Славянский пояс в верованиях и традициях Древней Руси

Традиции народов

Не секрет, что на Руси люди ко многим вещам, ставшим обыкновенными в наше время, относились по-особому. В этом крылись тайные знания и многовековая мудрость народа.

Одним из главных оберегов человека считался пояс, выполненный в славянской традиции и украшенный определённым, «магическим» орнаментом. Что видели наши предки в этой детали одежды? Почему пояс нередко играл ключевую роль во время решения важных вопросов? 

Защитный круг

Для славян пояс был не просто украшением. Чаще всего он символизировал дорогу, причём не только в прямом смысле. Часто подразумевалось некое посредничество между мирами. Помните, что делал Хома в гоголевском «Вие»? Чертил вокруг себя круг, чтобы злые силы не смогли похитить его душу.

Н.В.Гоголь очень точно отобразил народные представления о том, что именно в круге можно уберечь свою душу. А теперь подумайте, какую форму принимает повязанный на талии пояс? Правильно – тот же круг. Вот и получалось, что такой оберег (в отличие от нарисованного на полу круга) можно было всегда носить с собой.

Пояс мужской тканый, вторая половина XIX века Местонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия
Пояс мужской тканый, вторая половина XIX века
Местонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия

От зла и недугов

В Белоруссии бытовала традиция повязывать поясом ребёнка практически сразу после рождения. Причина этого ясна – новорожденный должен был находиться под защитой. В украинских селениях после похорон поясами перевязывали ворота – для того, чтобы избежать последующих смертей в этом доме.

Однако был праздник, когда многие предпочитали снять пояса. В ночь на Ивана Купалу искатели чудесного цветущего папоротника или кладов никогда не повязывали поясов, поскольку так не могли выйти на «одну волну» с нечистью, что в этот день могла быть не только противником, но и помощником. 

Если же человек болел, то пояс мог спасти его от недуга. Для этого больной должен был снять пояс и отправиться в лес. Там человек находил осину, к которой обращался с просьбой отнять недуг и подарить выздоровление. После поклона дереву нужно было завязать «больной» пояс на нём. Согласно славянским поверьям, осины обладали особенным свойством «впитывать» негатив и преобразовывать его в положительную энергию.

Пояс был и помощником, и оберегом человека / o-tendencii.com
Пояс был и помощником, и оберегом человека / o-tendencii.com

Свадебный пояс

Множество обрядов, связанных с решающими жизненными событиями, не проходили без ритуалов с использованием поясов. Главным среди них считается свадьба. Если во время сватовства девушка передавала жениху пояс, это означало её согласие.

В праздничный день невеста сама преподносила будущему супругу пояс, что был соткан ею. Чаще всего орнамент на нём содержал красный цвет. Такой подарок считался талисманом на удачу в браке, а также защитой мужа от приворотов и сглаза. До XIX века был известен обычай прыжка в пояс. Происходило это накануне свадьбы. Тогда сваты клали перед невестой пояс ярко-красного цвета, свернув его кругом.

Если девушка принимала их предложение, то должна была прыгнуть в центр такого оригинального круга. Так она сразу принимала родовую защиту, переданную семьёй жениха. Однако порой появлялись на свадьбах и «чёрные» пояса, что могли нести дурную энергетику. Так, белорусы верили, что ведьмы изготавливают скрученные пояса, с помощью которых в любой момент могут обратить всех гостей в стаю волков. Именно поэтому во время торжеств многие люди внимательно присматривались к поясам гостей – нет ли среди них того самого злого и «змеевидного».

В свадебной одежде пояс был особо важным элементом Костюм свадебный женский, конец XIX-начало ХХ веков Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
В свадебной одежде пояс был особо важным элементом
Костюм свадебный женский, конец XIX-начало ХХ веков
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Пояс – как уход из жизни

В некоторых уральских поселениях до наших дней сохранилась традиция плести «смертный пояс». Создавался он не для умершего, а для тех людей, что решили отрешиться от всего, посвятив себя подготовке к уходу в потусторонний мир. Такие пояса носили постоянно, не сменяя их на праздничные или повседневные.

По сути, пояс мог многое рассказать о человеке, указав на его социальный статус, род деятельности или мировоззрение. Так, к поясу часто подвязывали необходимые предметы. Женщины носили ладанки, воины – короткие ножи, детские пояса могли украшаться бубенчиками, что, как верили на Руси, отпугивали нечистые силы, которые норовили переманить ребёнка на свою сторону.

К поясу часто подвязывали необходимые предметы / ruvera.ru
К поясу часто подвязывали необходимые предметы / ruvera.ru

Помощник человека

Пояс использовали и при новоселье. Многие знают, что первой в дом входила кошка, однако вслед за ней в жилище заходил глава семьи, который протягивал пояс всем своим родным. Когда за противоположный конец пояса брался один из членов семьи, хозяин тут же втягивал его в новый дом. Это необходимо было для того, чтобы новое место приняло всех людей, что будут жить здесь.

Подобный обряд был связан и со скотиной, которую покупали и приводили к новому хозяину. Когда животные стояли у ворот, перед ними на землю клали пояс, который те должны были переступить. Во время этого обряда человек, стоящий у входа, негромко просил каждое животное забыть о прежнем доме и подчиняться новому хозяину. 

Не только узоры являлись украшением поясов. Мастерицы Руси часто вышивали на поясах тексты молитв или воззвания к духам, а иногда на поясах указывалась даже дата их изготовления. Часто пояса украшали старинные символы и буквы, значение которых современным исследователям разгадать не под силу. Вероятно, это и были знаки-обереги, вышитые для благополучия и здоровья человека.

Простой поясок, завязанный на осине, помогал человеку выздороветь / unsplash.com
Простой поясок, завязанный на осине, помогал человеку выздороветь / unsplash.com

У кого нет пояса?

Как же воспринимался человек без пояса? Часто в сказаниях подчёркивается, что в таком случае он либо сам представлял нечисть, либо был с нею связан. Пояса отсутствовали в нарядах колдунов (и то – не всех), а также в описаниях тёмных существ. Например, русалки представлялись девушками, одетыми в длинные белые рубахи без поясов.

Однако пояса всегда снимали роженицы. Неужели они хотели ослабить себя перед злыми силами? Нет, однако ритуал распускания волос, снятия обуви и пояса перед родами говорил о единстве женщины с природными силами, которые она и призывала в помощь.

Русалки представлялись девушками, одетыми в длинные белые рубахи без поясов Иван Николаевич Крамской «Русалки», 1871 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Русалки представлялись девушками, одетыми в длинные белые рубахи без поясов
Иван Николаевич Крамской «Русалки», 1871 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Древнерусские традиции, связанные с поясами, удивительны и разнообразны. Даже в наше время технического прогресса люди верят, что изделие, созданное с любовью и теплом, может служить настоящей защитой для человека, который будет окружён загадочной славянской магией, пережившей многие столетия.

На обложке: Славянские тканые пояса / wuniver.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий