектар…

нестареющим стал его сын и бессмертным, как боги”.

Ганимед с орлом, II век н.э Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Ганимед с орлом, II век н.э
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Выкуп за Ганимеда

Конечно, оставить без внимания своего любимца Зевс не мог. Ганимед получил щедрые подарки от своего божественного покровителя. Если верить преданиям, он стал бессмертным и вечно молодым. Вероятно, именно бессмертная сущность Ганимеда и сподвигла античных авторов на создание мифа, согласно которому Зевс перенёс своего любимца на небо в виде созвездия Водолея. Годы идут – а Ганимед по-прежнему ярко сверкает на небосклоне. 

Когда же Зевсу сообщили, что в пору веселья на Олимпе и службы Ганимеда горько плачет его отец Трос, бог поспешил утешить и старого правителя Трои. В одних версиях предания говорится, что бог подарил ему золотую ветвь, выполненную из чистого драгоценного металла. В других вариантах мифа авторы рассказывают, что своеобразной платой (выкупом за сына для Троса стали прекрасные кони, подаренные Зевсом). Как бы то ни было, но после этого щедрого подношения от самого властителя Олимпа троянский царь перестал горевать о потерянном наследнике.

Древнегреческий канфар, расписанный мастером Бригом, с изображнием Зевса, преследующего Ганимеда, V век до н.э
Древнегреческий канфар, расписанный мастером Бригом, с изображнием Зевса, преследующего Ганимеда, V век до н.э

Отношение к Ганимеду

Как я уже сказала, миф о Ганимеде стал одним из самых популярных преданий в фольклоре древних греков и римлян. Более того, он нашёл отражение в произведениях искусства – как античного периода, так и более поздних времён. До наших дней сохранились картины, образцы вазописи, скульптуры с изображением сюжета предания о Ганимеде. 

Чаще всего на них показаны стройный юноша и орёл, в облике которого, как подразумевается, находится Зевс. Однако есть в этом популярном и столь известном предании и «тёмная» сторона. Как вы понимаете, речь идёт о нетрадиционном варианте проявления чувств. Согласно данным, впервые миф о Ганимеде появился на Крите, а потому Платон писал:

“Наслаждение от соединения мужской природы с женской, влекущего за собой рождение, уделено нам от природы, соединение же мужчины с мужчиной и женщины с женщиной – противоестественно и возникло как дерзкая попытка людей, разнузданных в удовольствиях. Мы все порицаем критян за то, что они выдумали миф о Ганимеде. Так как они были убеждены, что их законы происходят от Зевса, они и сочинили о нем этот миф, чтобы вслед за богом срывать цветы и этого наслаждения”.
Спутник Юпитера Ганимед. Он настолько велик, что если бы вращался не вокруг Юпитера, а вокруг Солнца, мог бы претендовать на звание планеты / novayaepoxa.com
Спутник Юпитера Ганимед. Он настолько велик, что если бы вращался не вокруг Юпитера, а вокруг Солнца, мог бы претендовать на звание планеты / novayaepoxa.com

Предание о Ганимеде действительно является весьма неоднозначным. С одной стороны, оно позволяет нам прикоснуться к ещё одному образцу древнегреческой культуры. С другой, открывает некоторые весьма специфические особенности мировоззрения народов древности. Несмотря на то, что поведение героев мифа осуждалось и в далёком прошлом, несомненно, сама легенда представляет культурную ценность.

На обложке: Фрагмент картины Питера Пауля Рубенса «Похищение Ганимеда», 1611-1612 годы. Местонахождение: Национальная галерея Канады, Оттава, Канада

МУСАГЕТ
Добавить комментарий