Предания о Тангейзере могут в полной мере продемонстрировать, насколько тонка грань между реальностью и вымыслом. Прототипом для этого немецкого поэта послужил образ рыцаря, жившего в Средневековье.
Интересно, что Тангейзер словно бы существует в двух мирах: реальном, связанном с историческими событиями, и вымышленном, где действуют боги и герои. Судьба Тангейзера полна загадок, и в ней не сразу можно понять, о каком из обладателей этого имени идёт речь, в какой реальности всё происходит. Какие тайны готовы открыть нам легенды о Тангейзере?
Богатый и бедный Тангейзер
Согласно немецким сказаниям, Тангейзер происходил из знатного рода. Очень рано он увлёкся сочинительством стихов, в которых старался показать людям не только проблемы своего времени, но и дела “давно минувших дней”.
В молодые годы Тангейзеру нравилось устраивать весёлые пиршества, куда приглашались все певцы и поэты округи. Как и следовало ожидать, состояние его семьи не могло быть безграничным, а потому через некоторый срок поэт совершенно разорился.
Несмотря на бедность, Тангейзер не переставал радоваться жизни. В своих поэмах он воспевал каждое мгновение, дарованное человеку свыше, призывал ценить дни, как бы они ни проходили – в трудах или безмятежной радости.
Став бродячим певцом, Тангейзер не грустил о годах, когда мог жить в роскоши. Его богатством теперь стали свобода и возможность дарить людям свой талант.
Встреча с богиней
Слава Тангейзера быстро распространялась по стране, и вскоре его пригласили соревноваться с другими поэтами в Вартбурге. Оказавшись в этом городе, он любил проходить возле горы богини Венеры.
Однажды любопытство взяло верх, и Тангейзер решил зайти в таинственную пещеру, видневшуюся с дороги. Переступив невидимую границу, он оказался в совершенно ином, волшебном мире. Навстречу ему вышла хозяйка горы, фрау Венус, что буквально очаровывала своей красотой с первого взгляда.
Тангейзер стал возлюбленным богини, поселившись в её чудесной обители. Несколько счастливых и беззаботных лет прошли словно в сказке.
Однако со временем поэт всё чаще стал задумываться, не греховной ли является эта связь. Он был приверженцем христианских идей и понимал, что единство с языческим божеством может стать гибелью для его души.
Расставание
В итоге Тангейзер решил проститься с возлюбленной, понимая, что у них не может быть общего будущего. В немецком фольклоре сохранилась старинная песня, написанная в XVI веке. В ней как раз и описан сюжет о любви и расставании Тангейзера и Венеры.
Многие выдающиеся поэты и писатели Германии восхищались красотой подачи и силой чувств, описанных в этом произведении. В ходе беседы Венера в отчаянии обвиняет своего любовника в нарушении клятвы. Тангейзер же утверждает, что не мог обещать ей вечной любви. Поэт заявляет, что лишь сейчас осознаёт, что встретил дьявола в прекрасном обличье.
Тангейзер и Папа Римский
Покинув обитель Венеры, Тангейзер отправился в Рим. Ему необходимо было замолить свои грехи, попросить прощения у самого Папы Римского. Долго рассказывал поэт о своих прегрешениях Урбану IV. Конечно, он надеялся на лучшее, но ответ Папы был неутешителен.
Священнослужитель впал в гнев, услышав историю грешника, что долгие годы жил в грехе с языческим божеством. Ударив своим посохом о землю, Урбан воскликнул, что отпущение грехов Тангейзера наступит не раньше, чем этот посох зазеленеет.
Несчастный поэт отправился в обратный путь. Он считал, что Бог отверг его, и путь был только один – к той самой возлюбленной, которую он недавно оставил. Однако Венера не стала журить мужчину. Она радостно приняла Тангейзера в своём жилище, заявив, что не перестала любить его и не сердится на него за ту провинность.
Наверное, на этом история и закончлась ы, но самые необыкновенные события начинаются как раз после отъезда Тангейзера из Рима. По прошествии трёх дней с момента его раскаяния произошло настоящее чудо: мёртвая ветвь, посох Папы, вдруг зазеленел и покрылся листьями.
Не на шутку испуганный и потрясённый, Урбан IV приказал отправить гонцов за поэтом, чтобы тот торжественно принял отпущение грехов. Вот только судьба и здесь решила пошутить над людьми: вход в обитель Венеры был недоступен посланцам Папы.
Суть легенды
Вот так “туманно” завершается легенда о Тангейзере. Её финалом служит утверждение, что никто на свете, будь он Папой Римским, богиней Венерой или другим человеком, божеством, не может решать, можно ли отпустить грехи другого. Лишь Бог в праве решать, кого наказать, а кого простить.
В предании о Тангейзере можно увидеть и другие интересные акценты. Например, мне явно видится тоска людей того времени по ушедшим временам античной красоты и верований.
Ведь, по сути, именно христианин Тангейзер выступает в качестве собирательного образа человека из Средневековья. В то же время, несмотря на подачу духовенства излишне суровым и бескомпромиссным, сказание не позволяет забывать об истинной духовности и христианском гуманизме.
Тангейзер – персонаж неоднозначный для своего времени. Согласно меркам Средневековья, он действительно совершил большой грех, но не почему же эта провинность была отпущена Богом? На мой взгляд, суть крылась в том, что, несмотря на разногласия и душевные метания, Тангейзер действительно любил Венеру, а любовь неизменно является спасительной светлой силой в самых разных религиях.