Сговор с нечистью – кто на Руси “знался с чертями”?

Сказания

На Руси рассказывали множество преданий о нечистой силе, причём нередко к ней причисляли не только бесплотных духов, а вполне реальных людей. Они, как заявляли легенды, вступали в сговор с нечистью, а потому становились служителями тёмных сил, устраивали бесчинства и всячески вредили обществу. Впрочем, нередко заключение “договора” с нечистью делалось ради собственной выгоды.

Знаете ли вы, что к колдунам причисляли даже представителей некоторых профессий? Согласно поверьям, успеха в определённом деле быть не могло, если нечистая сила не оказывала человеку поддержки. Кроме того, существовало немало тех, кто служил мраку по “призванию”, а именно – колдунов, колдуний, ведьмаков. Кстати, между ними были существенные различия. Итак, что же могут поведать нам славянские предания о сговоре с нечистой силой?

Колдуны – добровольные и невольные

В старину верили, что среди людей есть те, кто вступает в сговор с нечистой силой, преследуя самые разные цели. Для кого-то, как я уже сказала, это был смысл жизни (как же колдуну жить без нечисти?), кто-то стремился обрести особенные способности, а кто-то наладить своё профессиональное дело (но это касалось не всех профессий).

О последнем случае расскажу чуть позже, а первым делом начнём мы знакомство, пожалуй, с колдунами. Они, как верили, имели наиболее тесные отношения с тёмными духами и потусторонними “обитателями”.

Колдун в силу своей деятельности обязательно вступал в контакт с нечистью. Андрей Шишкин «Чужой», 2009 год / a-shishkin.ru
Колдун в силу своей деятельности обязательно вступал в контакт с нечистью
Андрей Шишкин «Чужой», 2009 год / a-shishkin.ru

Колдуном, как рассказывали, человек мог стать двумя способами – родиться уже таковым или добровольно приобрести соответствующие навыки Конечно, для становления колдуна требовалась “основа”. Если задатков нет – ничего не выйдет, даже если заучишь все заговоры. Колдовские способности передавались в третье поколение, причём пол ребёнка значения не имел.

Существовали также колдуны невольные, но они, если верить легендам, встречались крайне редко. Как же они появлялись? Всякий человек, общающийся с нечистью, знал, что земля просто так не примет его тело. Чтобы спокойно умереть и быть погребённым по всем правилам, ему следовало найти того, кому он сможет передать свою силу.

Колдунов боялись и в то же время уважали. Всеволод Борисович Иванов «Одинокий волхв», 2006 год
Колдунов боялись и в то же время уважали.
Всеволод Борисович Иванов «Одинокий волхв», 2006 год

Чаще всего эти способности отдавали внукам или ученикам, однако бывало и так, что совершенно незнакомый, посторонний человек становился жертвой старого колдуна. В этом случае он сам становился невольным колдуном.

Если же человек добровольно хотел стать колдуном и чувствовал в себе на это силы, он вступал в сговор с нечистью. Отдавая взамен свою душу, он получал помощь самых разных тёмных духов и чертей, которые и помогали, и мешали ему. Как поговаривают, часто эти “чертенята” требовали более сложных заданий, а потому колдун должен быть постоянно пребывать в действии.

Андрей Алексеевич Шишкин «Заклинание», 2008 год / a-shishkin.ru
Андрей Алексеевич Шишкин «Заклинание», 2008 год / a-shishkin.ru

Тёмные и светлые дела колдунов

Что же делали колдуны? Думаю, ответ на тот вопрос знают даже дети. В преданиях наших предков рассказывается, что такие люди могли наводить порчу и сглаз, совершают различные колдовские ритуалы. Неверно считать, будто колдуны целью своей жизни считали причинение вреда окружающим.

Да, они могли совершать гадости, но нередко именно к ним обращались за помощью. Приходя к больному человеку, колдун забирал одну или несколько его вещей, после чего отправлялся в лес.

Колдуны могли быть и добрыми, как на картине Игоря Валериевича Майкова / artnow.ru
Колдуны могли быть и добрыми, как на картине Игоря Валериевича Майкова / artnow.ru

Там он вешал предметы на дерево. Хворь могла оставить человека, а именно – перейти к дереву или к тому, кто захочет забрать себе эту одежду. Именно поэтому говорили, что, увидев в лесу рубаху или пояс, висящие на ветвях, не стоит прикасаться к ним.

А вот навести порчу колдуны могли самыми разными способами. Кто-то использовал заговоры и специальные порошки. Кто-то мог попросту бросить вслед обидчику недобрый взгляд – и тому следовало ждать скорой беды. Старые опытные колдуны, как гласили легенды, могли с лёгкостью не только навести порчу, но и снять её.

Как видите, личности это были весьма неоднозначные, приносящие вред и пользу людям. На мой взгляд, всё зависело от самого колдуна или колдуньи – они выбирали, какой путь им ближе, и в зависимости от этого творили злые или добрые дела. Впрочем, никто не мог помешать обиженному “доброму” колдуну сглазить своего неприятеля.

Михаил Васильевич Нестеров «За приворотным зельем», 1888 год Местонахождение: Художественный музей имени Радищева, Саратов, Россия
Михаил Васильевич Нестеров «За приворотным зельем», 1888 год
Местонахождение: Художественный музей имени Радищева, Саратов, Россия

Как отличить колдуна?

А как же односельчане могли распознать колдуна? Это было весьма непросто. Внешне, в отличие от нечисти, они ничем не выделялись среди прочих людей. Однако есть и специфические черты, по которым можно вычислить соратников нечисти.

Во-первых, время колдунов – ночь. Днём они чаще всего спят, зато по ночам любят бродить, держа в руке крупный деревянный или металлический крюк. Колдуны часто одевались в овчинный полушубок, подпоясывали его кушаком.

Взгляд исподлобья - одна из характерных черт колдуна / kartinkin.com
Взгляд исподлобья – одна из характерных черт колдуна / kartinkin.com

Они не заводят друзей, стараются держаться стороне от людей. Когда колдун встречает кого-то – опускает глаза. Также нередко они могут смотреть на прохожих “волчьим” взглядом – исподлобья.

В народе говорили, что даже после смерти колдун способен сохранить свою силу. Его неспокойный дух может продолжать бродить по деревням и творить зло. Чтобы утихомирить его, требовалось пробить грудь мёртвому колдуну осиновым колом. Конечно, подобный обычай сегодня кажется диким, но осиновый кол в фольклоре уже стал чем-то вроде символа борьбы с колдовством.

Василий Максимович Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Максимович Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Ведьмы – женская ипостась нечисти

Совсем иными были ведьмы. Их часто путают с колдунами, но это неверно. Ведьмами могли стать только женщины, тогда как колдовство было подвластно представителям обоих полов. Кроме того, у ведьм были отличительные (хоть и не слишком заметные) внешние черты.

У них был маленький хвост, а также ведьмы часто летали по ночам. В качестве транспортного средства использовали подручную утварь – помело, кочергу, ступу и т.д. Покидать свои дома ведьмы любили через дымоходную трубу.

Николай Владиславович Бессонов «Ведьмины пляски», 1995 год
Николай Владиславович Бессонов «Ведьмины пляски», 1995 год

Как и колдуны, ведьмы могли принимать облик животных, имея способности к оборотничеству. Им известны многие тайны мироустройства. Часто к ведьмам обращались девушки с проблемами личного характера. Благодаря помощи нечистой силы они могли вернуть любовь или обратить на себя внимание того, кто был дорог её сердцу.

Правда, помощь эта была весьма сомнительной, но ведьмы недостатка в “клиентах” не знали. Они могли произносить заговоры над вещами, что в дальнейшем можно было использовать для врачевания или облегчения боли – как физической, так и душевной.

Ведьмы могли принимать облик животных, имея способности к оборотничеству / kartinkin.com
Ведьмы могли принимать облик животных, имея способности к оборотничеству / kartinkin.com

Считается, что до распространения христианства ведьм относили к добрым колдуньям. Одно их название указывает на большую мудрость, ведь слово “ведьма” происходит от старинного “ведать” – “знать”. По сути, ведьмой называли мудрую, опытную и знающую женщину, что могла советом помочь в трудной ситуации молодой девушке.

Правда, в дальнейшем ведьм стали связывать с нечистой силой и ведовскими способностями. Особой популярностью пользовались истории о шабашах ведьм, где указывалось, что эти женщины крайне любвеобильны и аморальны.

Франсиско Гойя «Шабаш ведьм», 1821-1823 годы Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско Гойя «Шабаш ведьм», 1821-1823 годы
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Ведьмак – добрая сторона

А вот ведьмак явно отличался от своих тёмных “коллег”. Несмотря на то, что он также находился в постоянном взаимодействии с нечистью, ведьмака причисляли к добрым созданиям. Выглядел он как обыкновенный человек, однако обладал огромной силой.

Он мешал ведьмам творить зло, создавал препятствия для колдунов, боролся с бунтующими злыми духами. Нередко ведьмака можно было увидеть на кладбищах, где происходило противоборство человека с мрачными обитателями потустороннего мира. Ведьмак однозначно выступал на стороне добра, людей, защиту которых считал своим долгом.

Нередко ведьмака можно было увидеть на кладбищах, где происходило его противоборство с нечистью / © Leo Hao / leohao.ru
Нередко ведьмака можно было увидеть на кладбищах, где происходило его противоборство с нечистью / © Leo Hao / leohao.ru

Особенная профессия – мельник

К тем, кто знается с нечистью, принадлежали и знахари-шептуны, оборотни, кликуши. Однако, как я уже отмечала, существовал ряд профессий, деятельность в которых была связана с делами тёмных сил. Вы наверняка снова подумали о колдунах, но нет – речь идёт о вполне мирных занятиях.

Наиболее часто в сговор с нечистью вступали мельники. Наверняка вы удивитесь: зачем же человеку, держащему мельницу, осквернять себя этим? Ради процветания своего дела!

В старину народ старался о мельниках говорить негромко, шепотком – чтобы те не услыхали и не ответили недобрым взглядом. Рассказывали, будто днём на мельницах мелется мука, а по ночам там мельник устраивает пирушки для нечистой силы. Мельников считали немного колдунами и, конечно, нечистыми на руку.

Игнатьев Михаил Иванович «На мельнице», 1914 год Местонахождение: Областной художественный музей, Ульяновск, Россия
Игнатьев Михаил Иванович «На мельнице», 1914 год
Местонахождение: Областной художественный музей, Ульяновск, Россия

Если мельница была водяная (а именно такие были наиболее популярны в старину), говорили, что мельник водится с самим Водяным. Каждым из колёс мельницы владел отдельный водовик. Если дела мельника идут успешно, не стоило сомневаться: он сумел задобрить Водяного, продался нечистой силе.

Когда мельница выходила из строя, говорили, что это Водяной просит новые подарки. В качестве дара для своего покровителя мельники использовали мёд, хлеб, мясо, что бросали в воду. Мельница нравилась водным духам. В углублении под сооружением они, как рассказывают предания, любили собираться и устраивать свои подводные празднества.

Как бы мельник ни старался, а без подношений водяному хорошей работы на мельнице не будет / © Наталья Доменецкая / fotokto.ru
Как бы мельник ни старался, а без подношений водяному хорошей работы на мельнице не будет / © Наталья Доменецкая / fotokto.ru

Дурная слава плотников и печников

Не менее опасными считались и плотники. Они занимались непростым делом – созиданием. Однако в процессе работы могли серьёзно навредить обитателям жилища или владельцам мельницы. Плотники знали множество заговоров.

Если сумеет заказчик задобрить их – получит не только отличную вещь, но и успешное её применение. А в ином случае уповать на удачу не стоит. Нередко даже мельники ничего не могли сделать с мельницей, отремонтированной обиженными плотниками. Именно поэтому их старались всячески задабривать и угощать, честно рассчитываться за проделанную работу.

Плотники знали множество заговоров, их не стоило обижать. Николай Петрович Загорский «Плотник», 1877 год Местонахождение: Северо-Осетинский художественный музей, Владикавказ, Россия
Плотники знали множество заговоров, их не стоило обижать.
Николай Петрович Загорский «Плотник», 1877 год
Местонахождение: Северо-Осетинский художественный музей, Владикавказ, Россия

Дурной славой пользовались печники и каменщики. Практически в каждом селении могли указать на заброшенный дом, в котором своеобразно пошутили печники. Жить в нём было невозможно, так как печь дымила, не оставляя и капли свежего воздуха.

Если печник на кого-то был зол или не получал оговорённой оплаты, он мог с лёгкостью сделать так, что в ветреную погоду из печи доносились стоны и вой. Конечно, хозяев дома подобное звуковое сопровождение радовало мало. А порой и вовсе говорили, что так печник в дом чертей впускает.

Почти в каждом селении был заброшенный дом, в котором нельзя жить из-за дымящей печи / © Анатолий Максимов / fotokto.ru
Почти в каждом селении был заброшенный дом, в котором нельзя жить из-за дымящей печи / © Анатолий Максимов / fotokto.ru

О пастухах и царях

Вполне невинное занятие пастухов народ также связывал с нечистой силой. Большую часть своего времени пастух проводил в полях и лесах, а значит, для удачного выпаса должен был заручаться помощью лесных духов.

Как поговаривали, порой пастухи обещали Лешему корову или овцу, если тот поможет уберечь всё стадо от диких зверей и несчастий. Кроме того, опытные пастухи могли быстро найти потерявшееся животное – считалось, что это они делали с помощью тех же нечистых сил.

Если пастух терял корову из стада, то Леший помогал ему быстро её найти / mifolog.com
Если пастух терял корову из стада, то Леший помогал ему быстро её найти / mifolog.com

Ну и напоследок хочу отметить, что не только обыкновенные люди, но и русские правители порой приобретали славу “знающихся с чёртом”. В летописях рассказывается о князья-оборотнях, умевших обращаться в волка или орла. Даже известных царей не обошла людская молва.

К примеру, Ивана Грозного считали “непростым” правителем. Известно, что он любил окружать себя колдунами и знахарями, а оттого и говорили, будто государь вступил в сговор с нечистью.

К таким же царям причисляли Бориса Годунова, Лжедмитрия Первого, Алексея Михайлович, Петра Великого. Вряд ли кто-то из них действительно имел отношение к колдовству, но все эти личности были весьма неординарными, а также оказали влияние на многие аспекты жизни людей – в том числе и религии.

Язэп Драздович «Чародей-оборотень Всеслав Брячиславич, князь Полоцкий», 1923 год Местонахождение: Национальный художественный музей, Минск, Белоруссия
Язэп Драздович «Чародей-оборотень Всеслав Брячиславич, князь Полоцкий», 1923 год
Местонахождение: Национальный художественный музей, Минск, Белоруссия

Как несложно убедиться, стать обвинённым в сговоре с нечистью в старину мог практически каждый. Конечно, большая часть преданий о колдунах, ведьмаках и мельниках принадлежит к выдумкам, но всё равно стоит задуматься.

Уж слишком много подобных историй встречается у самых разных славянских народов. Разве всё мы знаем о мире, что нас окружает? Конечно, нет. Всего не знали и наши предки, но, быть может, они сохранили для нас вот такие своеобразные “послания” в преданиях и народных поверьях?

МУСАГЕТ
Добавить комментарий